1908–1976
художник, график
 |
|
Арменак Оноприосович Анопьян
Из семейного архива
|
Арменак Оноприосович Анопьян родился 20 февраля 1908 года в Нахичевани-на-Дону (ныне – один из районов Ростова-на-Дону), в семье поэта и переводчика Оноприоса Яковлевича Анопьяна и его жены Екатерины Петровны (урожденной Вартановой). Нахичевань-на-Дону был родным городом отца Арменака. Мальчика крестили в Нахичеванской церкви Сурб Никогайос.
В 1909 году семья Анопьян с маленьким Арменаком переезжают на постоянное жительство в Симферополь – родной город матери. 7 июня 1909 года в семье рождается второй ребенок – брат Арменака, Яков (Акоп). Перемещение с одной земли предков на другую в судьбе будущего художника сыграло положительную роль, но и роковую тоже. Великолепие крымских пейзажей, окружавших Арменака с первых лет жизни, эмоционально питало его, человека, восприимчивого от природы ко всему прекрасному, высокому.
Что касается способности к изобразительному творчеству, то она в нем была заложена, что называется, в генах. Отец, двоюродный дядя и дед будущего художника сами прекрасно рисовали. Они оставили сыну и внуку в наследие несколько альбомов с собственными карандашными зарисовками, акварельными упражнениями, которые мальчику послужили в детстве примером, и он увлекся живописью.
В 1917 году Арменак был принят в подготовительный класс Симферопольской казенной гимназии. В 1924 году он поступает в Крымский техникум изобразительного искусства, где его педагогом по рисунку и живописи стал известный русский, а впоследствии советский художник-баталист Самокиш Николай Семенович (1860–1944). В 1926 году он оканчивает 9-летнюю школу 2-й ступени. Одновременно с этим происходит закрытие техникума изобразительного искусства, вследствие чего Арменак так и не заканчивает его, проучившись всего два года. Молодой человек начинает работать в школе преподавателем физкультуры и рисования.
В 1928 году А. Анопьян едет в Москву для поступления во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), однако попытка поступления не удается, и он возвращается в Симферополь, где вновь начал брать уроки живописи у Н. С. Самокиша, которому всецело доверял как педагогу, наставнику в жизни и творчестве.
27 января 1929 года состоялся дебют А. О. Анопьяна как художника: он участвует в «Выставке картин современных крымских художников». Принимает участие в конкурсе проектов памятника «Погибшим в Крыму борцам за революцию» в Пушкинском сквере г. Симферополя. Все проекты, представленные на конкурс, были отклонены, но проект Арменака Анопьяна удостоился отзыва как «наиболее удовлетворительный со стороны идейного содержания». 10 октября 1929 года он начинает работу над большим полотном «Застигнутые в подполье» (другое название – «Арест Севастопольского подпольного парткомитета») для выставки, посвященной десятилетию освобождения Крыма от белых. 13 ноября 1930 года открывается выставка к 10-летию власти советов в Крыму, на которой картина Арменака Анопьяна «Застигнутые в подполье» получает вторую премию (первой премии не удостоился никто). Газета «Керченский рабочий» называет это полотно «одной из лучших картин выставки».
 |
|
Застигнутые в подполье. 1929 г.
Из семейного архива
|
Находясь в Симферополе, А. Анопьян вступает во Всероссийское художественное объединение. Зарабатывает на жизнь, выполняя оформительские заказы, одновременно продолжая работать преподавателем рисования и физкультуры. Состоит членом-учредителем Крымского общества революционных художников «Изофронт».
В 1932 году Арменак пишет одно из лучших полотен в своей жизни – «Портрет отца». В те годы он был влюбленным в мир, наполненным творческими идеями и мечтаниями молодым человеком, художником по призванию, кандидатом в члены Союза художников Крыма. Благодаря своим статьям и стихам, охотно публикуемым в местных газетах, был также принят в Союз писателей.
Увлекался Арменак и античностью, культурой древних эллинов, участвовал в качестве волонтера в раскопках, проводимых в окрестностях Коктебеля под руководством директора Феодосийского музея Н. С. Барсамова, его сподвижников А. С. Башкирова, М. Волошина и других ученых. Там же начинающий художник делает набросок портрета гостеприимного Максимилиана Волошина, который хранится в семье Анопьян. А еще он был заядлым спортсменом: занимался легкой атлетикой, хорошо играл в футбол, любил гарцевать на лошадях, участвовал в крымских юношеских забегах. Вдобавок ко всему был чемпионом Крыма по боксу в легком весе.
В 1932 году поступает на работу в реставрационные мастерские И. Э. Грабаря. Но в Москве он работает недолго, так как вынужден вернуться в Симферополь в связи с обострившейся болезнью отца. После его смерти 9 февраля 1934 года художник тяжело переживал утрату. Арменак начинает составлять рукописный свод творчества отца, над которым продолжит работу до конца своей жизни. Ведет переписку с братом отца, Григорием Яковлевичем Анопьяном, живущим в Европе.
В 1935 году Арменак принимает участие в выставке «Искусство Советского Крыма», открывшейся в Москве 20 июля в Государственном музее Восточных культур. Помимо «Застигнутых в подполье» на выставке были представлены натюрморт и портрет художника А. Глаголева. По заказу Севастопольского музея Революции пишет картину «Расправа интервентов». В 1936 году работает над картинами «Атака партизан», «Пушкин в Гурзуфе», «Пушкин и Раевская», «На Дальневосточной сопке». Собирает материал для картины «Последнее слово Шмидта». Пишет картины на местные темы, портреты, картину «Армянский храм. Вид с могилы отца». В следующем году участвует в художественной выставке к 20-летию Великой Октябрьской социалистической революции в Симферопольской картинной галерее.
В 1938 году Арменак Анопьян был арестован по печально известной 58-й статье. Ему было тогда 30 лет… Его арестовали вместе с группой таких же молодых, талантливых художников Крыма. К чести Арменака, он стойко все выдержал, ни на кого не донес, никого не очернил, не оболгал, не предал. Однако несколько лет, проведенных в тюрьме, сильно подорвали его здоровье.
В 1940 году Арменак был оправдан судом за полной необоснованностью обвинения, продолжил работу, принимал участие в выставках. Написал пейзаж «Серый день». 20 ноября был принят кандидатом в члены Союза советских художников. С началом Великой Отечественной войны из-за болезни туберкулезом Арменака не взяли на фронт, но в ряды Красной Армии был призван младший брат Яков (Акоп). Яков Анопьян был химиком, окончил музыкальное училище по классу рояля. В сентябре 1941 года погиб под Гомелем в чине младшего лейтенанта.
Арменак входил в состав Симферопольской творческой агитбригады по изготовлению и выпуску художественных плакатов, панно и Окон ТАСС. Работал над эскизами к картинам «Матросы», «Пулеметчики». В период оккупации Крыма Арменак работает в коллективе художников при Городской управе под руководством Н. С. Самокиша, рисует пейзажи и жанровые картины на бытовые темы, тайно с соратниками развешивают листовки и помогают советским подпольщикам.





В 1942 году Арменак женится на Вере Владимировне Беспаловой. Пишет картину «Портрет жены». 14 апреля 1943 года в семье рождается дочь Татьяна. В этот период Арменак ведет переписку с друзьями отца с просьбой прислать воспоминания о нем. Пишет портрет своего любимого учителя Николая Семеновича Самокиша.
После освобождения Крыма художник участвует в Первой послевоенной выставке, посвященной бойцам и офицерам Советской Армии с картиной «Атака партизан». Заканчивает картину «Пулеметчики». В начале июня 1944 года выходит постановление И. Сталина о дополнительном выселении с территории Крымской АССР «37 тыс. чел. немецких пособников из числа болгар, греков, армян и итальянцев».
27 июня 1944 года Арменак Анопьян вместе с мамой и тетей были выселены из Крыма в Сибирь. 10 июля они прибыли в товарном эшелоне в г. Прокопьевск Кемеровской области. Эти трагические события Арменак Оноприосович описывает в своем дневнике, который в семье Анопьян называют «Черным блокнотом». Он подробно и педантично фиксирует сибирский быт не только своей семьи, но и тех, кто попал в эти сложные жизненные условия. Чтобы вызволить Арменака из ссылки, крымские и ереванские друзья, во главе с М. С. Сарьяном, который был другом семьи, организовали поручительские письма на имя наркома внутренних дел Л. П. Берии с просьбой освободить художника.
Жена художника Вера Владимировна Беспалова, понимая, что мужу предстоит надолго остаться в Сибири, добивается направления от Министерства образования и с маленькой дочерью едет к мужу в Прокопьевск, где ей дают служебную квартиру. Арменак трудится на лесоповале, затем работает в Прокопьевском областном театре музыкальной комедии в качестве художника-оформителя, в художественных мастерских, пишет портреты и копии с картин. В 1950 году А. Анопьян принят на работу в Кемеровское товарищество художников, длительное время преподает физкультуру и живопись в местной школе.
В 1956 году после XX съезда партии ссылка депортированным в Сибирь армянам была отменена, однако без права возвращения в крупные города и любимый Крым. Арменак, не имея прописки, не мог устроиться на работу, чтобы помогать семье. После неудачной попытки прописаться в Харькове, Мелитополе, 8 ноября художник приезжает в Ростов-на-Дону в дом своей тети по отцу – Розалии Яковлевны Козодовой (урожденной Анопьян), которая прописывает племянника.
Будучи человеком с сильно подорванным здоровьем, Арменак Анопьян потерял интерес к общественной жизни, принял решение не участвовать в творческой и выставочной деятельности Донского края, максимально дистанцироваться от всякого рода творческих сообществ. Он почти охладел и к собственному творчеству. Но, к счастью, сохранился ряд живописных произведений, созданных им в период с конца 1920-х по 1950-е годы. В этих работах запечатлены такие знакомые всем крымские места, как Бахчисарай, Алушта, Симферополь, а также куда более суровые сибирские пейзажи, населенные пункты, где доводилось жить художнику в годы вынужденной ссылки – «Сибирские задворки. Прокопьевск зимой», «Сибирская весна. Задворки»…
Арменак работает в художественном фонде, но творческой работой больше не занимается, всецело посвятив последние годы жизни увековечению памяти отца, работе над его архивом, который в дальнейшем был передан на хранение в Ереванский музей литературы и искусства им. Егише Чаренца.
Арменак Оноприосович Анопьян ушел из жизни 15 февраля 1976 года, не дожив двух лет до своего 70-летия. Но он был уверен в том, что сделал все от него зависящее, чтобы не кануло в Лету имя его отца. Дочь художника Татьяна Арменаковна не перестает печалиться относительно творческого наследия своего отца. Она скорбит по тем его рисункам и картинам, которые погибли во время обысков, ссылок, переездов:
«Наша семья, я и мои дети, храним лишь малую толику того, что было написано моим отцом. Около 60 работ сохранилось. И всё! Как больно это осознавать. Как невыносимо больно нести в себе весь этот груз воспоминаний, потерь и утрат».
По материалам
архива семьи Анопьян
Крым в работах художника:










Список использованных источников:
-
Династия Анопьян: история поколений и творческое наследие : [сайт]. – URL: https://anopian-dynasty.com/ (дата обращения: 18.10.2025). – Текст : электронный.
Дата публикации
21.10.2025