 |
Из открытых источников |
Одной из наиболее ярких страниц истории крымскотатарской культуры периода Крымской АССР явилась деятельность Крымского государственного татарского драматического театра, учрежденного в Симферополе постановлением КрымЦИК от 8 ноября 1923 г. До этого, начиная с 1880-х гг., в различных городах Крыма существовали любительские крымскотатарские театральные коллективы, часть из которых с установлением Советской власти получила государственную поддержку.
На должность главного режиссера Крымского государственного татарского театра был приглашен один из наиболее талантливых крымскотатарских артистов – актер и режиссер, юрист по образованию Джелял Меинов. Его помощником стал молодой представитель театральной школы Казани Джелял Байкин. В первую театральную труппу вошли как уже известные актеры: Умер Ипчи (известный поэт и писатель), Айше Тайганская, Асан Чергеев (поэт), Эмине Челебиева и др., так и молодые, например, Ибраим Халилев. В качестве балетмейстера театра был приглашен известный танцовщик Хайри Эмир-заде. Первым директором был назначен У. Ипчи.
Еще до официального открытия крымскотатарского театра встал вопрос обеспечения его собственной сценой. Рассматривались различные варианты. Один из них предусматривал предоставление крымскотатарскому театру здания бывшей гостиницы «Метрополь» по адресу ул. Пушкина, 8. Известно, что именно здесь в сентябре 1923 г. состоялась премьера первой крымскотатарской оперы «Чора-Батыр» (автор музыки – А. Рефатов, либретто – О. Акчокраклы, консультант – У. Боданинский).
Однако сцена бывшего «Метрополя» не соответствовала необходимым условиям для полноценной работы большого творческого коллектива. В результате крымскотатарский театр начал свою деятельность в здании бывшего Театра Таврического дворянства на ул. Пушкина, 15, совместно с труппой русского театра.
Одновременно на повестку дня был поставлен вопрос строительства нового, собственного здания. Но на протяжении многих лет никаких практических действий в этом направлении предпринято не было. Работы по возведению здания для крымскотатарского театра начались только в 1937 г. и продолжились лишь до февраля следующего года, так как финансирование было ограничено. По некоторым сведениям, над данным проектом работала группа архитекторов под руководством известного академика архитекторы А. В. Щусева.
Таким образом, проект строительства собственного здания для крымскотатарского драматического театра так и не был реализован. В итоге, вплоть до 18 мая 1944 г. (день депортации крымских татар), крымскотатарская труппа продолжала работать на сцене Крымского государственного драматического театра им. Горького вместе с русской труппой.
В 1920–1940-х гг. под руководством режиссеров Дж. Меинова, У. Ипчи, У. Девишева, И. Халилева, С. Джетере, Е. А. Бегак, Г. Исмагилова и др. на сцене Крымского государственного драматического театра были поставлены сотни спектаклей как крымскотатарских авторов (У. Ипчи, Дж. Меинов, С.-А. Озенбашлы, О. Акчокраклы, Ю. Болат, Р. Тынчеров, А. Тайганская, М. Нузет, М. Бекиров, С. Абдуллаев, И. Грабов, К. Усеинов, А. Лятиф-заде, Я. Н. Байбуртлы, Х. Гурджу, И. Тархан, И. Аппазов, У. Сами, В. Абилев, А. Алим, А. Пармаксыз, С. Джетере, А. Алтанлы, И. Бахшиш и др.), так и европейских (У. Шекспир, Мольер, Лопе де Вега, К. Гольдони, Бомарше, Шиллер, К. Гоцци, Г. Хейерманс и др.), русских (Н. Гоголь, А. Н. Островский и др.) и советских (М. Горький, К. Тренев, А. Корнейчук, В. Вишневский, В. Киршон, В. Иванов, А. Афиногенов, Б. Лавренев, Д. Фурманов, Н. Погодин, Ю. Яновский и др.) драматургов. Особое место в репертуаре театра занимали произведения авторов из национальных республик – татарских, азербайджанских, узбекских, грузинских, армянских и др. драматургов первой половины XX в. (К. Тинчурин, З. Фатхуллин, А. Кутуй, У. Гаджибеков, Дж. Джабарлы, А. Шаиг, Ф. Бурнаш, Г. Мдивани, А. Ширванзаде, Ш. Дадиани, Т. Гиззат и др.).
 |
 |
 |
 |
Умер Ипчи |
Джелял Меинов |
Хайри Эмир-заде |
Усеин Баккал |
Из открытых источников |
При этом все произведения не крымскотатарских авторов ставились, в том числе и на крымскотатарском языке, для чего осуществлялись соответствующие переводы. В этой области плодотворно работал целый ряд крымскотатарских литераторов (А. Алим, Э. Шемьи-заде и др.), особо активен был Умер Ипчи.
В спектаклях крымскотатарского театра принимали участие актеры, составившие цвет крымскотатарского театрального искусства тех лет: Айше Тайганская, Эмирамет и Билял Париковы, Хайри Эмир-заде, Саре Байкина, Халид Гурджи, Эмине Челебиева, Ава Клычева, Ибадулла Грабов, Эмине Фейзуллаева, Магинур Ишниязова-Мустафаева, Айше Пармаксызова, Усеин Баккал, Сервер Джетере, Али Теминдар, Гани Мурадов (режиссер, драматург), Асан Ногаев, Сейтхалиль Османов (актер и режиссер), Джумазие Трупчу, Нурие Джетере, Асан Джелялов, Эгдем Ниметулла, Зоре Билялова, Ибраим Халилев, Мурат Измайлов, Айше Диттанова, Мерьем Ибраимова, Рейан Арифова, Фатьма Аметова, Рефат Челебиев, Асие Эмир-заде, Гани Мурад, Абдураман Джелилов, Сание Налбандова, Айше Менаметова и др. Благодаря их таланту крымскотатарский театр получил известность не только в Крыму, но и далеко за его пределами.
Директорами Крымского государственного татарского драматического театра в разные годы были У. Ипчи, Ы. Кадыр, С. Г. Джекнаваров, А. Шейх-заде, Абибулла Баккал, В. А. Ветко, Г. Девишев, И. Грабов; главными режиссерами – Дж. Меинов, Струев, Г. Девишев, С. Джетере, Е. А. Бегак, З. М. Славянова, Г. Исмагилов.
К работе в театре, в частности, с костюмами и декорациями, привлекались известные крымскотатарские этнографы и художники, такие как У. Боданинский, О. Акчокраклы, А. Хусни, С. Бадраклы. Для отдельных проектов приглашались такие известные специалисты, как академик Н. Н. Болдырев из Одессы, проф. Строганов, хорошо знавший крымскотатарскую жизнь, и др.
В повышении мастерства актеров крымскотатарского театра особую роль сыграли различные стажировки за пределами Крыма. Так, в 1923–1924 гг. У. Ипчи побывал в Москве, Казани, Уфе, познакомился с состоянием театрального дела, а также виднейшими театральными деятелями в этих городах, привез с собой целый ряд пьес из репертуаров других театров.
Главный режиссер крымскотатарского театра Дж. Меинов 25 мая 1927 г. принял участие в съезде работников искусства Советского Союза в Москве, после чего отправился в Казань, где встречался с деятелями татарского театрального искусства и представителями интеллигенции. Эти встречи способствовали укреплению связей между театральными коллективами Симферополя и Казани, а также обмену опытом между режиссерами и актерами.
С момента открытия Крымскотатарского государственного театра сценическое искусство среди крымских татар получило большую популярность. Многочисленные спектакли сопровождались неизменным успехом. Очередные постановки Крымского татарского театра активно освещались и обсуждались в печати. В центральной крымскотатарской газете того времени «Енъи дюнья» («Новый мир») существовала постоянная рубрика с театральной хроникой, в которой публиковались статьи многочисленных авторов о достижениях и проблемах крымскотатарского театрального искусства. Среди наиболее авторитетных и плодовитых авторов театральных рецензий можно отметить известного критика, редактора ряда крымскотатарских изданий того времени, наркома просвещения в 1928–1929-х гг. М. Недима.
В 1930-е гг. наблюдается активизация контактов крымскотатарского театра с театрами национальных республик. Так, в 1932 г. Симферополь с гастролями посещает коллектив Узбекско-Бухарского театра. В 1934 г. состоялся ответный визит Крымскотатарского театра в Узбекистан. В апреле 1935 г. гостями Крымскотатарского театра стала труппа Бурят-моногольского театра – в помещении театра на ул. Пушкина, 15, артисты двух коллективов провели совместный театральный вечер. В 1936 г. такое же мероприятие было проведено совместно с актерами из Дагестана.
Помимо этого, в здании театра постоянно проводились мероприятия в рамках собственного многонационального коллектива. Так, в мае 1933 г. силами крымскотатарской, украинской и русской трупп был проведен совместный театральный вечер. Коллективы вместе устраивают различные торжественные мероприятия, юбилеи, праздники и т.п. Данные мероприятия широко освещаются в печати, запечатлеваются на многочисленных фотографиях.
В 1941 г. «в связи с празднованием 20-летия Советского Крыма» планировались гастроли Крымскотатарского драматического театра в Москве или в одной из братских республик. Этим планам помешала начавшаяся Великая Отечественная война.
С годами войны и оккупации связана весьма драматичная страница додепортационной истории крымскотатарского театра. С началом боевых действий ряд крымскотатарских актеров, в том числе И. Муратов, С. Джетере, Я. Дибаг, А. Умеров, С.-Н. Абдураимов, были призваны в ряды Красной Армии и отправлены на фронт. Оставшиеся участвовали в агитбригадах – выступали с концертами на фронте и в госпиталях. Эти концерты проводились совместно с артистами Государственного ансамбля песни и танца крымских татар и солистами и оркестрантами Радиокомитета Крымской АССР – хореографом У. Баккал, танцорами и музыкантами Р. Баккал, П. Баккал, Ш. Мамутовым, А. Мамутовым, Э. Шакировым, И. Ибраимовым, К. Попандопуло, Ф. Умеровой, С. Челебиевой, М. Абселямовым, молодым композитором А. Каври. В качестве солистки в агитбригаду была включена выдающаяся певица, заслуженная артистка Крымской АССР С. Эреджепова, в качестве руководителя оркестра – композитор, заслуженный деятель искусств Крымской АССР И. Бахшиш.
 |
 |
Сцены из театральных постановок. Современные фото
|
В период оккупации полуострова крымскотатарская театральная труппа, не успевшая эвакуироваться, продолжила свою работу. В конце 1941 г. на должность художественного руководителя и директора Крымскотатарского драматического театра был назначен И. Грабов, куратором – М. Велиджанов, главным режиссером – Г. Исмагилов, главным балетмейстером – У. Баккал, зав. музыкальной частью – И. Бахшиш, зам. зав. музыкальной частью – А. Каври. Репетиционная деятельность ансамбля проходила в здании Татарского клуба на ул. Кантарной, 20. По требованию оккупационных властей из репертуара труппы были исключены пьесы политического и социального характера, ставились, в основном, русская и, частично, европейская классика, музыкальные спектакли на основе крымских и восточных легенд, комедии и музыкальные пьесы из народной жизни.
В этот период деятельность театральной труппы проходила в неразрывной связи с оставшимися в городе членами других крымскотатарских творческих коллективов. В частности, в ней принимали участие артисты Государственного ансамбля песни и танца крымских татар, как это было во время агитбригад. Помимо артистов ансамбля песни и танца, в состав театра в годы оккупации вошли и артисты (певцы, оркестранты) Крымского радиокомитета.
Таким образом, коллектив театра обогатился за счет таких талантливых артистов, как С. Эреджепова, С. Челебиева, Б. Аединов, М. Аппазов и др.
Говоря о работе театра в период оккупации, необходимо отметить, что многие актеры и сотрудники театра в эти годы участвовали в подполье, некоторые из них стали жертвами тех трагических лет. Активными участниками подполья были композитор Абибулла Каври (расстрелян в 1943 г.), актеры Али Теминдар (замучен в застенках гестапо в 1942 г.), Решит Асанов (расстрелян в 1943 г.), Эгдем Ниметулла (был членом легендарной группы Абдуллы Дагджи – «Дяди Володи»). Уже перед самым освобождением Симферополя от фашистских захватчиков особую известность получили самоотверженные действия крымскотатарских актера Асана Джелялова и артиста танцевального ансамбля Рустема Сейдаметова. Они вовремя предприняли меры по спасению здания театра, подожженного фашистами перед отступлением, в результате чего пожар удалось погасить, здание театра не пострадало.
После освобождения Симферополя в апреле 1944 г. СНК Крымской АССР принял постановление о восстановлении деятельности учреждений искусств в Крымской АССР. В нем речь шла и о Крымском республиканском ансамбле песни и пляски крымских татар, в котором планировалось объединить все имевшиеся на тот момент в городе артистические и театральные силы, в том числе и артистов предвоенного театра. Помимо этого, согласно отдельным документам, предусматривалось восстановление деятельности и самого театра. Однако в ночь на 18 мая 1944 г. все крымские татары, включая артистов, были насильно выселены из Крыма. При этом некоторые из артистов подверглись индивидуальным репрессиям.
Крымскотатарский национальный драматический театр был возрожден в 1989 г., в период массового возвращения крымских татар на историческую родину. Это стало возможным благодаря инициативной группе, в которую входили А. Диттанова, М. Османов, С. Османов, И. Бахшиш и др. Со временем театру было выделено в пользование здание по адресу ул. Менделеева, 5/1, где он располагается и поныне.
В настоящее время в театре трудится около 150 человек, 80 из них – актеры, музыканты, художники, творческие работники. Коллектив театра участвует и побеждает на различных театральных фестивалях, в т.ч. и международных: Чеховский театральный фестиваль в г. Ялте, Всемирный Шекспировский фестиваль в Эдинбурге (Великобритания), «Классика сегодня» в г. Днепродзержинске, фестивале античного искусства «Боспорские агоны» (Керчь), «Дорогами добра» (Москва), «Белая Вежа» г. Брест (Белоруссия), «Голоса Истории» г. Вологда (Россия), «Стамбул-Место-Театр» г. Стамбул (Турция), «Туганлык» (Башкортостан, Россия), Каирский международный театральный фестиваль экспериментальных спектаклей (Египет) и другие.
Адрес: г. Симферополь, ул. Менделеева, д. 5/1
Список использованных источников:
-
Крымскотатарский академический музыкально-драматический театр : [сайт]. – URL: https://qtteatr.ru/ (дата обращения: 20.12.2023). – Текст : электронный.
-
Свод памятников истории, архитектуры и культуры крымских татар : [в 4 томах]. Т. 3 : г. Симферополь / [сост. тома Н. Р. Абдульвапов ; науч. ред. тома Р. Р. Салихов]. – Белгород : Константа, 2018. – 391 с. – Библиогр. в конце ст.
Дата публикации
20.12.2023