Греки
Семья Сумулиди. г. Карасубазар (ныне Белогорск), 1910 г.

 

Историческая справка

Практически вся «письменная» история Крыма, насчитывающая более 2600 лет, теснейшим образом связана с греками. Различают четыре группы греков (античные – VI век до н.э. – III век н.э., средневековые – III–XVIII века, греки нового и новейшего времен – 1775–1944 годы и 1944 год – начало ХХI века). Эти группы греков проживали на полуострове в различные периоды его истории и отличаются друг от друга особенностями формирования общины, своеобразием языка и культуры. Потомков греков Крыма средневекового периода сегодня называют «мариупольские греки». До своего переселения в Приазовье (1778–1780) в более чем 80 селах и городах Южного и Горного Крыма их насчитывалось около 18500 человек.

Основу новой греческой общины в конце XVIII – начале XIX веков составили греки, не уходившие в Приазовье вообще или вернувшиеся из Мариуполя, а также греки-волонтеры, прибывшие в Крым в 1775 году и 17871804 годах. Это были выходцы из Пелопоннеса, островов Ионического и Эгейского морей, регионов Северной Греции. Большая часть их стала служить в Греческом полку (позже батальоне) и на Черноморском флоте, а отставники осели в Керчи, где для них был создан «Воспорский» магистрат и учреждено особое сословие «мещане-греки».

Мариупольская гречанка. 1914 г.

Позже к военнослужащим присоединились волонтеры «арнауты» из Одесского греческого батальона и Греческого легиона им. Николая I. Все они расселились в городах Крыма (в основном, в Балаклаве, Феодосии, Карасубазаре (ныне г. Белогорск), Симферополе), а также в селах Юго-Западного Крыма. Именно в этой группе, которую чаще всего называли «балаклавские» или «архипелажские» греки, многие получили российские дворянские титулы, сделали блестящие карьеры на военной и государственной службе.

В XIX веке в Крым прибыли несколько групп мигрантов из Румелии (современная западная часть Турции) – греков-«фракийцев», «константинопольцев» и «малоазийцев», которые осели, главным образом, в селах и городах Восточного Крыма, а также в Ялте, Керчи и Симферополе. Поскольку «фракийцы» переселялись в Крым вместе с болгарами, зачастую они и селились в тесном соседстве с ними (с. Старый Крым, Кишлав и др.). Однако самой значительной группой греков, прибывших в Крым в XIX – начале ХХ веков, были «понтийцы» или «анатолийцы» выходцы из исторической области Понт (побережье от Синопа до Батума в современной Турции). Наиболее многочисленными были миграции 18581860-х годов, 1880-х и начала ХХ века.

Пик численности греков на полуострове (до 25000) пришелся на 19181920 годы, они проживали в более чем 90 населенных пунктах. Греки Крыма пережили ужасы Гражданской войны, голод, НЭП, борьбу с религией, коллективизацию, бурный период национального строительства и период репрессий.

Несмотря на активное участие в партизанском движении и в подполье в период гитлеровской оккупации, в 1944 году под надуманным предлогом около 20000 греков подверглись насильственному выселению. В 19501990-е годы в Крым переселялись, в основном, греки-понтийцы из Южной России, Закавказья и «мариупольские» греки, из депортации смогли вернуться только несколько тысяч человек, многие из которых репатриировались в Грецию.

По переписи населения 2001 года, в Крыму проживало 3036 человек, переписи 2014 года – 2877 человек.

В настоящее время греки Крыма объединены в общественную организацию «Региональная национально-культурная автономия греков Республики Крым «Таврида».

 

Этнографический очерк

Современная община греков Крыма, в основном, состоит из трех региональных групп («мариупольские», «понтийцы», «фракийцы»), имеющих свои культурные особенности.

Греческое жилище относится к южноевропейскому типу, одной из характерных его особенностей было наличие теплых сеней – «аят» или «хаят». Большинство домов строилось из камня и смеси глины с соломой. Бытовали также турлучные постройки, где деревянный каркас заполнялся глиняными вальками.

Свадьба греков-понтийцев

Основные занятия сельских жителей – выращивание табака, садоводство и виноградарство. Некоторые занимались овцеводством и рыболовством. Греки содержали пекарни, рестораны, гостиницы, парикмахерские. Многие занимались торговлей и перевозками – сухопутными и морскими. Среди греков-ремесленников, в основном, были пекари, медники, кузнецы, изготовители одежды, строители. Из среды греков вышло много учителей, врачей, художников.

Исключительно на артистах фольклорных коллективов сегодня можно увидеть комплексы традиционной одежды греков-понтийцев – мужской «зипкас» и женский «зупуна», которые во многом напоминают костюмы армян Понта. Костюмы греков-фракийцев имеют много общих черт с болгарским костюмом, а вот комплекс одежды «мариупольских греков» перекликается с костюмом крымских татар, хотя есть различия в этнической терминологии, особенностях кроя, цветовой гамме. Особенно выделяется традиционный полотенцеобразный головной убор мариупольских гречанок – «перифтар». Греческий мужской костюм «эвзонон» с юбкой «фустанеллой» был характерен только для греков-островитян и некоторых переселенцев из материковой Греции.

Лазаревы Пелагея Георгиевна и Анастас Михайлович. Крым, нач. ХХ в.

Кухня греков-понтийцев имеет много общего с кухней народов Кавказа и Турции. Среди наиболее распространенных блюд можно назвать супы «фаин», множество блюд из круп и обжаренной муки – «хавиц», «пушиндя», макаронных изделий – «хянгал», «макаринан», «сирон», кисломолочных продуктов, сыров, различных видов трав и зелени. Греки-фракийцы обычно готовят пирог с тыквой «мелину», отварные бантики из теста «салма», печенье «ксиротиган»; как ритуальные блюда – суп из жертвенного мяса «кромидато», кутью «коливо», пшеничную кашу «куркут» и др. Кухня мариупольских греков имеет много общего с кухней караимов и крымских татар, но в то же время выделяется большим количеством различных хлебных изделий, которые готовили на религиозные и семейные праздники. Этническую специфику сохранило празднование греками Рождества, Нового года «Ай-Василя», Крещения «Фота», Масленицы «Апокрия», св. Власия, Пасхи «Ламбри», св. Георгия, Ивана Купала «Ай-Ян» или «Клидонас», Пр. Ильи, Спаса «Сутирос», Воздвижения «Ставру», св. Дмитрия, св. Николая, а также храмовых праздников – «панаиров».

В старину греки жили трехпоколенными семьями, сейчас чаще двухпоколенными. Особенностью родильной обрядности греков является посыпание новорожденного солью или купание его в соленой воде. Свое имя первенец обычно наследовал от деда или бабки со стороны отца. Фамилии понтийцев имеют характерное патронимическое окончание на «-иди» (напр., Саввиди) или «-ади» (Георгиади). У мариупольцев и фракийцев фамилии в значительной степени тюркизированы или русифицированы.

Следует отметить, что в начале ХХ века греки были уже достаточно хорошо интегрированы в крымское сообщество, в их среде активизировались процессы языковой и культурной ассимиляции, затронувшие в первую очередь городское население.

 

Автор статьи
М. А. Араджиони,
кандидат исторических наук

 

 

 

Дата публикации
23.10.2021
FancyBox