1928–1989
художник
|
Николай Яковлевич Бут
|
7 мая 1985 г., в канун 40-летия Победы в Великой Отечественной войне в историческом здании по ул. Театральной, 36 в самом центре г. Керчи была торжественно открыта Картинная галерея. В 2020 г. одному из самых посещаемых объектов Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника исполнилось 35 лет.
В этот день хотелось бы еще раз вспомнить замечательного художника Николая Яковлевича Бута, благодаря которому была создана галерея. В век цифровых технологий появилась возможность не только рассказать о нем, но и показать небольшой отрывок из фильма «Аджимушкайцы», в котором автор сам рассказывает о своей работе над циклом.
О художнике
Народный художник РСФСР Николай Яковлевич Бут (1928–1989), один из ведущих живописцев Студии военных художников им. Б. М. Грекова (Москва), родился на Украине, на хуторе с поэтическим названием «Погожа криниця» (по-русски – «Светлый источник»). Николай Яковлевич явился одним из тех художников, которые своим творчеством во многом определили лицо советского изобразительного искусства 60-х – 80-х годов XX века. Его творческий диапазон многозначен: Бут известен как прекрасный рисовальщик, портретист, живописец-станковист.
Николай Яковлевич был также признанным мастером в области панорамно-диорамного искусства. Начало его работы в военной Студии совпало с атмосферой активных экспериментов в области монументального искусства. За участие в работе по восстановлению панорамы «Бородинская битва» (Москва, 1968) Н. Я. Бут был награжден золотой медалью имени М. Б. Грекова. Затем последовало создание совместно с художником Н. В. Овечкиным диорамы «Битва за Днепр» или «Форсирование реки Днепр у села Войсковое в 1943 г.» (Днепропетровск, 1975) – соавторы получили в качестве наград золотые медали Академии художеств СССР и Государственную премию УССР имени Т. Г. Шевченко. В 1980 г. состоялось открытие диорамы «Штурм г. Армянска» (Симферополь), посвященной освобождению Крыма от гитлеровцев. Последней работой художника-баталиста в этом виде творчества стала диорама «Огненная дуга» (Белгород, 1987), выполненная в соавторстве с Г. К. Севостьяновым и В. Н. Щербаковым.
Участвовал Н. Я. Бут также и в создании первой советской панорамы «Сталинградская битва» (Волгоград, 1982). Авторской группе художников-баталистов помогала коллегия военных консультантов, в которую входили Маршалы Советского Союза: А. И. Еременко, В. И. Чуйков, Н. И. Крылов, главный маршал артиллерии Н. Н. Воронов и другие военачальники. Кроме того, художники встречались с защитниками Сталинграда, прослушали курс лекций по Сталинградской битве в Академии им. Фрунзе и Академии Генерального штаба им. Ворошилова, работали в архивах, просмотрели многие километры пленки военной кинохроники. Первые натурные этюды были сделаны еще в 1958 г.
Колоссальный опыт работы в создании диорам и панорам был переосмыслен художником и нашел свое выражение в написании тематических циклов, представляющих собой развернутое драматическое повествование о мужестве и героизме советских воинов в период Великой Отечественной войны.
О цикле «Аджимушкай. 1942 г.»
В ноябре 1943 г. в числе первых бойцов, освобождавших Керчь, в катакомбы спустился крымский поэт Илья Сельвинский. Здесь, под землей, сложились строки его стихотворения «Аджимушкай»:
Кто всхлипывает тут? Слеза мужская
Здесь может прозвучать кощунством.
Встать!
Страна велит нам почести воздать
Великим мертвецам Аджи-Мушкая.
Воспрянь же, в мертвый погруженный сон.
Подземной цитадели гарнизон!
Стихотворение, прозвучавшее по всесоюзному радио и опубликованное в центральной печати, было услышано и прочтено миллионами советских людей, в том числе и юношей Николаем Бутом, которому сразу захотелось увидеть все произошедшее в Аджимушкае своими глазами. Но спуститься в катакомбы удалось только в 1960 г., когда он, уже военный художник, впервые приехал в Керчь.
В каменоломнях Николай Яковлевич начал работу, как ему думалось, над одной картиной. Но зарисовки, эскизы, рисунки и этюды накапливались, история Аджимушкая все более и более захватывала его воображение; поездки в Керчь становились чаще, внося коррективы в творческий замысел художника. Вместо одной работы родился целый ряд полотен под общим названием «Аджимушкайская трагедия». Вскоре автор заменил это название более кратким и значимым – «Аджимушкай. 1942 год». В 1967 г. за эту работу художнику было присвоено Почетное звание «Заслуженный художник РСФСР». Он с успехом экспонировался на передвижных выставках в Москве, Севастополе, Симферополе, Одессе, Ростове-на-Дону, Донецке, Краматорске, самой Керчи.
Временная экспозиция в 1968 г. в городе стала постоянной, развернувшись в одном из залов Керченского историко-археологического музея (в наши дни он принадлежит церкви Александра Невского; его высокий неф был разделен надвое, галерея размещалась на втором этаже). Предполагалось, что это временное пристанище выставки, и в дальнейшем работы будут экспонироваться в залах Мемориального ансамбля в поселке Аджимушкай, открытого на месте входа в каменоломни в мае 1982 г. (авторы проекта – скульпторы Б. Климушко и Е. Горбань, архитектор С. Миргородский). Но, к сожалению, в помещениях пилонов Мемориала не были предусмотрены условия для хранения и размещения произведений живописи.
Замысел цикла не исчерпывался в течении нескольких десятилетий: некоторые работы создавались в семидесятые и восьмидесятые годы. Вся творческая жизнь Николая Яковлевича была связана с аджимушкайской темой – всего было создано более 150 произведений, включая самостоятельные произведения, рисунки и этюды.
Цикл картин Н. Я. Бута «Аджимушкай. 1942 г.» – художественное повествование, своеобразный живописный памятник Защитникам Отечества, не прекратившим борьбу в невероятных, немыслимых условиях, на грани жизни и смерти. Создатель «богатырской симфонии величию духа советского воина» посвятил теме Аджимушкая почти тридцать лет своей творческой жизни, считал это своим гражданским долгом; его картины символизируют преклонение перед подвигом аджимушкайцев, помогают понять и оценить их мужество, их вклад в великий подвиг народа, сокрушившего фашизм и утвердившего Мир на Земле.
Автор статьи
Л. В. Блинова,
ученый секретарь
Крым в работах художника:
Список использованных источников:
-
Дата публикации
28.10.2023