Болгары
Болгарские женщины на спецпоселении, сохранившие народные костюмы, 1960-е гг.

 

Историческая справка

Самоназвание этноса – болгары. Говорят на болгарском языке, относящемся к южной подгруппе славянской группы индоевропейской языковой семьи. В Крыму болгары разговаривают на русском и болгарском языках. Письменность на основе кириллицы. Вера – православная.

В процессе этногенеза болгарского народа приняли участие несколько этнических элементов. Прежде всего, это фракийцы, праболгары (самоназвание – булгары) и славянские племена, обитавшие в период раннего средневековья в бассейне реки Дунай.

Праболгары или булгары-тюрки, давшие название современным болгарам, оставили следы своего пребывания на крымской земле (поселения, захоронения), относящиеся к началу VII – середине Х веков, на Керченском полуострове, в Юго-Восточном Крыму, на территории современных Черноморского и Белогорского районов.

Предки современных крымских болгар переселились на Крымский полуостров в конце ХVIII – начале XIX веков. Причиной массового переселения болгар стало их тяжелое положение под османским игом на Родине, желание избежать жестоких репрессий турок и спасти жизнь своих близких.

Семья Урумбегликовых, с. Андреевка (ныне с. Желябовка Нижнегорского района), нач. ХХ в.

Переселению способствовал ряд указов императора Александра I. По указу 1801 года болгарам, эмигрировавшим из Османской империи, разрешалось селиться в Таврической губернии. Каждой семье было обещано 60 десятин земли, 300 рублей на обустройство, освобождение от уплаты налогов на 10 лет и другие льготы. По указу 1802 года для переселения в Россию балканских беженцев разрешалось нанимать частные купеческие суда. Поэтому в начале XIX века большинство болгар прибывали в Крым морским путем из городов Созополь, Варна, Синоп, Константинополь. По окончанию 41-дневного карантина в крымских портах они получали временный паспорт от Смотрителей Крымских колоний и отправлялись на новое место проживания.

Первыми болгарскими колониями на полуострове стали Старокрымская, основанная уроженцами поселения Малко Тырново и сёл Грамматиково, Стоилово, Мурзоево в 1802 году, и село Кишлав (ныне село Курское Белогорского района), основанное в 1804 году беженцами из Странджи. В 1806 году несколько болгарских семейств, выходцев из Анатолии, поселились в колонии Балта-Чокрак Симферопольского уезда (ныне не существует).

Вторая значительная миграция болгар в Крым произошла в 1829–1834 годах, после русско-турецкой войны 1828–1829 годов. Они заселили степной Крым и города Керчь, Старый Крым, ФеодосиюКарасубазар (ныне город Белогорск). В этот период переселение болгар на полуостров было плохо организовано, что послужило причиной выезда части болгарского населения в другие губернии России.

После Крымской войны в Таврическую губернию прибыли болгары из Турции, Молдавии и части Бессарабии. Это была третья волна массового переселения. Впоследствии многие болгарские переселенцы из этой волны покинули Крым из-за произвола местных властей, низкого плодородия выделенных земель, неурожаев и эпидемий.

В 1860-е годы болгарские семьи поселяются в городах Карасубазар, Феодосия, Судак, Керчь, Ялта, Евпатория, Севастополь, в Балаклаве и деревне Коктебель. В дальнейшем переселение болгар происходит уже внутри Таврической губернии. Переселенцы из Бердянского уезда основали сёла Ново-Царицино, Сарабуз болгар, Каробай. Болгары из Старого Крыма и Кишлава поселились в Коктебеле, селах Феодосийского уезда.

В 1897 году на Крымском полуострове проживало 5840 болгар. В 1904 году в Крымских уездах Таврической губернии было 16 болгарских колоний. В 1939 году в Крыму проживало более 15000 болгар. В июле 1944 года 12465 болгар из Крыма было депортировано на Урал, в Сибирь, Башкирию, Казахстан, Таджикистан и Узбекистан. По переписи 2001 года в Крыму болгар проживало 2282 человека, согласно переписи 2014 года – 1868 человек.

В 1991 году в Белогорске создано первое болгарское культурно-просветительское общество «Возрождение». В настоящее время болгары Крыма имеют две общественные организации – «Региональная болгарская национально-культурная автономия Республики Крым «Паисия Хилендарского» и «Республиканское объединение депортированных болгар Крыма им. Братьев Стояновых».

 

Этнографический очерк

Во многих болгарских колониях Крыма болгары жили рядом с представителями других национальностей. В двух болгарских колониях – Старокрымской и Кишлав (ныне с. Курское Белогорского района) – жители лучше других сохранили архаичный староболгарский язык, болгарские фольклор, национальный костюм, обычаи, обряды, праздники, национальный быт, ремесла. Это результат сравнительной замкнутости в полиэтничном окружении и умение общаться, используя опыт своих соседей во благо, не утрачивая национальной индивидуальности.

Болгарские переселенцы занимались, в основном, садоводством, хлебопашеством, виноградарством и виноделием, огородничеством, табаководством. В меньшей степени – шелководством и пчеловодством. Основным направлением животноводства стало разведение овец. Из ремесел наиболее известными были обработка дерева, кожевенное производство, ткачество, сбивание войлока, изготовление одежды и обуви.

Благополучие болгарской семьи определяли землеобеспеченность и собственный дом – «кэшта». Дома болгарские переселенцы строили сами. Фундамент складывался из дикого камня, стены – из земляного кирпича собственного изготовления – «калэпа», крыша покрывалась черепицей или камышом. Постройки из жженного кирпича не штукатурили, а покрывали жидким раствором белой глины или извести. Пол обычно обмазывали глиной, иногда на нем делали орнамент.

Традиционно дом болгар состоял из двух половин. Первая – «вэнкашна кэшта», наружный дом, где жила вся семья, вторая – «вэтрешна кэшта», внутренний дом для приема гостей.

Болгары, с. Кишлав Феодосийского уезда (ныне с. Курское Белогорского района)

Болгары в полиэтническом окружении достаточно долго, до 1940-х годов, сохраняли свой старинный национальный костюм. В двух болгарских колониях – Старокрымской и Кишлав – жители лучше других сохранили архаичный староболгарский язык, болгарские фольклор, национальную одежду, обычаи, обряды, праздники, национальный быт, ремесла. Особенно это было присуще сельскому населению, где женщины сами обрабатывали шерсть, ткали, кроили, шили, вышивали, вязали кружево, а мужчины выделывали овечью кожу для изготовления жилетов – «каптар» (жилетка), курток – «кесукюрче», полушубков. Из кожи вырезали пояса, шили обувь – кожаные постолы – «цэрвули», сапоги – «бутуши», женские туфли – «катэри»: для девушек – красного цвета, для женщин – черного.

В костюме болгар сохранился балканский крой одежды (отсутствие плечевого шва), а также стиль – почти полное отсутствие украшений. Воротник-стойку, края рукавов, подол украшала скромная вышивка, обычно растительно-геометрический орнамент. Часто на одежде болгар можно было видеть тесьму, шнур, элементы кружева, аппликацию из кожи. Женщины, девушки, девочки всегда ходили с покрытой головой. Обычно это был платок: цветной – у молодежи, черный – у пожилых женщин. Замужние женщины под платок часто надевали маленькую шапочку – «капу». Как правило, взрослые и дети обязательно носили нательный крест.

Традиционными для болгарской национальной кухни в Крыму были слоеные пироги («месник» – с мясом, «зельник» – с зеленью, «тиквеник» – с тыквой, «баница» – с брынзой), мясной суп – «чорба», копченая баранина – «кокач», пресный хлеб «калакай», овощные блюда из фасоли, помидор, перца, капусты, различные варенья и джемы.

Переселившись в Россию, болгары стремились сохранить свою жизнь, культуру и веру – православное христианство. В местах нового проживания они собирают средства и строят молитвенные дома и храмы из дерева, кирпича, камня. В 1811 году в с. Кишлав построен деревянный молитвенный дом во имя Святого Благоверного князя Александра Невского, а в 1822 году – каменная церковь в честь Вознесения Господня. В с. Балта-Чокрак в 1835 году возведена церковь во имя Св. Пантелеймона, в с. Давут-Эли (ныне с. Марфовка Ленинского района) – Преподобной Марфы (1859) и др. Основательницей Топловского Свято-Параскевиевского женского монастыря (1864) стала болгарская девушка Константина из с. Кишлав.

Болгарские переселенцы принесли в Крым свои праздники, обычаи, обряды. Наиболее почитаемые праздники Сурва (обряд обхода домов с благопожеланиями в новогоднюю ночь), Коледа (Рождество), Баба Марта (встреча весны), День Святого Георгия, Великден (Пасха), Троица.

Семейная жизнь болгар была патриархальной. Главой семьи являлся старший по возрасту мужчина, слово которого было законом для всех. Семьи были большие, иногда состояли из трех поколений. Дети воспитывались в уважении к труду, к старшим. Каждый, даже маленький ребенок, имел свои обязанности по хозяйству. Женщина, хозяйка дома, вела домашнее хозяйство, воспитывала детей. Она также была распорядительницей семейного бюджета, но крупные расходы оговаривали все члены семьи. В болгарских селах многодетные семьи не редкость.

 

Автор статьи
О. Б. Гайворонская

 

 

Дата публикации
27.05.2024
FancyBox