Феодосийская картинная галерея ...
Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского
Источник: https://feogallery.org/2020/06/13/vozobnovlenieraboti/

 

Художник, архитектор, коллекционер, меценат и благотворитель Иван Константинович Айвазовский стал автором и деятельным участником многих идей и проектов, в значительной мере преобразивших Феодосию. Благими деяниями он смог выразить свою любовь к родному городу.

Конечно же, лучшим мемориалом великому маринисту по сей день является созданная им художественная галерея и несметное количество его «вечных» шедевров, рассеянных по музеям и коллекциям всего земного шара. Феодосийская картинная галерея стала одной из главных достопримечательностей Крыма. В наши дни – это музей мирового значения.

Строительство здания галереи полностью финансировал сам Айвазовский. Он же выступил автором проекта, и все работы велись под его наблюдением. Удачно вписанное в общий комплекс строений усадьбы, здание галереи имело отдельный вход с улицы, сообщалось с квартирой и мастерской художника, и в то же время, при необходимости, могло быть изолировано от остального дома. Постоянная выставка картин разместилась в большом зале площадью 260 м2.

Открытие галереи состоялось 29 июля 1880 г. и было приурочено ко дню рождения Айвазовского. Феодосийская галерея явилась не только первым в России музеем одного художника, она стала первой публичной картинной галереей страны.

В 1892 г. галерея подверглась крупной реконструкции. Были заложены боковые окна и устроен «верхний свет» – выполнено остекление в потолке. Это позволило выгодно осветить картины и освободившуюся площадь стен использовать для размещения большего количества произведений художника. Над входной дверью был установлен мраморный бюст римского бога Вакха и прикреплена памятная доска с датами постройки и переоборудования галереи.

Экспозиция в выставочном зале постоянно менялась. Здесь демонстрировались все созданные мастером новые полотна, которые впоследствии расходились по музейным и частным коллекциям, но взамен ушедших картин на их месте быстро появлялись свежие произведения. Поэтому в течение нескольких месяцев выставка обновлялась практически полностью.

Здание картинной галереи Айвазовского. Открытка
Источник: https://m.lenta.ru

В 1900 г., после смерти И. К. Айвазовского, согласно завещанию, картинная галерея вместе со всеми имеющимися в ней произведениями художника перешла в собственность города Феодосии. На тот момент здесь находилось 49 его картин. Большей частью это были поздние работы художника, написанные им в последние годы жизни.

В своем завещании Иван Константинович указал, что «заведывание галереей должно быть возложено на достойнейшего из внуков или правнуков» Айвазовского. Он считал, что таким образом вверяет свое детище в надежные руки. Но архивные документы, хранящиеся в Феодосийской картинной галерее, свидетельствуют о том, что потомки великого мариниста не оправдали его надежд.

Стоимость дома и картин, подаренных городу Айвазовским, в начале 1900-х гг. оценивалась в 300 тысяч рублей. Однако, период времени с момента смерти художника и вплоть до 1921 г. можно считать одним из самых сложных в судьбе галереи. Она постоянно испытывала острый финансовый дефицит. В этих условиях научная и культурно-просветительская работа в галерее была возможна исключительно на общественных началах. Феодосийское благотворительное общество и родственники Айвазовского изредка устраивали литературно-музыкальные вечера, как правило, приуроченные ко дню рождения мариниста. Научная и литературная деятельность не велась более 20 лет. До революции 1917 г. был выпущен маленький каталог в виде листовки, где были перечислены названия находившихся в галерее картин.

Хронический недостаток средств и инертность городской управы были основными причинами, по которым заведующие галереей не задерживались на своем посту. Единственной оплачиваемой должностью в галерее была должность сторожа.

Во время Первой мировой войны все картины из галереи было решено эвакуировать в Симферополь. По причине военного положения были сорваны мероприятия, приуроченные к 100-летию И. К. Айвазовского. Все ограничилось выпуском биографической справочной брошюры В. Д. Геймана «И. К. Айвазовский», и на могиле художника была отслужена панихида. Возвратившиеся в Феодосию весной 1918 г. картины еще долго хранились в ящиках не распакованные. Дом Айвазовского и помещение галереи неоднократно использовались для размещения воинских частей.

14 ноября 1920 г. в Феодосии установилась советская власть. Была проведена большая работа по выявлению и охране предметов искусства. 11 августа 1921 г. согласно решению Крымского ревкома дом Айвазовского с картинной галереей стал собственностью республики. В 1922 г. в помещениях галереи произвели ремонт, и она была включена в систему государственных музеев страны. 17 декабря 1922 г., после восьмилетнего перерыва, Феодосийская картинная галерея приняла посетителей.

Первым директором галереи в советское время стал художник и искусствовед Герасим Афанасьевич Магула. С 1921 г. галерея стала выполнять образовательно-прикладные функции. В июне при ней были открыты художественно-творческие мастерские. В январе 1922 г. начала работу художественная народная студия с классами общего рисования, живописи, перспективы, истории искусств и пластической анатомии. Мастерскими и студией руководил Г. А. Магула, а также выдающиеся художники К. Ф. Богаевский, М. А. Шаронов, Е. Н. Святский, Н. И. Пискарев и Н. И. Хрусталь. Также в 1921 г. в здании галереи была организована детская музыкальная школа, в которой обучалось до 180 детей.

В 1923 г., после смерти Г. А. Магулы, Феодосийскую картинную галерею возглавил Николай Степанович Барсамов. С его именем связаны следующие полвека истории галереи. Кроме того, Н. С. Барсамов вошел в историю как лучший биограф Айвазовского.

Автопортрет
И. К. Айвазовский. 1874 г.
Источник: https://portrets.ru

К 1927 г. экспозиционная площадь галереи расширилась, ее коллекция пополнилась 27 живописными работами. В качестве нового выставочного помещения была задействована бывшая мастерская Айвазовского, где прорубили два дополнительных окна. В новом зале разместился отдел живописи К. Ф. Богаевского.

В 1930 г. отмечался 50-летний юбилей галереи. В честь этого события была устроена большая выставка произведений И. К. Айвазовского из других музеев. Благодаря этой знаменательной дате на 1930-е гг. пришлось большое количество новых поступлений. Коллекцию галереи пополнили 37 живописных работ. Также после закрытия в 1930-х гг. армянских храмов Феодосии, собрание галереи пополнилось 10 картинами художника, написанными на библейские темы.

В 1931 г. экспозиционная площадь галереи вновь увеличилась за счет переоборудования пристроенного к главному выставочному залу сарая. Первоначально здесь стали размещаться временные выставки картин, а в 1938 г. для них отвели бывший кабинет И. К. Айвазовского. В бывшем сарае был развернут отдел живописи западноевропейских маринистов, основой которого стала коллекция из 11 полотен И. К. Схотела, Л. Бакхейзена, Ф. Таннера, поступившая в 1937 г. из Государственного Эрмитажа. В настоящее время в этом помещении работает мемориальный отдел музея.

Благодаря активному пополнению коллекции, экспозиция значительно улучшилась, и к концу 1930-х гг. в ней были представлены все темы и периоды творчества мариниста. Определилось и расширилось направление собирательской деятельности музея. В галерею стали поступать работы художников, творчество которых развивалось под влиянием искусства И. К. Айвазовского – произведения его учеников, последователей, представителей Киммерийской школы живописи. Постепенно выстроилась концепция самой галереи. Ее коллекция перестала быть исключительно монографической и с течением лет обрела пейзажную, в основном маринистическую, тематику. Благодаря деятельности Н. С. Барсамова, собрание галереи к 1941 г. увеличилось в пять раз.

В годы Великой Отечественной войны музею и его сотрудникам пришлось пережить тяжелые испытания. 30 сентября 1941 г. прорвавшиеся на Арабатскую Стрелку немецкие войска оказались в 25–30 км от Феодосии. Было принято решение о немедленной эвакуации картин из города. Н. С. Барсамов и его супруга Софья Александровна, спасая от войны шедевры Айвазовского, совершили подвиг. При активном содействии городских и областных партийных и советских организаций коллекцию галереи погрузили на теплоход «Калинин» и вывезли сначала в Новороссийск, а потом через Краснодар в Ереван. В период эвакуации не прекращалась выставочная и популяризаторская работа галереи.

О тяжелых условиях, в которых проходила эвакуация, рассказывала Людмила Даниленко в своем докладе «О роли Н. С. Барсамова в спасении работ И. К. Айвазовского во время Великой Отечественной войны и охране армянских памятников Крыма».

Весной 1944 г. Крым был освобожден от немецко-фашистских захватчиков, а осенью коллекция возвратилась в Феодосию. О том, что представляло собой здание галереи после оккупации, рассказали Н. С. Барсамов и его супруга:

«Дом Айвазовского представлял мрачное зрелище. Ни одна бомба... ни один тяжелый снаряд не попали в него, но он был исковеркан мелкими снарядами; штукатурка на нем осыпалась, кровля расползлась и представляла груды черепков, и сам дом как будто осел и врос в землю. В главном выставочном зале не существовало огромного стеклянного перекрытия. В большом доме нашлась только одна комната (бывшая мастерская), в которой были целы двери и окна, не протекала крыша... Ночью в пустых залах ветер свистел, как на палубе корабля в бушующем море».

Интерьер галереи. Конец XIX в.
Источник: https://feogallery.org

Уже к весне 1945 г. большая часть залов галереи была отремонтирована, а в мае открылась первая послевоенная выставка произведений И. К. Айвазовского, посвященная 45-летию со дня его смерти. В экспозиции были представлены 152 работы великого художника.

На полное восстановление здания галереи потребовался еще год. Новая экспозиция всех отделов музея, утвержденная Комитетом по делам искусств РСФСР, была открыта 2 мая 1946 г. Экспозиция обновленных залов, помимо 168 работ И. К. Айвазовского, включала 8 работ Л. Ф. Лагорио, 27 работ Ф. И. Фесслера, 66 работ М. П. Латри, 39 работ М. А. Волошина, 130 работ К. Ф. Богаевского, 3 работы А. И. Куинджи, 1 работу Д. В. Шибнева, 1 работу Э. А. Магдесяна и 11 работ европейских маринистов. В том же году переоборудованию подверглись помещения на нижнем этаже. Бывшую столовую, буфетную и кладовую комнаты дома Айвазовского объединили и в получившемся большом зале площадью более 100 м2, с отдельным входом, был открыт лекторий на 120 мест.

Помимо картин, в галерее сохранилось немало личных вещей и документов И. К. Айвазовского, и в 1947 г. был открыт мемориальный отдел.

В последующие десятилетия музейная коллекция продолжала пополняться произведениями И. К. Айвазовского. В 1940-е гг. поступило 11 произведений, в 1950-е гг. – 5, в 1960-е гг. – 10, в 1970-е гг. – 2 , в 1980-е гг. – 8. В год празднования 150-летия со дня рождения И. К. Айвазовского (1967 г.) из музеев и частных коллекций в галерею поступили 6 картин.

Активно фонды галереи пополнялись произведениями учеников и последователей И. К. Айвазовского, представителей Киммерийской школы живописи начала и середины XX в., талантливых современников художника. В конце 1960-х – начале 1970-х гг. в коллекцию музея поступили 18 рисунков К. Ф. Богаевского, картины А. И. Фесслера, Л. Д. Блинова, акварели внука Айвазовского К. К. Арцеулова.

В 1971 г. экспозиция пополнилась интересными произведениями крымских, в том числе феодосийских, художников с выставки «Феодосия в изобразительном искусстве». Отдел советского искусства получил 28 картин Н. С. Барсамова, работы Д. Я. Черкеса, 40 произведений П. К. Столяренко, Ю. В. Волкова, В. А. Соколова, М. Ф. Чухланцева и др. На выставке, посвященной 95-летию со дня рождения М. А. Волошина, были приобретены 86 его произведений.

В 1980 г. Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского отметила свой 100-летний юбилей и была награждена орденом Дружбы народов. В отремонтированном особняке сестры художника Е. К. Мазировой, примыкающем к дому Айвазовского, в 1989 г. была открыта экспозиция «Русская и современная марина. Творчество художников Юго-Восточного Крыма».

В 2001 г. указом президента Украины галерее был присвоен статус Национальной. В апреле 2004 г. завершился капитальный ремонт в незадействованной части дома художника. Были открыты новые экспозиции «Вилла маэстро» и «Особая кладовая». В «Особой кладовой» впервые демонстрировались изделия из драгоценных металлов и другие интересные экспонаты, хранящиеся в фондах галереи. В июле 2005 г. открылись еще 3 новых зала первого этажа фасадной части здания.

Сегодня в фондах галереи насчитывается 416 работ живописи и графики великого мариниста. Это крупнейшее в мире собрание его работ, позволяющее проследить эволюцию мастерства художника за 63 года его творческой деятельности. Всего в коллекции музея насчитывается более 13 тысяч экспонатов: произведения живописи, графики, архивные документы и фотодокументы, мемориальные вещи и предметы декоративно-прикладного искусства.

Музейный комплекс располагается в двух зданиях – памятниках архитектуры XIX в.: доме И. К. Айвазовского и особняке сестры художника Е. К. Мазировой. На сегодняшний день Феодосийская картинная галерея предлагает вниманию посетителей несколько постоянно действующих экспозиций. Основная – «Творчество И. К. Айвазовского» – занимает центральный выставочный зал и большинство помещений дома художника. Галерея является главной достопримечательностью Феодосии и самым посещаемым экскурсионно-туристическим объектом города.

Феодосийская картинная галерея является научным центром юго-восточного Крыма. На ее базе проходят международные научные конференции, фестивали классической музыки, выставки, ведется большая научно-исследовательская, культурно-просветительская, издательская деятельность. Ежегодно музей посещают более 300 000 человек, что свидетельствует о востребованности высокого искусства.

 

Адрес: г. Феодосия, пр-т Айвазовского, д. 15

 

 

Список использованных источников:
  1. Барсамов Н. С. Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского. К 75-летию со дня основания / Н. С. Барсамов, С. А. Барсамова. – Симферополь : Крымиздат, 1955. – 229 с., [17] л. ил.
  2. Бугаев Д. В. 200 лет триумфа / Д. В. Бугаев ; [фотографы Д. В. Бугаев, А. Е. Кадников]. – Симферополь : ЧерноморПРЕСС, 2017. – 427 с. : цв. ил. – Библиогр.: с. 426. – ISBN 978-5-9908875-2-7.

 

 

 

Дата публикации
18.07.2020
FancyBox