Крымский академический русский ...
Крымский академический русский драматический театр им. М. Горького

 

Крымский академический русский драматический театр им. М. Горького – один из старейших в стране. Его истоки уходят к 1821 г., когда по инициативе московского купца Волкова, вынужденного по состоянию здоровья переехать в Крым, в Симферополе был основан театр.

В 1846 г. с театром сотрудничал известный антрепренер Данила Жураховский. Знакомый с молодых лет с великим русским актером М. С. Щепкиным, он решил пригласить его на гастроли в Симферополь. Михаил Семенович согласился сыграть несколько спектаклей на сцене симферопольского театра. В эту поездку Щепкин взял с собой В. Г. Белинского, своего самого благодарного зрителя и объективнейшего критика.

Гастроли Щепкин открыл 1 сентября 1846 г. спектаклем «Матрос» французских авторов Т. Соважа и Ж. Делурье, в котором он исполнял роль Симона.

На симферопольской сцене актер сыграл целый ряд лучших своих ролей, в том числе Городничего в гоголевском «Ревизоре».

С 1888 г. театр перешел в непосредственное ведение дворянства и стал именоваться «Дворянским».

Здание Дворянского театра.
Открытка 1910-х гг.
Из фондов

В конце XIX – начале ХХ вв. с симферопольским театром были связаны судьбы многих выдающихся деятелей театрального искусства: одни работали здесь долгое время, другие же приезжали лишь на несколько дней, чтобы познакомить поклонников Мельпомены со своими работами. На нашей сцене играли Мария Савина, Гликерия Федотова, Вера Комиссаржевская, Павел Орленев, Митрофан Иванов-Козельский, братья Рафаил и Роберт Адельгейм. Столичная пресса в начале прошлого века называла симферопольский театр «крупным театральным делом юга России». Однако здание театра ветшало. В последнюю четверть XIX в. его вынуждены были дважды реставрировать, все острее стоял вопрос о необходимости строительства нового «достойного здания для дворянского театра». Городскими властями был объявлен конкурс на лучший архитектурный проект здания театра. Наиболее совершенным в техническом и художественном отношении был признан проект академика архитектуры А. Н. Бекетова. Уже весной 1910 г. началось строительство. 11 апреля 1911 г. состоялось открытие нового здания театра, на которое специально была приглашена оперная труппа, давшая спектакль М. Глинки «Жизнь за царя».

Бурные события Октябрьской революции и Гражданской войны, когда Крым вплоть до 1920 г. переходил из рук в руки, отразились и на жизни театра.

Волею судьбы в Симферополе в это время оказалось немало талантливых актеров, объединившихся в Товарищество во главе с известным антрепренером В. А. Ермоловым-Бороздиным. Затем Товарищество преобра­зо­валось в Театр Актера, который начал работать с сентября 1919 г. Сезон открылся 26 сентября «Ревизором» Н. Гоголя.

Ф. Раневская.
Начало 1920-х гг.
Из фондов

Ведущей актрисой труппы была Павла Вульф. Благодаря Павле Леонтьевне в театр была принята ее ученица, никому еще не известная Фаина Раневская. Дебют молодой актрисы – роль Маргариты Каваллини в пьесе «Роман». Позже Вульф вспоминала:

«Работая над ролью Каваллини с Раневской, я почувствовала, каким огромным дарованием она наделена. Но… роль «героини» не смогла полностью раскрыть возможности начинавшей актрисы».

Первой большой удачей Фаины Георгиевны стала роль Шарлотты в «Вишневом саде», определившая ее дальнейший путь в искусстве. Здесь впервые прозвучала тема, ставшая одной из главных в творчестве актрисы – тема человеческого одиночества, душевной неприкаянности.

В декабре 1920 г. театр был объявлен государственным и стал называться Первым Советским. В театре был сильный творческий состав, интересный репертуар. Но условия работы были чрезвычайно тяжелые, в течение зимы 1920–1921 гг. здание не отапливалось. Актеры болели, голодали. Многим старался помочь поэт Максимилиан Волошин, бывший некоторое время членом художественного совета театра.

П. Гайдебуров в роли Старика в одноименном спектакле. 1950-е гг.
Из фондов

В 1928 г. столичная пресса писала: «Крымгосдрамтеатр стал одним из лучших провинциальных театров Союза». Именно в то время в Крымгосдрамтеатре работали многие, впоследствии ставшие известными, актеры: Михаил Царев, Дмитрий Журавлев, Владимир Кенигсон. В сезоне 1925–1926 гг. музыкальной частью театра руководил Исаак Дунаевский.

В сентябре 1932 г. театру было присвоено имя Максима Горького. Вскоре состоялась премьера одной из лучших горьковских пьес «Егор Булычев и другие». Удача постановки во многом была обусловлена блестящим актерским дуэтом Анатолия Добкевича и Александры Перегонец, игравших Егора Булычева и Шуру. Не менее интересными были и последовавшие затем спектакли по пьесам Горького «Мещане», «Дети солнца», «На дне». Знаковым стал спектакль «Старик», поставленный в 1951 г. великим русским режиссером Павлом Гайдебуровым. Он стал событием в театральной жизни не только Крыма, но и всей страны. Спектакль, получивший высочайшую оценку специалистов и зрителей, в 1952 г. был удостоен Государственной премии СССР.

Памятная композиция группе «Сокол» в здании Основной сцены
Фото: Н. Виденкина

Не прекращал театр работу в период оккупации Симферополя фашистскими захватчиками. Творческая деятельность служила прикрытием борьбе подпольщиков во главе с главным художником Николаем Барышевым и актрисой Александрой Перегонец. Это уникальный случай в истории, когда подпольщиками стали люди совершенно мирной профессии, оказавшиеся способными не только играть героев на сцене, но и стать героями в жизни. Члены группы «Сокол», составив план Симферополя, собирали и наносили на него разведданные о военных объектах противника, сообщали населению правдивую информацию о событиях на фронтах. Спасали от отправки в Германию молодежь, обучавшуюся в студии при театре, сохранили сотни уникальных исторических костюмов. Им удалось уберечь от уничтожения здание театра. В апреле 1944 г., за три дня до освобождения города, фашисты казнили подпольщиков. В память о них поставлен спектакль «Они были актерами» В. Орлова и Г. Натансона, удостоенный Государственной премии СССР. На этом патриотическом спектакле воспитывалось не одно поколение симферопольских зрителей.

Уже стало неоспоримым фактом, что успешный театр строит Личность, являющаяся доминантой организуемого процесса. Для Крымского академического на протяжении 45 лет такой личностью был народный артист УССР Анатолий Новиков, возглавлявший театр с 1972 по 2017 г. Неслучайно этот период называют «эпохой Новикова».

С 2018 г. художественный руководитель театра – известный режиссер, заслуженный деятель искусств России Владимир Магар.

Верность традициям русского психологического искусства со ставкой на драматургию с гуманистическими идеями – вот принцип, которому Крымский академический не изменяет многие годы. Основа репертуара – русская и мировая классика. Бережное отношение к драматургической основе, авторскому слову сочетается в постановках с современной сценической стилистикой. Но, опираясь на лучшие образцы классики, театр не забывает и о современных авторах. В репертуарной афише пьесы Юрия Полякова, Валентина Красногорова, Петра Гладилина, Анатолия Крыма, многие из них поставлены в первопрочтении.

Гордость театра – его труппа, яркие актерские индивидуальности, постоянно покоряющие зрителей новыми гранями своего дарования.

 

Адрес: г. Симферополь, ул. Пушкина, д. 15

 

Автор статьи
Людмила Касьяненко,
руководитель литературно-драматургической части
 
 
 
Дата публикации
25.01.2020
FancyBox