|
Ава, Анна, Татьяна, Илья Оксюзы. Крым, первая пол. XX в.
|
Историческая справка
Термин «караим» обозначает как этнос, так и приверженца караимской веры. Караимы (с иврита «карай» – буквально «читающие», или «люди Писания») – возникшая в Багдаде в начале VIII века религиозная секта, доктрина которой основана на отрицании раввинистическо-талмудической традиции. Ее основателем считается Анан бен Давид. Непосредственно сам термин «караимы» впервые упомянут в трудах теолога IX века Биньямина бен Моше На Гавенди. Основная характеристика данного движения – почитание Ветхого Завета (ТаНаХа) как единственного и прямого источника религиозной истины.
В различных источниках встречается несколько форм экзоэтнонимов караимов. Яхуди, яхудилер – так именовали всех иудеев в официальных документах Крымского ханства; евреи, евреи-караимы, евреи караимской секты, караиты, караимы – эти определения появились после присоединения Крыма к России в XVIII веке. Самоназванием является термин караимы. В 2003 году Всеукраинским съездом крымских караимов была принята следующая формулировка: «Крымские караи (крымские караимы-тюрки) – коренной народ Крыма, объединенный общностью крови, языка и обычаев, осознающий собственную этническую индивидуальность, кровное родство с другими тюркскими народами, самобытность культуры и религиозную самостоятельность. Испытывает особые чувства к Крыму, как к исторической родине, дружеское расположение к другим народам и конфессиям, уважает их самоидентификацию». Термины «караимы-тюрки», «карайлар», «крымкарайлар» сегодня активно используются некоторыми караимскими общественными деятелями и краеведами с целью подчеркнуть тюркское происхождение крымских караимов.
|
Семья Шакай. Нач. XX в.
|
Дискуссия об истории караимов и времени их появления в Крыму ведется на протяжении более столетия, за частую выходя за рамки научной аргументации. В академической литературе принято считать, что караимы появляются в Восточной Европе уже в послехазарское время. По другой версии – современные караимы являются прямыми потомками хазар. Серьезным доказательством в вопросе о времени появления караимов в Крыму может стать исследование и каталогизация надгробных камней на крымских караимских кладбищах (прежде всего – на кладбище «Балта Теймез» в Иосафатовой долине под Бахчисараем).
Судя по дошедшим до нас письменным источникам, первые свидетельства о пребывании караимов на Крымском полуострове датированы серединой XIII века. Переселившись в Крым из Персии, Бухарии и Черкессии, караимы избирают местом жительства такие города, как Солхат (ныне г. Старый Крым), Кафа (г. Феодосия), Карасубазар (г. Белогорск), Чуфут-Кале (Кырк-Йер), Мангуп, а впоследствии – Гёзлёв (г. Евпатория) и ряд других населенных пунктов Крымского полуострова.
В период существования Крымского ханства близкое соседство с крымскими татарами не могло не оказать воздействие на быт и повседневную жизнь караимов. Уже в начале XVI века караимы занимают ряд ответственных постов в ханской администрации, распоряжаются финансами, чеканят монету, отправляются в Россию в качестве послов и т.п.
После присоединения Крыма к России в 1783 году караимы включились в активную борьбу за свои гражданские права, главной целью которой стало признание их общностью, отличной от евреев-раввинистов. В 1863 году караимы были полностью уравнены в правах с христианским населением России.
В 1796 году общее число караимов, проживавших в Крыму, составляло 2300 человек. В 1858 году караимов в России насчитывалось 4768 человек (в Таврической губернии – 3441). По данным всеобщей переписи населения 1897 года число лиц караимского вероисповедания, проживавших в Таврической губернии (вместе с Севастопольским и Керчь-Еникальским градоначальствами), составляло 6166 человек; всего же в России проживало 12894 караима. Согласно переписи 1921 года, караимское население Крыма составляло 5564 человека. В послевоенные годы в СССР насчитывалось около 5000 караимов. По данным переписи 2001 года в Крыму проживало 715 караимов, перепись 2014 года зафиксировала 535 человек.
Этнографический очерк
Караимы в большинстве своем жили в городах Таврической губернии, и только небольшая их часть селилась в сельской местности. Кварталы, в которых находились караимские дома, отличались высокой плотностью застройки. Жилые здания строились наподобие домов крымских татар – многие из них были обнесены глухими стенами, значительная часть зданий были двухэтажными. Постепенно караимы перенимали европейские строительные и архитектурные традиции, и это придало их постройкам ярко выраженный эклектизм, что особенно отразилось на стиле зданий караимских молитвенных домов.
Наиболее распространенным в караимских общинах Юго-Западного Крыма было крупное и мелкое скотоводство, а также отрасли, с ним связанные – ремесло (особенно кожевенное) и торговля. Многие путешественники сообщают о караимах, как об искусных торговцах и ремесленниках, среди которых можно было встретить ювелиров, оружейников, каменщиков.
Одними из основных занятий в караимских общинах были также виноделие, пчеловодство и соляной промысел, приносившие немалые доходы. В ярлыках крымских ханов содержатся сведения, позволяющие утверждать, что уже в средневековье многие караимы занимались разведением садов. В XIX веке широкое распространение получает табаководство. Среди караимов было несколько табачных фабрикантов-миллионеров. Тогда же, в связи с постепенной интеграцией караимов в российское языковое и культурное пространство, появилось немало военных, юристов, врачей, педагогов.
|
Пожилая караимка. Симферополь, 1910 г.
|
Традиционная женская одежда караимов состояла из длинной или средней длины юбки, шелковой блузки, бархатного короткого пиджака или куртки – «кырхи», или «салтамарки» – с широким рукавом без пуговиц, и плоской круглой бархатной шапочки «фес», украшенной бисером и монетами. Мужчины носили нижнюю шелковую рубаху, кафтан или халат (как правило, из тканей темного цвета), перетянутые ремнем или кушаком. На голову одевались круглые, с плоским донышком, высокие шапки, сшитые из темного каракуля или мерлушки.
Среди караимов были популярны «чарыки» – обувь, сшитая из цельного куска кожи, с острыми носками, и прошитая тонкими затягивающимися вокруг голени кожаными ремешками. Носили также сапоги и кожаные туфли.
Основные блюда караимской кухни – баранина в разных видах, чебуреки, караимские пирожки, в том числе слоеные с вареным мясом. Из сладостей популярна ак-халва, пирожки с медом и орехами, сдобные сухарики с орехами, жареный миндаль, варенье из розы, кизила, айвы, шелковицы и др. Молоко, сыр (брынза), простокваша также присутствовали в рационе караимов. Из простокваши делали катык, а с добавлением в него чеснока, соли, специй и воды – язму, прохладительный напиток.
Место отправления религиозных служб караимов – молитвенный храм «кенаса» (до начала XX века носил название «синагога»). Наиболее древняя караимская кенаса находится в Чуфут-Кале.
Религиозные праздники – Песах (Пасха), Шавуот (Пятидесятница) (Маттан-Тора), Йом Теруах (День Ликования), Рош-Гашшана – первый день Нового года, Йом Киппур (День Прощения), Суккот (Праздник урожая) и Шемини-Ачерет («праздник Кущей», или Симхат Тора – «Торжество Торы»), а также Пурим, который праздновался у караимов 14-го и 15-го числа месяца адара (или «суйунч-ай» – февраль-март). Начало месяцев у караимов устанавливалось по фактическому новолунию, когда молодая луна становилась видна на западе после захода солнца.
Суббота считалась священным днем, нельзя было зажигать огонь, посещать любой другой дом, кроме кенасы, а также вступать в супружеские отношения.
Согласно догматам караимской религии, лица, вступающие в брак, должны были исповедать одну религию – караимскую. Оба супруга должны были быть совершеннолетними, требовалось также обоюдное согласие на брак. При этом обязательно составлялся брачный акт («шетар»). Без совершения обряда обрезания ребенок мужского пола не мог быть записан в метрическую книгу – в этот же день мальчик нарекался именем. Девочки-караимки нарекались именем в первую субботу после своего рождения.
Как правило, отношения в караимских общинах были строго патриархальны. Традиционные внутриобщинные нормы, существовавшие у караимов еще со времен средневековья, подразумевали беспрекословное подчинение женщины мужчине. Мужчины занимались обеспечением семьи, основными обязанностями женщин являлись воспитание детей и ведение хозяйства. Наиболее доступными занятиями для них были рукоделие и посещение бани, где караимки «сходились и по целым часам вели беседы».
Автор статьи
Д. А. Прохоров
Дата публикации
13.12.2021