Арцеулов Константин Константинович
Арцеулов Константин Константинович

1891–1980

военный летчик-конструктор

 

Константин Константинович Арцеулов
Источник: http://voenspez.ru

Накануне и в годы Первой мировой войны Качинская летная школа выпустила десятки подготовленных летчиков. Среди них был и К. К. Арцеулов, считавший Севастополь своей второй родиной.

Константин Константинович Арцеулов родился 29 мая 1891 года в Ялте в семье потомственного моряка Константина Арцеулова и дочери Айвазовского Жанны Арцеуловой.

Оба его деда были известными людьми: И. К. Айвазовский – непревзойденный художник-маринист, Н. А. Арцеулов – видный корабельный инженер, зачинатель броненосного флота. Константин Константинович за всю свою жизнь сумел удивительным образом объединить традиции обеих ветвей семейного древа, став и художником, и конструктором, но, прежде всего, он будет одним из первых летчиков России.

По настоянию отца мальчика отдали в Константиновское реальное училище. С юных лет он заинтересовался воздухоплаванием и авиацией. Свой первый полет – прыжок – Костя совершил на планере собственной конструкции в 1904 году на даче под Севастополем.

В 1905 году его отправили в Петербург поступать в Морской корпус. Там он проучился три года и в 1908 году возвратился в Крым. Врачи нашли у Кости заболевание легких, и было решено, что теперь он займется живописью. Поступить в Академию художеств поступить не удалось в связи с недостаточной подготовкой, несмотря на частные уроки живописи у мастеров Москвы и Петербурга.

В Петербурге Константин устроился на работу в сборочный цех на недавно открывшемся авиационном заводе «Первого российского товарищества воздухоплавания Щетинина и К°», включавшего в себя авиашколу «Гамаюн». 12 августа 1910 года он первым поднял в воздух только что изготовленный аэроплан «Россия-Б». В 1911 году Арцеулов получил диплом «Международной федерации воздухоплавания» и отправился в Севастополь демонстрировать свои достижения. Он стал пилотом-инструктором Севастопольского аэроклуба.

Свидетельство пилота-авиатора
Источник: http://voenspez.ru
К. К. Арцеулов на поле севастопольского аэроклуба
Источник: https://www.liveinternet.ru

Вскоре его призвали в армию и зачислили в Крымский конный полк, поскольку авиационных вооруженных сил тогда не существовало. Арцеулов прослужил в Симферополе до августа 1913 года и был уволен в запас. Во время службы (чтобы порадовать мать) он проиллюстрировал книгу Н. Маркса «Легенды Крыма».

После начала Первой мировой войны Константин был зачислен в 12-й уланский полк прапорщиком. За несколько месяцев пребывания на фронте он был награжден тремя орденами, получил ранение и попал в госпиталь, откуда отправил рапорт с просьбой перевести его в воздушный флот. В 1915 году желание молодого летчика было удовлетворено, и его направили в Севастопольскую летную школу. Через три месяца учебы он получил квалификацию «военный летчик» и вновь отправился на фронт. Он был зачислен в разведывательный авиационный отряд, совершил двести вылетов на устаревшем «Фармане», одержал 18 побед и заслужил два ордена: св. Анны IV степени «За храбрость» и св. Владимира IV степени с мечами и бантом.

В мае 1916 года летчика направили в Москву для освоения самолетов-истребителей, после чего он вернулся на фронт в 8-й истребительный авиационный отряд. Здесь с ним произошел случай, который заставил всех поверить, что Арцеулов погиб. 24 августа 1916 года был сбит самолет «Ньюпор», пилотируемый молодым летчиком. «Ньюпор» Константина в это время был на ремонте, но так как на самолете такой конструкции до этого летал только он, то погибшего приняли за Арцеулова. Уже были извещены родственники и назначено отпевание в церкви, когда выяснилось недоразумение. Но в личном архиве летчика осталась дощечка с датами его жизни и «смерти», а в зарубежных газетах и журналах еще долго печатали некрологи.

К. К. Арцеулов среди сослуживцев после покорения «штопора»
Источник: http://voenspez.ru

В сентябре 1916 года Константин Константинович был переведен в Качинскую авиашколу (к тому времени школа была переведена в Качу и получила новое название) начальником вновь созданного истребительного отделения. Около месяца спустя он стал покорителем «штопора» и навсегда вписал свое имя в историю мировой авиации. В результате такого маневра погибло много самолетов и летчиков вместе с ними. Арцеулов обратился к французским инструкторам за советом, как выходить из штопора, на что получил ответ: «Из штопора выйти невозможно». Однако опыт планериста подсказал ему верное решение. Он поднялся в воздух, свалил самолет в штопор и непринужденно вывел машину из него, произведя противоположные действия от тех, которые предлагались до этого. Результатом его эксперимента стало постановление ученого совета авиашколы:

«Ввести прохождение штопора в программу обучения учеников истребительного отделения школы».

Он сохранил жизнь сотням летчиков, причем не только в России, но и за рубежом, так как написанная им инструкция была немедленно переведена на несколько языков.

Бурные революционные годы, когда власть в Крыму переходила из рук в руки, Арцеулов переждал неподалеку от Феодосии в Отузе – имении своей матери. В декабре 1920 года Константин Арцеулов получил назначение в 1-ю Московскую высшую школу красных военлетов, где он работал сначала летчиком-инструктором, а затем начальником летной части. В этот период он организовал кружок «Парящий полет», в работе которого приняли участие будущие авиаконструкторы О. Антонов, А. Яковлев, В. Мясищев, С. Ильюшин. Многие приходили в кружок для того, чтобы своими глазами взглянуть на легендарного летчика.

Гора Узун-Сырта, военлёт К. К. Арцеулов у своего авторского планера А-5. Ноябрь 1923 г.
Источник: http://voenspez.ru

В 1923 году по предложению Арцеулова в Крыму, на горе Узун-Сырт, состоялись первые всесоюзные планерные испытания. На планере конструктора летчик Л. Юнгмейстер установил рекорд продолжительности полета – 1 час 2 минуты 30 секунд. Сам он не мог поднять планер в воздух, так как повредил ногу во время испытаний самолета. Однако уже через год Арцеулов побил этот рекорд, продержавшись в воздухе 1 час 17 минут.

Но радость от успехов была недолгой. В компетентные органы посыпались доносы на конструктора. В 1927 году его с должности летчика-испытателя авиационного завода перевели в гражданскую авиацию для выполнения аэрофотосъемок. Он побывал в Средней Азии, Сибири, Арктике. Однако каток репрессий 1930-х гг. не обошел его стороной. В 1933 году Константин Арцеулов был представлен к званию «заслуженный летчик СССР», а через три дня его арестовали и отправили в ссылку в Архангельск. Там он работал мотористом катера, проектировал парусно-моторную шхуну и пассажирский катер.

В 1937 году Арцеулова освободили, но выезд за пределы Архангельской области запретили. Ему больше ничего не оставалось, как вернуться к занятиям живописи: писал маслом и акварелью, плодотворно работал как график и книжный иллюстратор, журнальный художник. Он оформил более 50 книг, делал иллюстрации для журналов «Техника – молодежи», «Крылья Родины», «Юный техник», «Моделист-конструктор». В 1947 году Константину Константиновичу разрешили вернуться в Москву, а через девять лет полностью реабилитировали. Вскоре он был избран членом союза художников СССР, стал довольно известным живописцем и графиком.

18 марта 1980 года Константин Арцеулов умер. Перед смертью он успел прочесть книгу летчика-испытателя Марка Галлая «Жизнь Арцеулова», которая развенчала все сплетни вокруг имени легендарного авиатора. В 1987 году был снят документальный фильм «Дорога в облаках», посвященный жизни и творчеству К. К. Арцеулова.

 

 

Список использованных источников:
  1. Алтабаева Е. Б. На рубеже эпох: Севастополь в 1905–1916 годах : учебное пособие / Е. Б. Алтабаева, В. В. Коваленко. – Севастополь : Арт-Принт, 2002. – 215 с. : ил.
  2. Афанасьев И. Константин Константинович Арцеулов. Летчик, художник, внук художника / И. Афанасьев // Старая Ялта. – 2015. – 7 сент. (№ 3). – С. 2 : портр.
  3. Володин М. Три жизни Константина Арцеулова / М. Володин // Первая крымская. – 2012. – 13–19 апр. – С. 23 : портр.
  4. Залуцкий Г. В. Выдающиеся русские летчики: М. Ефимов, П. Нестеров, Е. Крутень, К. Арцеулов / Г. В. Залуцкий. – Москва : Воениздат, 1953. – 112 с.

 

Библиография:
  1. Аронов Н. Летающий самоучка / Никита Аронов // Огонек. – 2019. – № 9. – С. 40–41 : 5 фот.
  2. Бербер Н. Небо зовет / Н. Бербер // Крымские известия. – 2005. – 9 авг. – С. 5.
  3. Бугаев Д. В. Потомки И. К. Айвазовского / Д. В. Бугаев // 200 лет триумфа / Д. В. Бугаев ; [фото Д. В. Бугаев, А. Е. Кадников]. – Симферополь : ЧерноморПРЕСС, 2017. – С. 397–412 : фот. цв.
Еще...
  1. Галлай М. Л. Жизнь Арцеулова : [летчик, конструктор, художник] / М. Л. Галлай. – Москва : Политиздат, 1985. – 112 с. : ил.
  2. Жарков Е. И. Коктебельский период истории планеризма / Е. И. Жарков // Страна Коктебель : культурные очаги : середина 19 – середина 20 вв. / Е. И. Жарков. – Киев, 2008. – С. 268–278.
  3. Зарубин В. Первый штопор России / В. Зарубин // Крымское время. – 2001. – 29 мая.
  4. Латри М. П. Каталог выставки картин трех художников-внуков И. К. Айвазовского / М. П. Латри, А. В. Ганзена, К. К. Арцеулова. – Феодосия : [б. и.], 1970. – 24 с. : ил.
  5. Пасечников И. Внук Айвазовского – покоритель «штопора» / И. Пасечников // Полуостров сокровищ. – 2017. – № 2. – С. 72 : портр.
  6. Перова Н. Кача сквозь призму времени / Н. Перова // Республика Крым. – 2012. – 20 сент. – С. 11 : фот.
  7. Пупкова Н. Крымчанин, покоривший «штопор» / Н. Пупкова // Крымская правда. – 2011. – 28 мая : фот.
  8. Рындыч А. Чем живет гора Клементьева? / А. Рындыч // Крымская правда. – 2019. – 20 апр. (№ 70). – С. 4 : фот. цв.
  9. Фадеева Т. М. Крымская колыбель российских ВВС / Т. М. Фадеева // Русская история. – 2014. – № 2. – С. 33–37 : портр.
  10. Шевченко Т. Осенние дебюты крымских авиаторов / Т. Шевченко // Крымская газета. – 2013. – 24 окт. – С. 15 : фот.
  11. «Штопор» покорен в Крыму // Крым авиационный / В. П. Баженов. – Симферополь : Таврия, 2005. – С. 8–9.
Свернуть
 
 
 
Дата публикации
11.11.2019
FancyBox