Новиков Анатолий Григорьевич
Новиков Анатолий Григорьевич

1927–2017

театральный деятель

 

Анатолий Григорьевич Новиков
Источник: http://franco.crimealib.ru

Имя народного артиста УССР, лауреата Государственной премии СССР, лауреата премий Республики Крым Анатолия Григорьевича Новикова по праву стоит в одном ряду с именами выдающихся режиссеров отечественного театра. Неслучайно сорок пять лет, когда он возглавлял Крымский академический русский драматический театр им. М. Горького, называют «эпохой Новикова».

Судьба была благосклонна к Анатолию Григорьевичу: подарила без малого девяносто лет жизни яркой, творческой, плодотворной. Личностью он был поистине легендарной. Его постановки всегда вызывали резонанс у поклонников театрального искусства. Отклики бывали разными: от восторженных до резкого неприятия. Но равнодушных не было. Это ли не доказательство его творческой незаурядности! Известный крымский писатель Елена Криштоф однажды верно подметила, что вокруг Новикова возникает особое энергетическое поле. Он действительно заражал всех своим энтузиазмом, идеями, которые многим поначалу казались фантастическими.

Влюбившись в юности в магический мир театра, сын строителя из Константиновки Донецкой области сделал этот мир смыслом всей жизни. Театр Новиков любил больше всего на свете, и тот отвечал ему взаимностью.

До приезда в Крым Новиков служил в театрах Донецка, Читы, Саратова, Липецка, Брянска, Перми. Но только в Симферополе в Крымском академическом русском драматическом театре им. М. Горького он сумел полностью реализовать свой творческий и организаторский потенциал.

Новиков строил – и в прямом, и в переносном смысле – театр, как хороший хозяин строит дом. Для режиссерского дебюта на симферопольской сцене выбрал трагедию А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович». Уже здесь проявилась творческая смелость – знатоки сразу усмотрели аналогию с Художественным театром. Однако Анатолий Григорьевич никаких параллелей не проводил. Прежде всего, его волновала тема, заложенная в толстовской трагедии – Человек и Власть. К вопросу о влиянии власти на личность в разных аспектах этой проблемы – Художник и Власть, Любовь и Власть – он впоследствии обращался еще не раз в спектаклях «Мастер и Маргарита», «Да здравствует королева, виват!», «Ричард III», «Фаворит», «Дальше… Дальше… Дальше…». Спектакль «Царь Федор Иоаннович» раскрыл творческий потенциал труппы и возродил любовь симферопольцев к своему театру, которая к концу шестидесятых немного угасла.

В роли Астрова
в спектакле «Дядя Ваня»

Закономерен был успех следующей постановки Анатолия Григорьевича – «Последние» М. Горького. Спектакль стал знаковым. Искренний, лишенный сценических банальностей, он волновал публику. Здесь пронзительно зазвучала еще одна излюбленная тема режиссера – семейная.

Уже своими первыми постановками на симферопольской сцене Новиков показал, что он обладает столь необходимым для режиссера качеством: с одной стороны не обременять себя пиететом к классическому наследию, а с другой – не позволять себе излишне фамильярного отношения к нему. 141 спектакль поставил Анатолий Григорьевич на сцене театра им. М. Горького, и трудно выделить из них какие-то особо. Трудно, потому что уж очень много их, оказавшихся знаковыми и определяющими.

Режиссер жесткий, ироничный, Новиков смело смешивал трагическое и комическое, возвышенное и приземленное, соединял разные краски, создавая спектакли, сочетающие глубину проблематики и оригинальность решения.

Как художественный руководитель Новиков верно хранил традиции русского репертуарного театра, был приверженцем искусства переживания и сценического реализма. Его постановки выстроены филигранно с точки зрения человеческих взаимоотношений героев. Но при этом он не был чужд и других форм выразительности. Публицистичность в таких спектаклях, как «Они были актерами», «Версия», «Русь Киевская», «Дальше… Дальше… Дальше…», была ярко выражена, как и бьющая через край экспрессия.

В роли Фамусова
в спектакле «Горе от ума»

Начав творческую карьеру актером и успешно сыграв десятки ролей, в Симферополе Новиков первое время отказался от актерской деятельности. Но вскоре, сначала в силу необходимости, а затем и по велению сердца, вновь стал играть. Новикову-актеру было свойственно наделять своих героев чертами собственного характера и темперамента. Особенно убедителен Анатолий Григорьевич был в образе Астрова в спектакле «Дядя Ваня», поставленном им в 1980 году. Как точно заметила в рецензии на постановку Елена Криштоф, в исполнении Новикова Астров был «именно земским врачом, а не рафинированным интеллигентом».

К драматургии А. П. Чехова у Новикова было особенное отношение. На симферопольской сцене он дважды обращался к пьесам «Дядя Ваня», «Три сестры», поставил «Чайку». В этих спектаклях был глубокий камерный психологизм, смелое, нетрадиционное и одновременно очень чеховское по духу решение.

Анатолий Григорьевич не боялся вносить современное осознание поступков героев классики. Потому его Астров, говоря: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и мысли», выпивал рюмку водки. Фамусов откровенно приставал к Лизе, а Вышневский в «Доходном месте» менторским тоном произносил: «Так было и так будет». В 2011 году Новиков вновь обратился к «Дяде Ване», сумев точно уловить в чеховской пьесе мотивы, созвучные началу ХХI века. В этой постановке Анатолий Григорьевич исполнял роль Серебрякова, соединив в образе зануды профессора гротеск и внутреннюю серьезность. А финальная фраза Серебрякова: «Дело надо делать, господа!» звучала очень современно.

А. Г. Новиков в рабочем кабинете

Анатолий Григорьевич никогда не забывал о том, что театр может сделать человека благороднее, лучше, но может вызвать и отрицательные чувства. Все зависит от того, что зритель увидит на подмостках. Новиков был убежден, публику надо приучать к качественной драматургии. От репертуарной политики идет отсчет успеха или неуспеха театра.

Он отлично понимал, что в театральной афише должна быть не только серьезная драматургия, нужны и непритязательные, легкие постановки. Но, даже ставя развлекательные комедии положений, Новиков не переступал черту, отделяющую смешную коллизию от откровенной пошлости.

Последней режиссерской работой Анатолия Григорьевича стал спектакль «Однажды в Датском королевстве» по шекспировскому «Гамлету». В великом произведении Новиков увидел органичное единство двух основополагающих тем его творчества. Для него это была не философская трагедия, а, скорее, драма молодого человека, столкнувшегося с предательством и злом, ищущего единственно возможный для него выход.

Новиков очень любил поэзию и стихов наизусть знал великое множество. Особенно часто цитировал Евгения Евтушенко:

Я разный – я натруженный
и праздный,
я целе –
и нецелесообразный,
я весь несовместимый,
неудобный,
застенчивый и наглый,
злой и добрый.

 

Думается, неслучайно полюбились эти строки Анатолию Григорьевичу, ведь и сам он был неординарной, непредсказуемой, талантливой Личностью.

 

Автор статьи
Людмила Касьяненко,
руководитель литературно-драматургической части
 
 
 
 
Дата публикации
25.05.2020
FancyBox