Бахчисарайский историко-культурный и ...
Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник
Источник: https://handvorec.ru/

 

Покинув север наконец,
Пиры надолго забывая,
Я посетил Бахчисарая
В забвенье дремлющий дворец.
А. С. Пушкин

 

Бахчисарай… Название этого небольшого крымского города, которое в переводе с крымско-татарского означает «Дворец-сад», сегодня знакомо многим. Однако не все знают, что первоначально так именовался дворец правителей Крымского ханства. Город, выросший рядом, также стал называться Бахчисараем. Дворец же получил новое именование – «Хан-сарай» (Ханский дворец). Это была третья по счёту резиденция крымских ханов после Солхата (Старый Крым) и Кырк-Ера (Чуфут-Кале). Крымские ханы из династии Гераев (Гиреев) были потомками Чингисхана и наследниками некогда могущественной Золотой Орды. Именно после разгрома в 1502 г. крымским ханом Менгли-Гераем Большой Орды, которая также претендовала на золотоордынское престолонаследие, возникла идея постройки более просторного нового дворца для многочисленного ханского двора. Так в живописной долине между двумя скальными утесами на берегу речки Чурук-су возникли первые строения ханской резиденции. Отсутствие монументальных сооружений и крепостных стен объясняется просто: в Бахчисарае была реализована концепция восточного дворца-сада. Открытые дворики с фонтанами, утопающие в зелени и цветах деревянные веранды и киоски, нависающие на китайский манер черепичные крыши придавали необычайную лёгкость дворцу, а возвышающиеся над дворцовой площадью четыре террасы с плодовыми деревьями подчёркивали образ райского сада на земле. Считается, что основные постройки дворцового комплекса были завершены при хане Сахиб-Герае I в 1532 г.

Пожары и войны не щадили дворец. Но он вновь отстраивался, меняя первоначальный облик. После окончательного покорения Крымского ханства Российской империей (1783) Ханский дворец стал собственностью российских императоров. Все они, кроме Павла I, останавливались здесь во время пребывания в Крыму. К каждому монаршему визиту дворец специально готовили. Это было время нескончаемых ремонтов и переделок. Тогда ещё не знали, что такое научная реставрация, и многие помещения и даже целые комплексы дворца были снесены, а сам он лишился оригинального пышного восточного декора.

Первый ремонт состоялся в 1787 г. к приезду императрицы Екатерины II. Было утрачено многое, но воистину нет худа без добра. В то время во вновь устроенный дворик был перенесён фонтан от мавзолея-дюрбе. Именно он, воспетый и увековеченный в поэме А. С. Пушкина, получил название Фонтан слёз, благодаря чему снискал мировую известность. На Александра Сергеевича, приехавшего сюда в 1820 г., дворец произвёл удручающее впечатление:

«Вошед во дворец, – писал он Дельвигу, – увидел я испорченный фонтан; из заржавой железной трубки по каплям падала вода. Я обошёл дворец с большой досадою на небрежение, в котором он истлевает, и на полуевропейские переделки некоторых комнат. NN почти насильно повёл меня по ветхой лестнице в развалины гарема и на ханское кладбище».

За два года до того, как были написаны эти строки А. С. Пушкиным, император Александр I повелел восстановить дворец в прежнем виде, каким он был при ханах. К сожалению, Бахчисарай находился слишком далеко от Санкт-Петербурга, а назначенный руководить починкой дворца архитектор И. Ф. Колодин не проявил должного рвения; более того, он допустил преступную халатность, уничтожив почти половину дворцового комплекса и лишив его первоначальной декоративной живописи, за что был отдан под суд. Вновь назначенный архитектор Ф. Ф. Эльсон попытался вернуть дворцу хоть какой-то восточный декор. Насколько хорошо это у него получилось, может судить сегодняшний посетитель.

И все же, несмотря на все эти злоключения, дворец выжил. Пусть и лишённый своего восточного наряда, он представляет собой сегодня уникальный памятник крымско-татарского зодчества, послание из исламского Крыма в день сегодняшний.

Ханский дворец. Фото Ф. Орлова. Нач. XX в.
Источник: https://handvorec.ru

К началу ХХ в. Крым стал местом отдыха, оздоровления и путешествий для обеспеченных и знатных россиян. Бахчисарай привлекал любителей экзотики, старины и исламской культуры. Во дворце осталась часть меблировки и другое имущество, а в 1908 г. стараниями членов Императорской археологической комиссии образовалась небольшая коллекция декоративно-прикладного искусства крымских татар.

Помимо царственных особ, Ханский дворец с разрешения губернатора могли посещать и другие высокопоставленные гости. Бывали здесь путешественники, учёные, искусствоведы, писатели. Чувства досады и сожаления об утраченном сквозят во многих сочинениях: «Да, как же так!». В Российской империи понимали художественное и историческое значение Дворца-сада, но, к сожалению, не все. Создавались комитеты и комиссии, назначались архитекторы, выделялись деньги (большая часть их разворовывалась), однако капитальной реставрации, в которой нуждался дворец, так и не было сделано вплоть до крушения Российской империи.

Создание музея на базе Бахчисарайского дворца – заслуга выдающегося подвижника музейного дела в Крыму Усеина Абдурефиевича Боданинского (1877–1938). Он получил профессию художника-декоратора в Строгановском училище, работал в Санкт-Петербурге с известными российскими архитекторами над оформлением муниципальных зданий и особняков богатых горожан. Но безграничная любовь к родине и чрезвычайный интерес к истории своего народа предопределили его дальнейшую судьбу. В 1916 г. Боданинский возвратился в Крым и возглавил Бахчисарайский отдел Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины. В числе его основных задач была и организация музея крымско-татарской культуры.

Февральская революция создала благоприятную почву для реализации этого замысла. В Бахчисарае власть находилась в руках Мусульманского исполнительного комитета, на очередном заседании которого 25 сентября 1917 г. Усеин Боданинский призвал взять под охрану Ханский дворец и создать здесь музей. Через несколько дней Таврический губернский комиссар Временного правительства Н. Н. Богданов назначил художника заведующим (комиссаром) Бахчисарайского дворца-музея. Так возник первый национальный музей крымских татар.

В первоначальную коллекцию Дворца-музея вошли часть собственно ханского имущества, не вызвавшего особого интереса у последнего крымского хана Шагин-Герая, предметы внутреннего убранства комнат, приобретённые для пребывавших здесь российских царственных особ, и небольшая коллекция, собранная членами Археологической комиссии А. Г. Котовым, Н. П. Кондаковым, А. Г. Иваненко. Боданинский принял по описи всего 195 предметов – фрагменты архитектурной отделки, ткани, ковры, монеты, посуду, серебряные украшения и другое. В первые годы ему удалось увеличить коллекцию до тысячи предметов, в основном преподнесённых дарителями. Фонды пополнились ткаными изделиями, холодным и огнестрельным оружием. Музей существовал за счёт средств Дирекции народного просвещения Крымско-Татарской директории, частных пожертвований и продажи входных билетов.

У. А. Боданинский
Источник: https://handvorec.ru

После установления в Крыму советской власти (1920) учреждается Государственный дворец-музей тюрко-татарской культуры в Бахчисарае во главе с Усеином Боданинским. В скором времени, помимо дворцового комплекса, ханского кладбища и садов, были взяты под охрану окрестные пещерные города-крепости Чуфут-Кале, Мангуп-Кале, Тепе-Кермен и Черкез-Кермен, дом-музей Исмаила Гаспринского и Коккозкий дворец, просуществовавший как музей до октября 1925 г. Боданинский добивался реставрации дворца и других памятников, но из-за отсутствия денежных средств это ему не удалось.

Коллекции музея пополнялись за счёт покупки предметов музейного значения у населения Бахчисарая и района, а также за счёт дарений и поступлений из Центрального музея Тавриды ценностей, изъятых властями в ходе конфискаций. К середине 1920-х гг. в фондах Дворца-музея насчитывалось около 2500 предметов, в том числе рукописи и старопечатные книги из Зынджырлы-медресе и библиотеки Большой ханской мечети.

Весь 1923 г. Боданинский проводит в Москве, где занимается сооружением павильона Крымской АССР на Всесоюзной сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке. В нём были представлены экспонаты из фондов музея, которые позднее демонстрировались на I Всероссийской художественной выставке.

Штат музея первоначально состоял всего из шести человек, включая двух вахтёров. В 1925 г. штат увеличился до девяти единиц, но научных сотрудников осталось по-прежнему трое. Тем не менее Боданинский стремился создать здесь подлинный научный центр по изучению крымско-татарской культуры. По его приглашению в Бахчисарае выступает с лекциями академик И. Ю. Крачковский. В археологических и этнографических экспедициях вместе с сотрудниками музея работают известные учёные А. С. Башкиров, И. Н. Бороздин, Н. Л. Эрнст, Н. Н. Клепинин, Г. А. Бонч-Осмоловский, архитектор-реставратор Б. Н. Засыпкин. Они исследуют старинные дома, кладбища и мавзолеи (дюрбе) с надмогильными памятниками в Бахчисарае и на его исторических окраинах. В Старом Крыму произведены раскопки медресе и мечети XIV в. хана Узбека, дворца и кварталов старого города.

В ходе длительной экспедиции 1925 г. с участием У. Боданинского, О. Акчокраклы и А. Рефатова было собрано большое количество этнографического материала и получены ценнейшие данные по этнографии крымских татар. Уделялось внимание также изучению других народов Крыма. Появилась экспозиция, посвящённая караимам.

Для Парижской выставки современного декоративного искусства (1925) У. Боданинский разработал эскиз Крымского павильона. Представленные там предметы декоративно-прикладного искусства крымских татар, в том числе и старинные, вызвали большой интерес. Крымские кружева и вышивки были удостоены диплома и бронзовой медали. После этого приток поступлений в музейный фонд возрос и в 1927 г. составил около двух тысяч предметов. Книжный фонд, включающий рукописные и старопечатные книги на арабице и редкие европейские издания, имеющие отношение к истории Крыма, составил более трёх тысяч единиц хранения.

Дворец как бывшая резиденция крымских ханов сам был частью истории государства крымских татар, хотя предметов, относящихся непосредственно к Крымскому ханству и династии Гераев, было немного. Значительная часть экспозиции была посвящена прошлому и настоящему крымских татар, а революционным событиям и установлению советской власти в Крыму – только два зала. Но с начала 1930-х гг. политика государства в области культуры кардинально меняется. На I Всероссийском музейном съезде делегаты уделяли основное внимание выработке новых принципов построения экспозиций, которые должны были «наиболее целесообразно и выигрышно показать материал в марксистском освещении». На съезде подчёркивалась необходимость «разрушения музеев прошлого». Научная работа в музеях была свёрнута, а музейной экспозиции предстояло стать одной из важнейших форм пропагандистской работы. В стране началась борьба с «националистическими уклонами».

Усеин Боданинский пытался сохранить краеведческую, этнографическую направленность музея, умело находя в социалистических реалиях отголоски традиционной национальной культуры, в частности декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Но музею предписывалось больше отражать и пропагандировать новые формы коллективного труда. Так в Ханском дворце появились новые экспозиции, отражающие социалистические преобразования. Ещё сложнее обстояло дело с показом самого дворца, так как он стал позиционироваться как наглядный пример роскошной жизни ханов – эксплуататоров и угнетателей простого народа. В экспозициях, рассказывающих о Крымском ханстве, сместился акцент в сторону негативного освещения истории этого государства. Началась борьба со всем «националистическим», этнография попала под запрет. Всё старое и древнее считалось ненужным, отжившим.

Разрушение в Бахчисарае древней застройки, изменение маршрута экскурсии музея, специально разработанной для знакомства со старинными ремеслами, народными промыслами, прежним бытом и укладом Бахчисарая, стали первыми последствиями произошедших перемен. Несмотря на это, в планах на 1934 г. содержится несколько тем по истории и культуре крымских татар: завершение перевода и публикация записок турецкого путешественника XVII в. Эвлия Челеби, сделанных им в Крыму, и 75 томов Кадиаскерских тетрадей – важнейшего исторического источника для исследования социально-экономического устройства Крымского ханства. Увы, этим планам не суждено было осуществиться. 10 марта 1934 г. Боданинского увольняют, усмотрев «националистический уклон» в подаче материала в экспозиции. После ухода Боданинского последовали увольнения других сотрудников.

Учёный уехал в Москву и Ленинград, затем перебрался в Грузию. Работал художником-оформителем в Тбилиси, где его в 1937 г. арестовали. Усеин Боданинский был приговорён 17 апреля 1938 г. в Симферополе к смертной казни и в тот же день расстрелян вместе с другими видными деятелями культуры и искусства. Подверглись травле, репрессиям и были осуждены на различные сроки заключения востоковеды И. Н. Бороздин, Г. А. Бонч-Осмоловский, А. С. Башкиров, Б. Н. Засыпкин, Н. Л. Эрнст и другие

После увольнения У. Боданинского и до начала войны в музее сменилось пять директоров, все они были партийными функционерами и не имели ни к культуре, ни к науке никакого отношения. К 1940 г. Бахчисарайский дворец совершенно обветшал и нуждался в срочной реставрации, о чём с тревогой говорили учёные. Правительство Крымской АССР также обеспокоилось «особо важным национальным памятником» и направило в Москву ходатайство о его реставрации. Но началась Великая Отечественная война.

Ценные рукописные книги из музейной коллекции пытались вывезти морем, но баржа 27 октября 1941 г. была потоплена фашистской авиацией в Керченском проливе. Погибло 122 рукописи, оценённых более чем в 5 млн. советских рублей золотом. После захвата немцами Бахчисарая музей продолжал работать, хотя в нескольких помещениях оккупанты устроили госпиталь, а перед отступлением разграбили его.

Последующая судьба Бахчисарайского дворца-музея тюрко-татарской культуры столь же трагична, что и судьба его основателя и первого директора. После выселения и ссылки крымских татар весной 1944 г. музей получил название «Бахчисарайский дворец-музей», содержание некоторых экспозиций приобрело очернительский характер по отношению к крымским татарам. По распоряжению властей этнографическая коллекция была изъята из экспозиции и убрана на склад; впоследствии большая часть экспонатов оказалась утраченной. Возможно, их расхитили сразу после выселения крымских татар, так как музей оказался без охраны. Кроме того, 703 предмета были перемещены в другие города.

М. Г. Кустова
Источник: https://handvorec.ru

Угроза нависла и над самим дворцом. Считается, что спасти его удалось благодаря усилиям директора Марии Георгиевны Кустовой, ученицы У. Боданинского, отстоявшей памятник и наладившей работу музея в новых условиях. Она даже сумела пополнить его фонды.

Только с середины 1950-х гг. дворцом как памятником архитектуры XVI–XVIII вв. вновь занялись исследователи и реставраторы. Киевские специалисты впервые провели крупное исследование Бахчисарайского дворца, а также произвели реставрацию некоторых помещений и отдельных объектов памятника.

В 1955 г. в результате объединения Дворца-музея и Музея пещерных городов, созданного в 1938 г., возник Бахчисарайский историко-археологический музей, а в 1990 г. – Бахчисарайский историко-культурный заповедник.

После референдума 2014 г. и вхождения Республики Крым в Российскую Федерацию Бахчисарайский историко-культурный заповедник с 11 декабря становится Государственным бюджетным учреждением Республики Крым «Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник».

Сегодня в оперативном управлении ГБУ РК БИКАМЗ находится 153 объекта культурного наследия. Из них – 51 федерального, 25 регионального значения и 77 выявленных объектов культурного наследия (археология). Наиболее известными памятниками наряду со знаменитым Ханским дворцом, в котором располагается Музей истории и культуры крымских татар, являются так называемые «пещерные города». Это возникшие примерно с III-го по VII вв.: Мангуп-Кале, Чуфут-Кале, Эски-Кермен, Тепе-Кермен, Качи-Кальон, а также Сюйреньская крепость и городище Бакла, входящие в Музей археологии и пещерных городов. Значимыми объектами музея-заповедника являются Мемориальный музей Исмаила Гаспринского, исторический квартал Салачик, включающий мавзолей первых крымских ханов и Зынджырлы-медресе – мусульманское учебное заведение, построенное в XVI в., а также военно-исторический мемориал «Поле Альминского сражения», посвященный событиям Крымской (Восточной) войны 1853–1856 гг.

С 2015 г. музей-заповедник зарегистрирован в Федеральной государственной информационной системе «Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации». Приобретенная в 2016 г. современная Комплексная автоматизированная музейная информационная система (КАМИС), обеспечила для музея-заповедника решение широкого круга музейных задач. Это – учет и хранение, каталогизация, подготовка выставок и экспозиций и многое другое.

Городище Эски-Кермен
Источник: https://handvorec.ru

За последние годы успешно развивалась научно-исследовательская работа сотрудников музея-заповедника, она отражена в разработке более 40 научных тем, в том числе связанных с изучением фондовых предметов и коллекций музея-заповедника. Издательская деятельность ГБУ РК БИКАМЗ с 2015 г. включает в себя публикацию 13 научных каталогов фондовых коллекций из собрания БИКАМЗ и 3 научных издания, посвященных проблемам истории, археологии Юго-Западного Крыма, а также истории и этнографии крымских татар и других народов Крыма. В фонды музея-заповедника за это время поступили 4768 музейных предмета и составили 144137 единиц хранения.

Наиболее важной проблемой во все периоды жизни Бахчисарайского музея-заповедника, начиная с его основания в 1917 г., являлась проблема сохранения и реставрации одного из самых значимых объектов культурного наследия Крыма – Ханского дворца. Поэтому одной из приоритетных задач стали работы по благоустройству и реставрации памятников дворцового комплекса «Ханский дворец». В начале 2015 г. были включены в Федеральную целевую программу «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» наиболее значимые внутрикомплексные объекты Ханского дворца. Для реализации этой программы на реставрацию Ханского дворца (XVI–XIX вв.) выделены средства в размере 148280000 рублей. В 2016–2017 гг. осуществлены первоочередные противоаварийные и реставрационные работы на Соборной мечети Буюк Хан Джами, входящей в дворцовый комплекс. В 2018 г. реализован проект благоустройства южной части Главного двора дворцового комплекса с тремя фонтанами. К концу 2025 г. запланировано окончание работ по реставрации всего дворцового комплекса «Ханский дворец». На эти цели из федерального бюджета планируется выделить два с половиной миллиарда рублей.

К 100-летию основания Бахчисарайского музея был приурочен большой пласт культурно-массовых мероприятий. Юбилейные мероприятия успешно прошли со 2 по 4 ноября 2017 г. Этому знаменательному событию посвящена книга «Пять веков – пять шагов: к 100-летию со дня основания Бахчисарайского музея», которая была опубликована в 2018 г., а также издана серия научных каталогов, посвященных собранию предметов и коллекций из фондов музея-заповедника.

Бахчисарайский музей-заповедник принял участие в Республиканском конкурсе Музеев Крыма по итогам 2015–2017 гг. и стал победителем в 2-х номинациях: «Экспозиция года» и «Музейная книга» с проектами: 1. Экспозиция «Таврический вояж», 2. Серия каталогов «Бахчисарайская коллекция».

С 2018 г. ГБУ РК БИКАМЗ зарегистрирован в Реестре музеев Государственного каталога Музейного фонда РФ. В настоящее время Бахчисарайский музей-заповедник – это один из самых посещаемых музейных комплексов Крыма. С 2014 по 2018 гг. только на главном объекте «Ханский дворец (XVI–XIX вв.)» проведено 61664 организованных экскурсий и его посетили около полутора миллиона человек.

 

Адрес: г. Бахчисарай, ул. Речная, д. 133
 
Автор статьи
Р. Р. Эминов,
заместитель генерального директора
по научной работе
 
 
 
 
 
Дата публикации
13.01.2021
FancyBox