Космический Крым
Космический Крым
Источник: https://sverdlovskavia.livejournal.com/433164.html

 

Рождение космической эры, связанное с запуском 4 октября 1957 года, первого в истории советского искусственного спутника Земли, «звонкие позывные» которого, по словам создателя отечественной ракетно-космической техники Сергея Павловича Королева, «разнеслись по всем материкам и среди всех народов как воплощение дерзновенной мечты человечества», сделало СССР передовой державой в космической отрасли.

Новой вехой в освоении космического пространства стал запуск первого в мире космического корабля «Восток-1», пилотируемого гражданином СССР майором Юрием Алексеевичем Гагариным. Это важнейшее историческое событие произошло 12 апреля 1961 года. Полет, продолжавшийся 106 минут, навсегда вошел в историю, как величайшее достижение человеческой цивилизации. Юрий Гагарин стал первым человеком, увидевшим Землю из космоса и впервые описал ее красоту, оберегать которую является первейшим долгом для всех живущих на ней людей.

Мое поколение испытывало необычайную гордость за нашу Советскую Родину и выражало уверенность в дальнейших успехах страны в освоении космического пространства. Сразу же после объявления по радио Юрием Левитаном о первом полете человека в космос, люди стихийно вышли на улицы. Радость и восторг, которые они выражали, делало сопричастным каждого к этому величайшему событию. Совсем незнакомые люди обнимались и целовались и искренне выражали свои эмоции. Такого единения народа не было со времени окончания Великой Отечественной войны.

Причиной триумфа советских науки и техники в достижениях по освоению космического пространства явились достижения в области образования и науки, освоении новых образцов техники, не имеющей аналогов в мире, над созданием которых работали тысячи коллективов ученых, инженеров и рабочих. Неслучайно, когда в США стали изучать причины прорыва СССР в космос, они увидели их в лучшей постановке всеобщего образования в стране и приняли ряд мер по ликвидации этого разрыва.

Источник: http://15min.today

Лучшей иллюстрацией эпохального события стал рисунок на передовице газеты «Правда» от 13 апреля 1961 года, выполненный художниками В. Добровольским и внуком И. К. Айвазовского, пионером советского планеризма и выдающимся авиатором К. К. Арцеуловым, ставшим замечательным художником-иллюстратором советских журналов, пропагандирующих науку и технику.

И это только одна из ниточек, связывающих Крым с освоением космического пространства, который делает регион особенным.

Летом 1960 года С. П. Королев с Главнокомандующим ВВС К. А. Вершининым прилетели в Крым, чтобы определить место тренировок будущими космонавтами по приводнению. Был выбран сухопутный полигон «Чауда», который хорошо сочетался с акваторией Феодосийского залива, оснащенный высокоточными измерительными комплексами. На аэродроме «Кировское» (удаление от центра полигона – 50 км) базировался испытательный полк с высококлассным летным и инженерно-техническим составом, которые имели большой опыт проведения испытаний авиационной техники и вооружения.

Так что с 1960 года Феодосия дополнила Звездный городок и космодром «Байконур» научно-исследовательским центром, столь необходимым для испытаний космических кораблей, их парашютных систем и систем мягкой посадки. В Феодосии перед полетом в космос тренировались, отрабатывали варианты покидания спускаемых аппаратов космических кораблей, в случае их посадки на водную поверхность, все космонавты бывшего Советского Союза и многие космонавты иностранных государств.

Тренировка космонавтов
в Феодосийском заливе

Впервые над полигоном «Чауда» был произведен сброс макета спускаемого аппарата с самолета Ан-12, пилотируемого дважды Героем Советского Союза летчиком-испытателем Амет-Ханом Султаном. В дальнейшем его экипаж выполнил 12 сбросов спускаемых аппаратов космического корабля «Восход».

В январе 1962 года в Феодосии был создан Филиал по отработке парашютных систем – Научно-исследовательский институт аэроупругих систем (НИИ АУС), который в сочетании с крупными и редкими по своей специфике предприятиями оборонного комплекса сделал этот город одним из центров испытаний посадочных систем межпланетных станций «Марс» и «Венера», а также спускаемых аппаратов космических кораблей различной модификации.

Феодосийцы по праву чтут память о легендарном испытателе авиационной и космической техники Иване Алексеевиче Юдине, который в буквальном смысле на себе испытывал скафандры на случай приводнения космонавтов после полета в космос, тестировал средства спасения в летательных и спускаемых аппаратах, а также обучал космонавтов навыкам выживания в экстремальных условиях.

Управление космическими аппаратами с Земли осуществляется с помощью командно-измерительных комплексов, размещенных по всей территории бывшего Советского Союза. Один из таких уникальных комплексов расположен на берегу Черного моря вблизи Евпатории на трех площадках: в селе Витино, на окраине поселка Заозерное и в Молочном и носит название Единый Центр Дальней Космической связи. Решение о его создании было принято в далеком 1959 году, и выбор места был неслучаен, поскольку в этой точке Крыма примерно 250 дней в году сияет солнце.

Основной задачей Центра является управление космическими кораблями, аппаратами, направленными в межпланетное пространство и к планетам Солнечной системы. Именно в Евпатории работал Центр управления полетами (ЦУП), известный жителям Советского Союза по многочисленным телерепортажам. Космические корабли запускались с «Байконура» и «Плесецка», но до конца 1970-х гг. управлялись они именно из Евпатории. Из-за того, что функционирование ЦУП под Евпаторией была строгой государственной тайной, репортажи из него начинались словами «…говорит и показывает Москва…». Признание Центра дальней космической связи под Евпаторией произошло уже в 1980-х гг.

В Евпатории часто бывали генеральный конструктор космический техники С. П. Королев и его приемник В. Мишин. Перед горожанами выступали космонавты П. Р. Попович, Г. С. Титов, Ю. А. Гагарин. Именно в Евпатории первый космонавт Земли отметил свой последний день рождения.

Вклад этого замечательного технического объекта в освоение космического пространства трудно переоценить. Сейчас Евпаторийский Центр Дальней Космической связи находится в составе Воздушно-Космических Сил Российской Федерации.

Один из водителей, Габдулхай Латыпов, обкатывает луноход на Земле
Источник: https://rg.ru

В ноябре 1970 года советские люди на экранах своих телевизоров смотрели, как поверхность спутника Земли бороздит отечественный «Луноход-1». Но мало кто знал, что впервые этот космический аппарат был испытан на искусственном лунодроме, сооруженном в поселке Школьное Симферопольского района и назывался он «Научно-измерительный пункт-10» (НИП-10). Возведение лунодрома было закончено в сентябре 1968 года, так как каждая из сверхдержав хотела быть первой на Луне. Для того, чтобы поверхность лунодрома соответствовала характеристике поверхности спутника Земли, на специальной площадке было сооружено около полусотни кратеров, от большого 16-метрового в диаметре до небольших полутораметровых. Искусственные неровности создавали из тырсы (песка, который остается от распила камня-ракушечника) и самого камня. Позже подтвердилось предположение, что по пористости и плотности ракушечник соответствовал свойствам лунного грунта.

С автомобильной трассы Симферополь-Евпатория, проходящей рядом со Школьным, хорошо видна приемная антенна высотой с 10-ти этажный дом. Это первый советский высокоточный радиотелескоп с диаметром главного рефлектора 32 м. Он создан для обеспечения запусков космических аппаратов к Луне и планетам Солнечной системы.

К сожалению, эти сооружения после развала СССР пришли к запустению и разграблению. Надеемся, что государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» займется возрождением этих объектов, которые еще внесут свой вклад в выполнение Лунной и других космических программ.

Нельзя не сказать и о возведении в Симферополе запасной взлетно-посадочной полосы для посадки «Бурана», которая сделала уникальным Симферопольский аэропорт и выделила его среди других воздушных гаваней страны.

Но крымская история освоения Вселенной связана не только с деятельностью космических объектов, находящихся на полуострове, но и с людьми, родившимися на крымской земле.

Василий Васильевич Циблиев
Источник: http://zv-hram.ru/

Первым крымским космонавтом и 76-м космонавтом России стал уроженец села Ореховка Кировского района Василий Васильевич Циблиев. После школы он поступил в Харьковское авиационное училище. По его окончании служил в Германии, Одесском и Московском военных округах. С отличием закончил Военно-воздушную академию имени Ю. А. Гагарина. Свой первый космический полет Василий Циблиев совершил с июля 1993 по январь 1994 года в должности командира российско-французского экипажа станции «Мир» совместно с Александром Серебровым и Ж. П. Эньере, а также Геннадием Манаковым, Александром Полещуком, Виктором Афанасьевым, Юрием Усачевым и Валерием Поляковым.

Второй полет в космос В. В. Циблиев совершил в феврале 1997 года на космическом корабле «Союз ТМ-25» вместе с бортинженером А. И. Лазуткиным и американским астронавтом НАСА Д. Ленеджером. Этот полет стал настоящим испытанием для всех его участников. На борту комплекса произошел пожар, затем размораживание. Спасая станцию, крымский космонавт пять раз выходил в открытый космос. Экипаж справился и с другими возникшими нештатными ситуациями, спас и себя и станцию, с честью выдержав серьезные испытания.

По возвращении на Землю Василий Васильевич возглавил российский государственный научно-испытательный Центр подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина. Он является Почетным гражданином Кировского района и сохраняет связь со своей малой родиной.

Олег Валерьевич Котов – 100-й космонавт России. Родился в 1965 году в Симферополе. Затем его семья переехала в Москву, где он закончил школу, а в Ленинграде – Военно-медицинскую академию.

Первый полет на космическом корабле «Союз-ТМ-10» О. В. Котов выполнил вместе с Ф. Юрчихиным и Ч. Симони с апреля по декабрь 2007 года. Посадка происходила нештатно, космонавты перенесли колоссальные перегрузки, но выдержали эти тяжкие испытания.

Во второй полет О. В. Котов отправился в 2009 году вместе с японцем С. Ногути и американцем Т. Кримером в качестве командира космического корабля «Союз-ТМА-17».

Антон Николаевич Шкаплеров

111-й космонавт России Антон Николаевич Шкаплеров родился в 1972 году в Севастополе. Окончил Качинское высшее военное авиационное училище летчиков, Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского и Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Свой первый 165-ти суточный полет Антон Шкаплеров выполнил в 2011 году на корабле «Союз-ТМА-22» совместно с А. Иванишиным и американцем А. Бербанком. Второй полет, продолжавшийся 199 суток, совершил на космическом аппарате «Союз-ТМА-15М» вместе с Т. Вертисом из США и С. Кристофоретти из Италии. Третий раз крымчанин стартовал 17 декабря 2017 года в качестве командира космического корабля «Союз-МС-07» и пробыл в космосе 168 суток с астронавтом НАСА С. Тинглом и японцем Н. Канаи.

А. Н. Шкаплеров является Почетным гражданином Севастополя и поддерживает тесную связь с Крымом.

Одним из участников первого отряда советских космонавтов, которые готовились к космическим полетам, был крымчанин Григорий Григорьевич Нелюбов. Он родился 31 марта 1934 года в селе Порфирьевка Сакского района Крымской АССР. С августа 1957 по 1959 год служил в истребительном авиационном полку ВВС Черноморского флота в Керчи, откуда и был отправлен в Москву, где прошел жесткий отбор в научно-исследовательском авиационном госпитале. С 7 марта 1960 года Нелюбов был зачислен в Центр подготовки космонавтов Военно-Воздушных Сил. Он был дублером Юрия Гагарина, так как имел прекрасную подготовку и замечательные физические качества, но в космос так и не полетел. Череда роковых для него обстоятельств, привела к отчислению из отряда и его трагической гибели в 1966 году.

В солнечном Гурзуфе под Ялтой свои последние годы жизни провел советский космонавт № 4 Павел Романович Попович, где и скончался в 2018 году.

Свою жизнь связал с Крымом и легендарный космонавт СССР № 54 Владимир Георгиевич Титов. В период с 1983 по 1997 год он четырежды побывал в космосе, в том числе дважды в качестве специалиста на американских шаттлах «Дискавери» и «Атлантис». Титов установил рекорд, больше года пробыв на околоземной орбите и вписал свое имя в историю космических свершений человечества. Владимир Титов очень любит Крым, поэтому подолгу бывает в Ялте и ведет большую общественную работу по пропаганде отечественной науки и техники.

Очень хочется верить, что космическая история нашей страны будет ознаменована новыми достижениями в освоении Вселенной, и для многих представителей молодого поколения освоение космических далей станет целью их жизни.

 

Автор статьи
Александр Быховец,
ветеран правоохранительных органов

 

 

 

Дата публикации
11.04.2023
FancyBox