Барсамов Николай Степанович
Барсамов Николай Степанович

1892–1976

художник, искусствовед

 

Николай Степанович Барсамов.
Автопортрет, 1950 г.
Источник: https://feogallery.org

Одной из ярких и многосторонне одаренных личностей в художественной жизни Феодосии и Крыма в XX веке был Николай Степанович Барсамов. И неважно, что его родина – Тифлис (ныне Тбилиси). Феодосия для Барсамова стала родной духовно. Ей он безотказно служил с 1923 года до последних дней своей жизни. Не случайно именно он стал вторым после И. К. Айвазовского почетным гражданином Феодосии в 1962 году.

Николай Степанович родился 16 ноября (5 декабря по н.ст.) 1892 года в армянской семье банковского служащего. Николаю не исполнилось и двух лет, когда умер его отец, и овдовевшая мать уехала с детьми в Ростов-на-Дону. В 1909 году гимназист Барсамов начал посещать художественные классы, которыми руководил только что окончивший академию художеств Я. М. Павлов. С 1913 по 1917 гг. он учился в Москве – сначала в частной студии И. Машкова, а впоследствии в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у прославленных мастеров К. Коровина, С. Малютина, А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина.

Закончив училище в 1917 году, Н. С. Барсамов уехал из Москвы в г. Изюм (ныне Харьковская область) преподавать рисование в школе. Изюмский исполком назначил его заведующим отделом искусств, а затем поручил заняться спасением художественных ценностей из дворянских усадеб, которые стали впоследствии экспонатами картинной галереи г. Изюм Харьковской губернии.

В 1919 году он ушел на фронт добровольцем, где был связистом в артдивизионе. Заболев тифом, был эвакуирован в Самарский госпиталь. После выздоровления стал работать преподавателем изобразительных искусств в школе на заводе и руководить студией при заводском рабочем клубе. Там он встретил свою будущую жену Софью Александровну. В конце 1920 года они переехали в Челябинскую область, на Брединские угольные копи, где Барсамов служил чертежником и рабочим на разведках графита.

В 1922 году Н. С. Барсамов с семьей возвратился в Москву, работал художником в репродукционно-художественной мастерской на печатной фабрике Гознака (Главное управление производством государственных знаков, монет и орденов).

В 1923 году Николай Степанович приехал в отпуск в Феодосию погостить у сестры. В июле он познакомился с художником К. Ф. Богаевским и его творчеством. Барсамову нравилась Феодосия, он был восхищен Картинной галереей им. И. Айвазовского, начал принимать участие в художественных выставках. В этом же году он стал членом-учредителем Севастопольской ассоциации художников (1923–1931).

В сентябре 1923 года скоропостижно скончался директор Картинной галереи им. И. Айвазовского Г. А. Магула. Заместитель председателя Крымсовнаркома И. В. Гончаров, зная Барсамова по совместной работе в г. Изюм, предложил его кандидатуру на должность директора галереи и Феодосийского музея художественных ценностей (ФАМ), которые в то время были институционно объединены в «музейный комбинат».

Семья Барсамовых в своей квартире. 1929 г.

Вступив в должность, Барсамов, начиная с 1923 года, ходатайствовал об установлении памятника И. К. Айвазовскому. Денежных средств у города не хватало на то, чтобы выкупить монумент, который был изготовлен еще в 1914 году скульптором Ильей Гинцбургом и хранился в подвале Петербургской Академии художеств. После длительной переписки, в 1930 году Гинцбург простил долг, после чего Барсамов организовал транспортировку скульптуры из Ленинграда в Феодосию. 2 мая 1930 года, в 50-летний юбилей основания галереи, памятник был торжественно открыт. Пьедестал для памятника директор галереи поручил изготовить искусному резчику по камню Фоке Яни.

В 1925 году ФАМ был переименован в Феодосийский музей краеведения; старая коллекция вошла в него на правах археологического отдела. Н. Барсамов принял решение не только о сборе материалов, посвященных современной истории (в частности, Гражданской войне), но и экспонатов для «отдела природы», которые бы представили геологию, флору и фауну Юго-Восточного Крыма. В его планах предусматривалось комплектование коллекций, отражающих развитие промышленности, производства, культуры, структуру населения и быта Феодосии.

В обязанности Барсамова входили учет и охрана исторических памятников от Арабатской стрелки до Алушты (по берегу моря) и до Джанкоя (вглубь степи). В его подчинении по Археологическому музею числился один научный сотрудник. Летом 1927 года Николай Степанович лично участвовал в многочисленных археологических раскопках, фотофиксации и реставрации памятников. Их итогом стали издания: «Археологические раскопки в Оттузах 1927 и 1928 гг.» (1929) и «Феодосия и ближайшие окрестности. Феодосия» (1933). Пытаясь спасти уникальный памятник, расположенный на плато Тепсень (ныне городище Тепсень), директор Феодосийского краеведческого музея сумел провести в 1929–1931 гг. охранные археологические работы.

В 1936 году, после разделения картинной галереи и музея краеведения, Барсамов оставил должность директора последнего.

Сотрудники галереи распаковывают прибывшие из эвакуации картины. 1945 г.
Источник: https://ok.ru/

Осенью 1941 года Николай Степанович вместе с женой Софьей Александровной сумел эвакуировать не только художественные полотна, но и документацию, научный архив, мемориальные вещи. Коллекция во время Великой Отечественной войны проделала долгий путь: из Феодосии она была доставлена в Новороссийск, оттуда – в Краснодар и Ереван. В период эвакуации выставочная и популяризаторская работа галереи не прекращалась. Осенью 1941 года в течение месяца 59 картин из собрания галереи экспонировались в Краснодаре. Большая выставка произведений И. К. Айвазовского была устроена в 1942 году в Ереване. Из Армении в Крым Барсамовы со своим бесценным грузом вернулись в ноябре 1944 года. А в мае 1945 года, после восстановления полуразрушенного фашистами здания галереи, открылась выставка произведений И. К. Айвазовского, приуроченная к 45-летию со дня его смерти. На ней экспонировались 152 работы мариниста. 2 мая 1946 года галерея была полностью восстановлена и открылась для посетителей. За спасение сокровищ Картинной галереи по представлению Академии художеств СССР Н. С. Барсамов был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Это была первая орденская награда музейному работнику в СССР.

Благодаря активной собирательской деятельности Н. С. Барсамова, коллекция Картинной галереи, имеющая в 1922 году 49 завещанных Айвазовским городу картин, в 1966 году насчитывала уже 397 работ великого мариниста! Кроме этого, коллекция музея пополнилась полотнами других мастеров, творчество которых в той или иной мере связано с Айвазовским. В первую очередь произведения его учеников Л. Ф. Лагорио, А. И. Фесслера, феодосийских художников К. Ф. Богаевского, М. П. Латри, М. А. Волошина.

Статья из газеты «Красный Крым», 20 апр. (№ 77), 1945 г.
Из фондов КРУНБ им. И. Я. Франко

Н. С. Барсамов писал жанровые и тематические картины, пейзажи, натюрморты, портреты. Его произведения находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственном Русском музее. В некоторых морских пейзажах художника заметно многолетнее увлечение искусством Айвазовского. Но мастер отдавал предпочтение жанру натюрморта, где достаточно ярко проявилось влияние московской школы. Среди произведений, посвященных Великой Отечественной войне, выделяется натюрморт 1967 года, посвященный памяти сына Барсамовых Володи, одаренного художника и пианиста, погибшего в первые дни войны.

За свою жизнь Николай Степанович встречался и дружил со многими замечательными людьми: художниками И. Э. Грабарем, К. В. Кандауровым, А. В. Куприным, М. Латри, К. Богаевским, поэтом-художником М. Волошиным, писателем А. Грином, летчиком-художником К. К. Арцеуловым, младшим внуком Айвазовского, оперной певицей Н. А. Обуховой и др. Он сформировал в искусствоведении понятие «крымской художественной школы», создал литературные и художественные портреты художников Феодосии. Барсамов стал автором путеводителей и каталогов по Феодосийской картинной галерее, статей и книг о выдающемся маринисте Айвазовском. Монография Н. Барсамова до сих пор является самым полным исследованием жизни и творчества живописца. Книги с автографом автора хранятся в фонде феодосийской Центральной городской библиотеки им. А. Грина.

Н. С. Барсамов с учениками
Источник: https://ok.ru/

В начале 1930-х гг. Барсамов открыл при галерее художественную студию, в которой воспитал плеяду талантливых мастеров. Идея занятий с учениками была возрождена в послевоенное время в 1952 году, когда в подсобных помещениях галереи была открыта детская художественная школа и студия. Их первым директором был назначен Н. С. Барсамов, который совместил этот пост с руководителем Картинной галереи. 20 октября 2007 года Феодосийской детской художественной школе было присвоено имя И. К. Айвазовского, а вечерней студии – Н. С. Барсамова.

В 1953 году в Симферополе в издательстве «Крымиздат» вышла книга «Феодосия: краеведческий очерк», неоднократно впоследствии переиздававшаяся. В этой книге читатель найдет не только исторический очерк о прошлом Феодосии, но и ее туристические маршруты, сведения о мемориальных досках, которые были установлены на зданиях к 1957 году, перечень памятников по состоянию на тот период.

В 1962 году Н. С. Барсамов ушел на пенсию, хотя оставался консультантом Картинной галереи им. И. К. Айвазовского до самой смерти 10 марта 1976 года. Он 18 лет был депутатом Феодосийского городского совета. Несмотря на то, что Барсамовы жили очень скромно и испытывали материальные затруднения, картины свои он не продавал, а гонорары за опубликованные книги передавал в Советский фонд мира. После смерти Николая Степановича согласно его воле около 300 полотен было передано в Картинную галерею им. И. К. Айвазовского. Сегодня здесь хранится 365 произведений художника. Могилы Николая и Софьи Барсамовых находятся на старом феодосийском кладбище, где установлен памятник на месте разрушенного ранее надгробья.

 
 
 
Материал подготовила
Т. Гурьева,
главный библиограф
 
 

 

Крымские мотивы на полотнах художника:

 

Список использованных источников:
  1. Барсамов Николай Степанович (1892–1976) : библиографический указатель / составитель Л. К. Краснова ; редакторы Н. Я. Максимушкина, Е. В. Дерунец. – Симферополь, 2012. – 32 с. – (Художники Крыма).
  2. Барсамов Николай Степанович // Украина. Крым. Русские / автор проекта и составитель Б. С. Балаян. – Симферополь : Таврида, 2011. – С. 97–98 : портр.
  3. Барсамов Николай Степанович // Художники Крыма о Великой Отечественной войне : музеи, собрания, коллекции : альбом / Союз художников России, Крымское республиканское отделение. – Симферополь : Жерибор, 2017. – С. 20–23 : цв. ил.
Еще...
  1. Виноградов К. Николай Барсамов – спаситель бесценных полотен Айвазовского. Помним ли мы? / К. Виноградов // Победа. – 2011. – 11 янв. – С. 4–5 : фот.
  2. Жарков Е. И. Барсамов Николай Степанович / Е. И. Жарков // Сотрудники Феодосийского музея древностей – деятели науки и культуры : биобиблиографический словарь / ответственный редактор Е. И. Жарков. – Киев : Болеро, 2011. – С. 65–72.
  3. Николай Степанович Барсамов : каталог / Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского ; автор предисловия А. Н. Савинов. – Симферополь : Крым, 1968. – 72 с. : ил.
  4. Николай Степанович Барсамов. К 80-летию со дня рождения Н. С. Барсамова / ответственный исполнитель С. С. Полун ; редактор А. Ю. Шполянская. – Симферополь : Крымское областное управление по печати, 1972. – 12 с. : ил.
  5. Пащенко И. Рядом с Барсамовыми. Воспоминания / И. Пащенко // Крымский альбом : истор.-краевед. и лит.-худож. альманах. – Феодосия-Москва : ИД Коктебель, 1997. – Вып. 2. – С. 255–269 : ил.
  6. Трубнякова Т. О хранителе сокровищ и традиций / Т. Трубнякова // Победа. – 1992. – 4 нояб. – С. 3.
  7. Шацкая Е. Жизнь, отданная искусству / Е. Шацкая // Город двадцати пяти веков : литературно-художественный и историко-краеведческий сборник о Феодосии / составитель П. Дегтярев. – Симферополь : Крым, 1971. – С. 232–235.
Свернуть

 

 

 

Дата публикации
17.06.2021
FancyBox