Армяне
Детский танцевальный ансамбль. Крым, 1940 г.

 

Историческая справка

Первые свидетельства о пребывании армян в Крыму относятся к VII–VIII векам. Постепенно, к XI–XIII векам, армянские общины сформировались в Херсонесе (ныне г. Севастополь), Солхате (ныне г. Старый Крым), Сугдее (ныне г. Судак), в Кафе (ныне г. Феодосия).

В этот период армяне занимались в Крыму торговлей, строительным, ювелирным и другими ремеслами, ростовщичеством, военным делом, были известными врачами, переводчиками и дипломатами. Со временем часть армян-горожан стала говорить на тюркском, так называемом «армяно-кыпчакском» языке. После 1291 года через Кафу стал проходить северный маршрут Великого шелкового пути. Армяне-коммерсанты развили на полуострове не только местную, но и транзитную торговлю от Кавказа и Малой Азии до берегов Балтийского и Северного морей.

В 1330 году по договору с золотоордынской и генуэзской администрациями Крыма из Ак-Сарая в Кафу переселилось несколько тысяч армян, потомков беженцев из г. Ани (1262). Они расселились в селах Восточного Крыма – Топти, Салы, Орталан, Нахичевань и др. Часть армян осела в Балаклаве, Карасубазаре (ныне г. Белогорск), Гезлёве (ныне г. Евпатория). Они также составили большинство населения генуэзской Кафы, поэтому в ХV веке Восточный Крым в итальянских хрониках называли Морской Арменией («Armenian maritima»). В этот период в среде крымских армян появилось две конфессиональные группы – армяне-григориане и армяне-католики. Во время османского завоевания в 1475 году количество крымских армян заметно сократилось.

Детский танцевальный коллектив на районной олимпиаде из
с. Айгашен колхоза «Коминтерн»
(ныне с. Абрикосово Первомайского района). Крым, 12.03.1940 г.

В XV–XVII веках численность армян вновь начала расти за счет тех, кто вернулся из польских владений, и переселенцев из Западной Армении. Сформировалась армянская колония в Бахчисарае, как торговая фактория возник Армянский Базар (ныне г. Армянск). К 1770-м годам в Крыму проживало более 12000 армян. В 1778 году они были переселены в Приазовье, хотя в Керчи и Ени-Кале все же осталось около 200 представителей этого народа. В 1783–1811 годах к ним присоединились около 3000 армян-григориан и почти вся община армян-католиков, вернувшихся из Приазовья, а также новые мигранты из Османской империи, Галиции и Польши.

С 1790 года для них был основан специальный орган местного самоуправления – Карасубазарский римско-католический суд. В середине XIX века армяно-католические приходы находились в пяти городах Крыма. В 1808 году для григориан была создана Старокрымская армянская городская ратуша. Большое количество беженцев прибыло в Крым во время репрессий в Османской империи в конце XIX – начале XX веков.

В 1897 году в Крыму насчитывалось 8317 армян. Испытания во время Гражданской войны, репрессий сталинского режима, фашистской оккупации значительно обескровили армянскую общину Крыма, а в 1944 году они были насильственно выселены с территории полуострова.

Во второй половине ХХ – начале ХХI веков армянская община Крыма значительно выросла не столько за счет вернувшихся из мест депортации, сколько за счет новых переселенцев из разрушенного землетрясением Спитака, трудовых мигрантов и беженцев с территории Грузии (Абхазии, Самцхе-Джавахети, Цалки и др.), беженцев из Баку, Нагорного Карабаха и других территорий Азербайджана.

По переписи 2001 года, в Крыму проживало более 10000 армян.

В 1989 году создано Крымское армянское общество культуры «Луйс» («Свет»), которое в 1991 году было преобразовано в Крымское армянское общество, а в 2014 году – в ОО «Региональная армянская национально-культурная автономия республики Крым».

Возрождаются древние святыни, построен поселок «Айкаван» в Симферополе, работает Нетрадиционная армянская школа, созданы Лига армянских женщин «Майрик», Ассоциация армянских литераторов, Союз армянских художников Крыма, издаются газеты и журналы.

 

Этнографический очерк

В конце XIX века большинство армян Крыма проживало в городах. Армяне-крестьяне в основном были расселены в Феодосийском уезде. Армянские жилища имели много сходных черт с жилищами крымских татар и греков.

Армяне-крестьяне традиционно занимались шелководством, табаководством, огородничеством, садоводством, виноградарством, скотоводством, в меньшей степени – выращиванием зерновых культур. Среди ремесленников особенно прославились армяне-пекари, седельники, сапожники, ковроделы, кузнецы, оружейники, ювелиры и каменщики. Считают, что «сельджукская плетенка», украшающая многие средневековые постройки Крыма, является элементом декора, который принесли на полуостров армянские мастера-камнерезы. Однако главным образом армяне Крыма были заняты в торговле и в промышленности, содержали трактиры, бани и цирюльни.

В период Крымского ханства сформировался комплекс традиционной одежды армян, имевший некоторые общие элементы с костюмом других жителей полуострова. Его «восточный» вид был следствием интенсивных межэтнических контактов в Крыму, а также моды, существовавшей в Османской империи в XVIII веке. Переселенцы из Западной Армении принесли с собой традиционные понтийские костюмы, бытовавшие также в среде греков. Со временем среди армян распространилась унифицированная городская мода, и эти костюмы стали надевать только на свадьбу или похороны.

Традиционное угощение армян состояло из хлеба «гац», сыра «панир», кислого молока «мацун», зелени, меда. Много блюд армяне готовят из зерен пшеницы, конопли, льна, риса и др., это «гариса», «хавиц», «хашиля», долма; супы «апур» на бульоне или молоке; печеные сладости «ката» и «багардж». Широко используются овощи, зелень и пряности, в блюда кладут много соли. Популярны супы «хаш» и «чхртма», баранина с овощами – «хашлама» или «бозбаш», жаркое «чанах», «кавурма» и «хоровац» – шашлык с печеными овощами. Обычно в семейных и календарных обрядах армяне чаще всего используют яблоки и гранат.

Еще в средние века при армянских церквах и монастырях развивались образование, наука и искусства, существовали школы, в которых ученики изучали философию Аристотеля, богословие, грамматику, арифметику, риторику, учились искусству книжной миниатюры и каллиграфии. Центром религиозной жизни и летописания армян Крыма является монастырь Сурб-Хач, основанный в XIV веке возле г. Старый Крым. Наиболее интересными религиозными праздниками, в которых отразились верования армян, являются «Навасард» (Новый год), «Терндез» (Сретение), «Барекендан» (Масленица), «Вардавар» (Спас) и другие.

В настоящее время некоторые армяне в Крыму еще придерживаются традиционных обычаев в семейной обрядности, живут трехпоколенными семьями с четкой половозрастной регламентацией прав и обязанностей. Рождение мальчика в семье считается добрым знаком. Первенца обычно называют в честь бабушек и дедушек.

У армян существует замечательная система народной педагогики, способствующая сохранению этнической идентичности этого народа, который традиционно живет в диаспоре.

 

Автор статьи
М. А. Араджиони

 

 

 

Дата публикации
26.10.2020
FancyBox