Керчь кинематографическая
Керчь кинематографическая
Кадр из кинофильма «Москва-Кассиопея» (1973)

 

Колоритные пейзажи Керчи и ее окрестностей всегда манили кинематографистов со всей страны. В городе за послевоенные годы были сняты десятки кинолент, в которых играли известные актеры. Это «Челкаш» (1956), «Девушка с маяка» (1956), «Время, вперед!» (1965), «Последние каникулы» (1969), «Над нами Южный крест» (1965), «Сталинград» (1989) и многие другие.

Знаковыми для керчан, пожалуй, были съемки фильма «Улица младшего сына», рассказывающего о жизни и подвиге пионера-партизана Володи Дубинина. Картина снималась в 1961 году режиссером Львом Голубом на киностудии «Беларусьфильм» по одноименной повести Льва Кассиля и Макса Поляновского. В массовых сценах снимались многие ученики городских школ, в том числе и автор этих строк, и этот первый жизненный опыт приобщения к таинству кинематографического процесса остался в памяти навсегда.

Съемки эпизода с налетом вражеской авиации на школу, где учился Володя Дубинин, проходили в течении трех дней, которые на экране уместились в кадры, длившиеся около двух минут. В качестве школы использовалось полуразрушенное двухэтажное здание бывшего роддома, расположенное на пустыре улицы 1-ой Митридатской. В эти дни школа, где я учился и носящая имя героя этого фильма, буквально опустела, так как многие ученики ушли с занятий, чтобы посмотреть на кинематографический процесс, а по возможности и самим принять участие в киносъемках. Впрочем, учителя нас за это потом слишком не ругали, понимая, что мы сделали это из лучших патриотических побуждений и любви к кумиру своего детства – Володе Дубинину.

Кадр из кинофильма «Улица младшего сына» (1962)

 

Более полувека тому назад в Керчи проходили съемки киноленты «С весельем и отвагой» (1973). Сюжет фильма о жизни рыбаков был незамысловат. Однако запомнился кинофильм прежде всего тем, что в нем сняты колоритные части города, которые, к сожалению, до наших дней не сохранились. С ностальгией сейчас смотришь на кадры, где запечатлена набережная до реконструкции с ротондой, стоящей у уреза воды. Летний павильон под зонтиками в начале набережной – любимое место отдыха горожан. Сейчас на этом месте расположен ресторан «Галеон». Кафе «Аленка» на детской площадке у Храма Иоанна Предтечи. Конечно же, известный всем керчанам спуск к морю, вымощенный старыми плитами между «Домом Домгера» и зданием, торцом выходящим на ворота воинской части на Генуэзском молу. С интересом смотрятся кадры, снятые в ресторане «Рыбацкий стан», что находился в Камыш-Буруне. В нем местный вокально-инструментальный ансамбль во главе с известным в Керчи музыкантом Павлом Непомнящим исполняет песню голосами ВИА «Веселые ребята».

В Керчи и Ленинском районе в семидесятые годы были сняты замечательные детские фильмы. Это романтические киноленты «Шторм на суше» (1975) и «Свистать всех наверх» (1970), рассказывающие об устремлениях молодежи того времени и их мечтах занять достойное место в жизни и принести пользу обществу.

Широкую известность в стране получили фильмы «Москва-Кассиопея» (1973) и снятое в следующем году продолжение «Отроки во Вселенной». Эти фантастические киноленты снимались у Чокракского озера возле Керчи и в районе горы Опук в окрестностях уникального озера Кояш, знаменитого своими замечательными пейзажами.

В 1986 году режиссером Натальей Трощенко на киностудии «Ленфильм» снимался фильм «Сошедшие с небес». Часть съемок проходила в Керчи. Сценарий к фильму был написан В. Куниным по повести Алексея Каплера «Двое из двадцати миллионов». Считаю, что этот трогательный фильм – одна из лучших кинолент, снятых о войне. По сюжету красноармейцы сражаются с врагом, запертые в Аджимушкайских каменоломнях и мучаются от жажды. Санитарка Маша, роль которой исполняет Вера Глаголева, движимая чувством сострадания к раненым бойцам и своему любимому Сергею (актер Александр Абдулов), берет ведро и открыто выходит на поверхность, направляясь к колодцу под прицелом оружия фашистских солдат. Раненый Сергей также выходит из подземелья вместе с Машей, пытаясь ее защитить.

Кадр из кинофильма «Сошедшие с небес» (1986)

 

Затем действие фильма переносится в трудное послевоенное время. Маша и Сергей пытаются найти себя в этой новой мирной жизни, растят сына, преодолевают бытовые трудности, сталкиваясь с ситуациями, которых не возникало на войне. Тема адаптации солдат, вернувшихся с войны, к мирной жизни не нова в отечественном кинематографе, но все же особо не получила широкого распространения.

В конце фильма действие снова возвращается в прошлое, когда Сергей и Маша, набрав воды, возвращаются от колодца к своим, но погибают от пуль немецких солдат. И зритель понимает, что их счастливая семейная жизнь – это иллюзия, что они никогда не будут вместе жить одной семьей и воспитывать сына. Становится горько от мысли о том, что герои фильма «Сошедшие с небес» повторили судьбу миллионов советских людей, у которых война, а точнее фашизм, отняли будущее. Актеры В. Глаголева и А. Абдулов, блестяще воплотившие на экране судьбы своих героев, как никто другой раскрывают ужасную сущность войны, противной человеческой природе.

Эта замечательная кинолента не получила широкую известность из-за того, что вышла в перестроечное время, когда менялись стереотипы и жизненные ценности. Однако фильм достоин, чтобы его посмотреть и осмыслить увиденное.

В 1965 году на территории Керченского металлургического завода имени Войкова великим советским режиссером Михаилом Швейцером по роману Валентина Катаева был снят фильм «Время, вперед!». Эта двухсерийная кинолента, рассказывающая о строительстве Магниторского металлургического комбината, казалось, была воплощением производственной темы, каких было немало в советское время. Но фильм настолько гениально передал динамическую эпоху строительства социалистического общества, что смотрится на одном дыхании. Узнав, что коллеги из Харькова поставили «мировой» рекорд по количеству замесов бетона в рабочую смену, герои кинокартины, преданные своей работе, делают все, чтобы поставленный рекорд превзойти.

Кадр из кинофильма «Время, вперед!» (1965)

 

В фильме снималось целое созвездие блистательных советских актеров: Инна Гулая, Сергей Юрский, Тамара Семина, Леонид Куравлев, Ефим Копелян, Юрий Волынцев, Татьяна Лаврова, Михаил Кокшенов, Игорь Ясулович, Бруно Оя. Кинокартина передает особую атмосферу трудового энтузиазма, потому что люди искренне верили в светлое будущее и делали все, чтобы его приблизить.

Музыку к кинофильму написал гениальный композитор Георгий Свиридов. Она является одной из самых запоминающихся мелодий советского времени, передающей дух советской эпохи. Недаром композиция долгие годы являлась музыкальной заставкой к программе «Время», которая выходила ежедневно в 21 час на Центральном телевидении.

В 1989 году на территории Керченского металлургического завода имени Войкова режиссером Юрием Озеровым снимался военно-исторический фильм «Сталинград», посвященный поворотному сражению не только в Великой Отечественной, но и Второй мировой войне. Этот фильм был завершающим из киноэпопей «Освобождение», «Солдаты Свободы», «Битва за Москву», рассказывающих о Великой Отечественной войне. Он был снят совместно с кинематографистами из США и при участии коллег из ГДР и Чехословакии. На пространствах заводской территории, где тогда еще находились остатки разрушенных сооружений со времен войны, были построены дополнительные декорации. В киноленте, наряду с советскими актерами, снимались и американские артисты. Хотя в нем замечаются нотки перестроечного времени, но, в целом, кинофильм интересен и был широко показан в прокате.

Кадр из кинофильма «Обитаемый Остров» (2008)

 

Не обделена Керчь киносъемками и в нынешнем веке. Из фильмов, снятых здесь в последние годы, хочется отметить «Полное дыхание» (2007), «Сорок третий номер» (2010), «Дом солнца» (2007–2010), кинокомедию «Дочь Якудзы» (2010, полный провал в прокате), «Черный Ворон» (2001) и, конечно же, фантастический боевик «Обитаемый Остров» (2008) по одноименному роману братьев Стругацких, снятый режиссером Федором Бондарчуком. Это фильм о том, как землянин Максим попадает на планету Саракш и оказывается вовлечен в борьбу с местным режимом, удивительно напоминающим милитаристские политические диктатуры на нашей планете в ХХ–ХХI веках. Кинофильм отличается масштабностью съемок и обилием спецэффектов, поэтому в итоге оказался слишком затратным. Особенно запомнилась танковая битва, где главный герой управляет красным танком-автоматом. Крымские экологи затем заявили, что танковая битва нанесла значительный ущерб фауне и флоре Казантипского заповедника, где снимался эпизод. Впрочем, Федор Бондарчук обвинения отверг, сказав, что съемки проходили в степи у буровых установок. У всех фильмов, снятых в последние годы, имеются неоднозначные отзывы. Поэтому их просмотр – дело вкуса каждого зрителя.

Надеюсь, что кинорежиссеры еще не раз обратятся к фактурным улочкам города Керчи и прилегающей уникальной местности, выбирая их в качестве панорамы для съемок своих кинокартин, которые станут интересны современному кинозрителю.

 

Автор статьи
Александр Быховец,
ветеран правоохранительных органов

 

 

 

Дата публикации
11.09.2023
FancyBox