Кенигсон Владимир Владимирович
Кенигсон Владимир Владимирович

1907–1986

актер театра и кино

 

Владимир Владимирович Кенигсон

Среди тех, кто появился на свет в Симферополе, немало ярких личностей. Один из них – замечательный актер театра и кино советской эпохи, народный артист СССР Владимир Кенигсон.

Родился Владимир Владимирович 25 октября (7 ноября) 1907 года в семье дворянина со шведскими корнями.

«Судьба свела очень непохожих, разных людей – мою мать и моего отца, – вспоминал в конце жизни Владимир Владимирович. – Отец мой, Владимир Петрович Кенигсон, в свое время окончивший Петербургский университет, талантливый юрист, оставшись вдовцом в 64 года, покинул казенную службу, переехал в Симферополь и занялся частной адвокатской практикой по гражданским делам. Несомненно одно – поводом к отставке послужило «вольнолюбие» отца. Моя мать Варвара Акимовна Малюга – неграмотная крестьянка. В момент моего благополучного появления на свет матери было 36 лет. Природа наделила её такими качествами, как чуткость, нежность, умение понять в человеке самое сокровенное».

Детство Владимира Кенигсона прошло в Доме Анджело. Об этом здании в Симферополе XX века рассказывали немало историй. Построенный в 1910 году, он казался очень высоким: три этажа, жилая мансарда, двор – колодец, освещаемый возвышающимся над ним фонарем. Симферопольцы называли Дом Анджело «Старым Чикаго» по ассоциации с популярным в те годы фильмом.

А вот как описывал Дом Анджело В. В. Кенигсон:

«Дом, где мы жили, был большой, трехэтажный. Фасады его выходили на три улицы. Предприимчивый делец построил в городе три или четыре таких доходных дома. Домовладелец был весьма популярной фигурой. «Дом Анджело» произносилось почтительно, уважительно. Построен он был, что называется, на все вкусы и возможности. Прекрасные квартиры на третьем этаже. Здесь проживали генералы в отставке и знатные чиновники, крупные коммерсанты… Первый этаж принадлежал тем, кто довольствовался одним жалованьем. Отец снимал небольшую квартиру. Весь второй этаж занимало чертежное управление. А в полуподвальных комнатушках теснилась беднота. Жили мы замкнуто, отцовский брак все считали нелепым и, по меньшей мере, странным. Меня же окрестили обидным прозвищем «кухаркин сын».

Кенигсон был убежден, что копилка памяти – великая вещь. Здесь не бывает «большого» и «малого», в малом иногда хранится золотая россыпь. Надо только уметь видеть и уметь отбирать. Так в копилке памяти Владимира Владимировича остались события революции и Гражданской войны.

«Вдруг всё завертелось. Волны беженцев из Петрограда, Москвы оседали в Крыму. Главным пристанищем их был Симферополь. В гимназии занятия проходили с большими перерывами. Мы видели растерянные лица наших педагогов и сами с трудом пытались понять происходящее. Каждый день приносил новые слухи – несуразные, но пугающие… Дом Анджело теперь напоминал Ноев ковчег. Отец уже был тяжело болен, – вспоминал события тех лет Кенигсон, – и тут случилось самое ужасное: он вынужден был продать свою библиотеку, в которую был влюблен, ведь начинался голод. К счастью, продал её Таврическому университету, созданному как раз в то время».

Вскоре Владимира Петровича Кенигсона не стало.

Осенью 1920 года в Симферополь вошла Красная армия. Оставшись с 13-летним сыном без средств к существованию, Варвара Акимовна начала искать работу, ей удалось устроиться уборщицей в ЧК. Принимал ее на работу комендант Иван Дмитриевич Папанин, будущий знаменитый полярник. Спустя много десятилетий известный актер Кенигсон встретился с Папаниным, которому в ту пору будет уже за девяносто, и оказалось, что Иван Дмитриевич помнит и первую встречу и даже имя-отчество матери Владимира Владимировича.

С детства Володя Кенигсон был влюблен в литературу, читал много, взахлеб. Затем пришло еще одно увлечение, переросшее в дело всей жизни, – театр.

Владимир Кенигсон,
1920-е гг.

Годы учебы в гимназии, выпавшие на сложный период в истории страны, пролетели для Кенигсона быстро. Надо было работать, чтобы помогать матери. И Владимир поступил на службу курьером в управление статистики, но все мысли его были связаны не со скучными служебными обязанностями, а с занятиями в драмкружке Клуба совслужащих.

«Мы выпускали спектакль «Женитьба Бальзаминова», – рассказывал Владимир Владимирович. – Я был настолько сосредоточен на этом, что забывал обо всем остальном. И вот однажды во время генеральной репетиции увлекся и забыл, что пора на работу. А в это время меня разыскивали коллеги, я унес все ключи от кабинетов. На том служба моя закончилась. Но это нисколько меня не расстроило, ведь премьера «Женитьбы Бальзаминова» прошла успешно. Надо было решать, чем заниматься дальше».

Тогда Кенигсону попалось на глаза объявление, что в театр требуются сотрудники для массовых сцен. Именно так – сотрудники, не актеры, а статисты. Это и определило его судьбу.

«Мой приход в театр, – вспоминал Владимир Владимирович в марте 1986 года, – был очень знаменательным для меня. Когда впервые вышел на сцену на репетиции, я вдруг почувствовал какой-то особый запах театра, необъяснимое ощущение какого-то священного события. И даже сейчас, спустя много лет, у меня сохранилось это чувство».

Именно тогда, осенью 1925 года, в театре была создана Студия, учащиеся которой приобретали актерскую профессию непосредственно в процессе работы над спектаклями.

Молодой Кенигсон отдавался работе всецело. Зная, что вечером ему выходить на сцену в массовке, весь день готовил себя к спектаклю, хотя роли как таковой у него не было. В семнадцать лет он был худощавым, невысоким, но на сцене Владимир менялся до неузнаваемости, как он сам говорил, трансформировался. Даже в массовке он старался точно уловить индивидуальность своего персонажа. Режиссеры оценили стремление молодого человека создавать образ, не взирая на отсутствие драматургического материала, ему стали доверять роли с одной-двумя фразами.

В конце 1926 года театр приступил к репетициям спектакля «Любовь Яровая». Эта работа для коллектива была особенной, ведь пьеса написана Константином Треневым на симферопольском материале, в ней отчетливо угадывались крымские приметы, для многих персонажей прототипами служили реальные люди. Сам автор принимал участие в репетициях. И в такой знаковой постановке, к удивлению многих коллег, Кенигсона назначили на роль Чира. «Это было для меня очень стремительное восхождение, ведь на эту роль могли претендовать более опытные актеры», – рассказывал Кенигсон.

Премьера «Любови Яровой» состоялась в марте 1927 года. Примерно в то же время руководство театра предложило Кенигсону заключить договор. Это было признание его как профессионального актера. Но годы творческого становления Владимира Владимировича только начинались, он продолжал учиться у коллег, талантливых опытных артистов, которых в симферопольском театре было немало. «Бесценный опыт я приобрел, работая с настоящими актерами, – подчеркивал Владимир Владимирович, – в Симферополе такими мастерами были Михаил Викторович Горский, Бронислава Ивановна Рутковская».

Кенигсон свято верил в актерскую преемственность. «Нельзя повторить другого актера, это немыслимо, это нелепость, но исповедовать его почерк, его особенности как артиста – это необходимо. Зачастую именно преемственность оборачивается вашей индивидуальностью», – замечал Владимир Владимирович, уже будучи известным актером.

В. В. Кенигсон в роли
Григория Незнамова

Беззаветная любовь к театру, целеустремленность и трудолюбие сделали из скромного симферопольского юноши настоящего актера. Со временем молодому артисту доверяли значительные роли: в спектакле «Бой-баба» В. Сарду он сыграл Фуше, а в постановке «Бронзовый идол» Г. Павлова главный режиссер Борис Бертельс назначил его на центральную роль полковника Равенштейна. Эти события в жизни Кенигсона произошли в 1933 году. Тогда же он с актерской молодежью театра поставил пьесу А. Островского «Без вины виноватые», своего рода эксперимент, где из опытных мастеров была лишь исполнительница роли Кручининой – Александра Малаксианова. В спектакле Владимир Владимирович играл Григория Незнамова (с этим образом он встретится вновь спустя десять лет в спектакле А. Таирова уже на московской сцене). В работе над постановкой Кенигсону помогала Александра Перегонец, опекавшая молодых артистов и всячески их поддерживавшая. В «Без вины виноватые» она не была занята. Но, как отмечал Кенигсон, советы и замечания этой тонкой, глубокой актрисы были поистине бесценны. Именно Александру Федоровну Владимир Владимирович уже в конце жизненного пути назовет своей лучшей сценической партнершей.

В 1934 году Кенигсон уехал из родного города. После Симферополя были Куйбышев, Днепропетровск, девять лет в московском Камерном театре и, наконец, Малый театр, где он прослужил 37 лет, заняв положение одного из ведущих актеров прославленной труппы. Среди его блистательных работ: Кречинский в «Свадьбе Кречинского» А. Сухово-Кобылина, Иудушка Головлев в «Господах Головлевых» по М. Салтыкову-Щедрину, Кучумов в «Бешеных деньгах» А. Островского, Неизвестный в «Маскараде» М. Лермонтова, Петр во «Власти тьмы» Л. Толстого.

В конце 1940-х гг. Кенигсон начал сниматься в кино, причем уже первая роль – генерала Кребса в «Падении Берлина» – принесла ему Сталинскую премию. Любителям кинематографа запомнились работы Владимира Владимировича в кино- и телефильмах «Дело «Пестрых», «Майор Вихрь», «Два билета на дневной сеанс», «Семнадцать мгновений весны», «Следствие ведут ЗнаТоКи». А еще он успешно озвучивал мультфильмы и дублировал иностранные киноленты. Его голосом говорит комиссар Жюв в знаменитом «Фантомасе».

В Москве любовь к родному Симферополю сдружила Кенигсона с Михаилом Ивановичем Царевым, всегда тепло вспоминавшим театр, где он прожил счастливые годы творческого становления, и Александром Голобородько, приглашенным в Малый театр в середине 1970-х.

Дочь Владимира Владимировича Наталья Кенигсон-Хансен рассказывала:

«Казалось, папе не хватало слов восхищения, когда говорил о Симферополе, он дополнял свои рассказы жестами, чувствовалось, как он любит Крым, Симферополь, который называл очень нежным городом. Для папы все дороги вели в Крым».

Народный артист СССР Владимир Кенигсон прожил яркую жизнь, его земной путь закончился 17 ноября 1986 года.

В начале 2000-х гг. автору этих строк посчастливилось познакомиться с Натальей Кенигсон-Хансен, которая передала воспоминания Владимира Владимировича о Симферополе и начале его творческого пути.

 

Автор статьи
Людмила Касьяненко,
заслуженный деятель искусств АРК,
руководитель литературно-драматургической части

 

 

 

Дата публикации
04.07.2023
FancyBox