Перегонец Александра Федоровна
Перегонец Александра Федоровна

1895–1944

актриса

 

Александра Федоровна Перегонец

Александра Федоровна Перегонец… Симферопольские старожилы, поклонники искусства Мельпомены, до сих пор с трепетом произносят это имя. И дело здесь не только в подвиге, совершенном Перегонец в годы Великой Отечественной войны, в ее героической гибели от рук фашистов в апреле 1944 года – хотя, безусловно, трудно переоценить героизм подпольщицы – но и в актерском обаянии Александры Федоровны, в очаровании ее таланта. Была у этой хрупкой, грациозной женщины магия духовности и пронзительной чистоты.

Она родилась в ноябре 1895 года в городе Кузнецке Томской губернии. Вскоре семья переехала в Калугу, где и прошли детские годы Шуры Перегонец.

Девочка с успехом выступала на гимназической сцене, а затем и во взрослых спектаклях в Офицерском клубе. Тогда же был сделан окончательный выбор. Ее призвание – сцена.

Летом 1914 года она стала ученицей частной Школы сценических искусств А. П. Петровского. Опытный педагог называл Перегонец «второй Комиссаржевской».

Становление Александры Федоровны как актрисы связано с Петроградским театром миниатюр Фокина, театрами «Би-ба-бо» и «Приют комедиантов». Потом были скитания по России времен революции и Гражданской войны, работа в разных театрах.

В начале 1924 года Александру Федоровну неожиданно для нее самой пригласили на роль Ихошки в фильме Якова Протазанова «Аэлита». Ее героиня, служанка Аэлиты, была убита «марсианскими фашистами». Как ни мистически это звучит, но ролью Ихошки Перегонец предсказала собственную судьбу. Спустя двадцать лет ее тоже казнят фашисты – уже не марсианские, а земные.

В сезон 1924–1925 гг. в Казани был организован филиал Московского театра комедии. Именно здесь состоялась встреча Александры Перегонец и Анатолия Добкевича, талантливого актера, начинавшего творческий путь в театре Ф. Корша.

Анатолий Иванович полюбил Александру Федоровну с первого взгляда, поначалу – без всякой надежды на взаимность. Но постепенно его благородство, душевная красота и искренность завоевали ее сердце.

А. Ф. Перегонец в роли Ани в «Вишневом саду»

В 1931 году судьба привела Перегонец и ставшего ее мужем Добкевича в Крым: сначала в Севастополь, а весной 1932 года – в Симферополь – в драматический театр им. М. Горького. В то время здесь царила удивительно творческая атмосфера, шли лучшие произведения русской и мировой классики, ставились пьесы советских драматургов. Одну за другой играет Перегонец на симферопольской сцене роли, в жанровом отношении близкие к романтической драме: Эсмеральду в одноименном спектакле, Валерию в «Спартаке», Юльку в «Медвежьей свадьбе». Но главным был, конечно, обширный классический репертуар актрисы: Верочка в «Месяце в деревне» И. Тургенева, Диана в «Собаке на сене» Лопе де Вега, Мирандолина в «Хозяйке гостиницы» К. Гольдони, Луиза в «Коварстве и любви» Ф. Шиллера, Катарина в «Укрощении строптивой» В. Шекспира, Сюзанна в «Женитьбе Фигаро» П. Бомарше. Полюбилась зрителям ее Аня в спектакле «Вишневый сад» А. Чехова.

В сезон 1934–1935 гг. главный режиссер театра Б. Бертельс включил в репертуар «Любовь Яровую» К. Тренева. Главной удачей спектакля стали две роли: А. Добкевич (Швандя) и А. Перегонец (Дунька). Согласно логике Александра Федоровна должна была играть роль Пановой, которая точно «ложилась» на ее актерскую индивидуальность. И вдруг – роль второго плана, глупая, вульгарная Дунька. Современники, видевшие спектакль, вспоминали, с каким восторгом принимала публика работу Перегонец. Критик К. Францев писал:

«Дунька – Перегонец… новый вклад в галерею запоминающихся образов, созданных этой замечательной артисткой. Яркая, чеканная работа, ничего лишнего, все строго обдумано, рассчитано».

Перегонец вела роль в несколько гротескном плане, подчеркивая самодовольную сущность своей героини. По сути это была первая острохарактерная роль, исполненная Александрой Федоровной.

Великолепен был актерский дуэт Перегонец и Добкевича в спектакле «Егор Булычев и другие» М. Горького, где Александра Федоровна играла Шуру, а Добкевич – Булычева.

Еще при жизни Перегонец начался спор о том, какая же все-таки она актриса – комедийная или драматическая? Продолжается спор и по сей день. Но наиболее точно амплуа Перегонец, думается, определил известный искусствовед Николай Эльяш, видевший многие спектакли с ее участием и бывший знакомым с ней лично. В статье, посвященной Александре Федоровне, он писал:

«Перегонец как актриса опередила свое время. Она была мастером тонкого психологического нюанса, пастельных красок. Любая форма форсирования мысли, чувства, мимики и пластики была чужда ей. Даже в тех ролях, где на таком форсировании настаивала сама драматургия».

В 1940 году Александра Федоровна создала один из лучших своих образов – Нору в спектакле по драме Г. Ибсена «Кукольный дом», который был поставлен специально для Перегонец. Рецензент газеты «Красный Крым» в номере от 7 января 1941 года писал:

«Артистка… нашла ключ к этой трудной и сложной роли. Она показывает перспективу души героини. Ее Нора прозревает не сразу, не вдруг».

Перегонец создавала характер упорный, личность самоотверженную и цельную. Как отмечали современники, в финале спектакля не было никаких мелодрам, а был человек, принявший решение.

Необычайно яркая на сцене, в жизни Александра Федоровна была человеком скромным, даже застенчивым.

«Ее любил весь коллектив и, особенно, театральная молодежь, терпеливым и умелым воспитателем которой Александра Федоровна была многие годы», – писала в 1947 году театровед Л. Жукова.

Подпись А. Ф. Перегонец
на фото для Л. Приваловой

Летом 1941 года театр гастролировал в Севастополе. Вечером 21 июня давали «Кремлевские куранты». Возвращаясь в гостиницу после спектакля, Перегонец с Добкевичем последний раз любовались морем. А ночью их разбудили взрывы… Так ворвалась в их жизнь война. Объявленный на 22 июня спектакль «Машенька» с Перегонец в главной роли уже не состоялся. Поступил приказ дирекции: немедленно возвращаться в Симферополь.

За первые два с половиной месяца войны театр дал свыше 100 выездных концертов в военных частях и госпиталях, шли спектакли на стационаре.

В конце октября 1941 года, когда фронт уже был прорван и Крым оказался отрезанным от Большой земли, часть коллектива театра сделала попытку эвакуироваться, но уже было поздно. В Симферополь вошли гитлеровцы. Началось страшное время оккупации. В декабре расстреляли одного из ведущих актеров труппы Якова Смоленского. В феврале в гестаповских застенках погиб Анатолий Иванович Добкевич.

Весной 1942 года начался массовый угон в Германию молодежи. Именно тогда Н. А. Барышев предложил убитой горем Перегонец создать театральную студию, чтобы спасти хотя бы часть молодых крымчан. Набор в студию осуществляли Перегонец и Елена Алексеевна Одоевская.

К концу 1942 года подпольной группе театра во главе с Барышевым и Перегонец удалось установить связь с партизанским движением. Подпольщики снабжали партизан медикаментами, теплыми вещами, собирали разведданные.

В первых числах марта 1944 года начались аресты подпольщиков. Перегонец арестовали 18 марта, а за пять дней до этого, 13 марта, по просьбе своей ученицы Л. Приваловой Александра Федоровна надписала ей свои фотографии. На одной из них есть такие слова:

«Любите, любите наш театр. Любите театр, но не себя в театре…»

Так могла написать только истинно великая актриса и благородный человек. Эти слова – своего рода завещание Александры Федоровны нам, работающим в театре ныне.

 

Автор статьи
Людмила Касьяненко,
руководитель литературно-драматургической части
 
 
 
 
Дата публикации
26.04.2020
FancyBox