Караимы
Ава, Анна, Татьяна, Илья Оксюзы. Крым, первая пол. XX в.

 

Историческая справка

Термин «караим» обозначает как этнос, так и приверженца караимской веры. Караимы (с иврита «карай» – буквально «читающие», или «люди Писания») – возникшая в Багдаде в начале VIII века религиозная секта, доктрина которой основана на отрицании раввинистическо-талмудической традиции. Ее основателем считается Анан бен Давид. Непосредственно сам термин «караимы» впервые упомянут в трудах теолога IX века Биньямина бен Моше На Гавенди. Основная характеристика данного движения – почитание Ветхого Завета (ТаНаХа) как единственного и прямого источника религиозной истины.

В различных источниках встречается несколько форм экзоэтнонимов караимов. Яхуди, яхудилер – так именовали всех иудеев в официальных документах Крымского ханства; евреи, евреи-караимы, евреи караимской секты, караиты, караимы – эти определения появились после присоединения Крыма к России в XVIII веке. Самоназванием является термин караимы. В 2003 году Всеукраинским съездом крымских караимов была принята следующая формулировка: «Крымские караи (крымские караимы-тюрки) – коренной народ Крыма, объединенный общностью крови, языка и обычаев, осознающий собственную этническую индивидуальность, кровное родство с другими тюркскими народами, самобытность культуры и религиозную самостоятельность. Испытывает особые чувства к Крыму, как к исторической родине, дружеское расположение к другим народам и конфессиям, уважает их самоидентификацию». Термины «караимы-тюрки», «карайлар», «крымкарайлар» сегодня активно используются некоторыми караимскими общественными деятелями и краеведами с целью подчеркнуть тюркское происхождение крымских караимов.

Семья Шакай. Нач. XX в.

Дискуссия об истории караимов и времени их появления в Крыму ведется на протяжении более столетия, за частую выходя за рамки научной аргументации. В академической литературе принято считать, что караимы появляются в Восточной Европе уже в послехазарское время. По другой версии – современные караимы являются прямыми потомками хазар. Серьезным доказательством в вопросе о времени появления караимов в Крыму может стать исследование и каталогизация надгробных камней на крымских караимских кладбищах (прежде всего – на кладбище «Балта Теймез» в Иосафатовой долине под Бахчисараем).

Судя по дошедшим до нас письменным источникам, первые свидетельства о пребывании караимов на Крымском полуострове датированы серединой XIII века. Переселившись в Крым из Персии, Бухарии и Черкессии, караимы избирают местом жительства такие города, как Солхат (ныне г. Старый Крым), Кафа (г. Феодосия), Карасубазар (г. Белогорск), Чуфут-Кале (Кырк-Йер), Мангуп, а впоследствии – Гёзлёв (г. Евпатория) и ряд других населенных пунктов Крымского полуострова.

В период существования Крымского ханства близкое соседство с крымскими татарами не могло не оказать воздействие на быт и повседневную жизнь караимов. Уже в начале XVI века караимы занимают ряд ответственных постов в ханской администрации, распоряжаются финансами, чеканят монету, отправляются в Россию в качестве послов и т.п.

После присоединения Крыма к России в 1783 году караимы включились в активную борьбу за свои гражданские права, главной целью которой стало признание их общностью, отличной от евреев-раввинистов. В 1863 году караимы были полностью уравнены в правах с христианским населением России.

В 1796 году общее число караимов, проживавших в Крыму, составляло 2300 человек. В 1858 году караимов в России насчитывалось 4768 человек (в Таврической губернии – 3441). По данным всеобщей переписи населения 1897 года число лиц караимского вероисповедания, проживавших в Таврической губернии (вместе с Севастопольским и Керчь-Еникальским градоначальствами), составляло 6166 человек; всего же в России проживало 12894 караима. Согласно переписи 1921 года, караимское население Крыма составляло 5564 человека. В послевоенные годы в СССР насчитывалось около 5000 караимов. По данным переписи 2001 года в Крыму проживало 715 караимов, перепись 2014 года зафиксировала 535 человек.

 

Этнографический очерк

Караимы в большинстве своем жили в городах Таврической губернии, и только небольшая их часть селилась в сельской местности. Кварталы, в которых находились караимские дома, отличались высокой плотностью застройки. Жилые здания строились наподобие домов крымских татар – многие из них были обнесены глухими стенами, значительная часть зданий были двухэтажными. Постепенно караимы перенимали европейские строительные и архитектурные традиции, и это придало их постройкам ярко выраженный эклектизм, что особенно отразилось на стиле зданий караимских молитвенных домов.

Наиболее распространенным в караимских общинах Юго-Западного Крыма было крупное и мелкое скотоводство, а также отрасли, с ним связанные – ремесло (особенно кожевенное) и торговля. Многие путешественники сообщают о караимах, как об искусных торговцах и ремесленниках, среди которых можно было встретить ювелиров, оружейников, каменщиков.

Одними из основных занятий в караимских общинах были также виноделие, пчеловодство и соляной промысел, приносившие немалые доходы. В ярлыках крымских ханов содержатся сведения, позволяющие утверждать, что уже в средневековье многие караимы занимались разведением садов. В XIX веке широкое распространение получает табаководство. Среди караимов было несколько табачных фабрикантов-миллионеров. Тогда же, в связи с постепенной интеграцией караимов в российское языковое и культурное пространство, появилось немало военных, юристов, врачей, педагогов.

Пожилая караимка. Симферополь, 1910 г.

Традиционная женская одежда караимов состояла из длинной или средней длины юбки, шелковой блузки, бархатного короткого пиджака или куртки – «кырхи», или «салтамарки» – с широким рукавом без пуговиц, и плоской круглой бархатной шапочки «фес», украшенной бисером и монетами. Мужчины носили нижнюю шелковую рубаху, кафтан или халат (как правило, из тканей темного цвета), перетянутые ремнем или кушаком. На голову одевались круглые, с плоским донышком, высокие шапки, сшитые из темного каракуля или мерлушки.

Среди караимов были популярны «чарыки» – обувь, сшитая из цельного куска кожи, с острыми носками, и прошитая тонкими затягивающимися вокруг голени кожаными ремешками. Носили также сапоги и кожаные туфли.

Основные блюда караимской кухни – баранина в разных видах, чебуреки, караимские пирожки, в том числе слоеные с вареным мясом. Из сладостей популярна ак-халва, пирожки с медом и орехами, сдобные сухарики с орехами, жареный миндаль, варенье из розы, кизила, айвы, шелковицы и др. Молоко, сыр (брынза), простокваша также присутствовали в рационе караимов. Из простокваши делали катык, а с добавлением в него чеснока, соли, специй и воды – язму, прохладительный напиток.

Место отправления религиозных служб караимов – молитвенный храм «кенаса» (до начала XX века носил название «синагога»). Наиболее древняя караимская кенаса находится в Чуфут-Кале.

Религиозные праздники – Песах (Пасха), Шавуот (Пятидесятница) (Маттан-Тора), Йом Теруах (День Ликования), Рош-Гашшана – первый день Нового года, Йом Киппур (День Прощения), Суккот (Праздник урожая) и Шемини-Ачерет («праздник Кущей», или Симхат Тора – «Торжество Торы»), а также Пурим, который праздновался у караимов 14-го и 15-го числа месяца адара (или «суйунч-ай» – февраль-март). Начало месяцев у караимов устанавливалось по фактическому новолунию, когда молодая луна становилась видна на западе после захода солнца.

Суббота считалась священным днем, нельзя было зажигать огонь, посещать любой другой дом, кроме кенасы, а также вступать в супружеские отношения.

Согласно догматам караимской религии, лица, вступающие в брак, должны были исповедать одну религию – караимскую. Оба супруга должны были быть совершеннолетними, требовалось также обоюдное согласие на брак. При этом обязательно составлялся брачный акт («шетар»). Без совершения обряда обрезания ребенок мужского пола не мог быть записан в метрическую книгу – в этот же день мальчик нарекался именем. Девочки-караимки нарекались именем в первую субботу после своего рождения.

Как правило, отношения в караимских общинах были строго патриархальны. Традиционные внутриобщинные нормы, существовавшие у караимов еще со времен средневековья, подразумевали беспрекословное подчинение женщины мужчине. Мужчины занимались обеспечением семьи, основными обязанностями женщин являлись воспитание детей и ведение хозяйства. Наиболее доступными занятиями для них были рукоделие и посещение бани, где караимки «сходились и по целым часам вели беседы».

 

Автор статьи
Д. А. Прохоров

 

 

 

Дата публикации
13.12.2021
FancyBox