1938–2008
искусствовед, музейный работник
|
Рудольф Трофимович Подуфалый
|
Рудольф Трофимович Подуфалый родился 24 января 1938 года в городе Старый Крым Крымской АССР в семье ученых-аграриев.
Отец, Трофим Иванович Подуфалый (1902–1989), участник Великой Отечественной войны, трагического Керченско-Феодосийского десанта 1942 года, узник немецких концентрационных лагерей (Польша, Западная Германия), всю жизнь проработал на Крымской опытной станции садоводства научным сотрудником. Кандидат сельскохозяйственных наук. Автор ряда научных публикаций по вопросам агрохимии и агротехники, популярных брошюр, посвященных плодовому саду.
Мать, Анеля Викентьевна Гродзицкая (1918–2002), происходила из семьи польских эмигрантов, потомков участников польского восстания 1863 года, высланных на Украину и поселившихся в Одесской области. Ее семья погибла на Украине во время голода 1932–1933 годов. На протяжении 40 лет работала в агрохимической лаборатории Крымской опытной станции садоводства.
Детство Рудольфа, которое по времени совпало с тяжелейшим периодом немецко-фашистской оккупации Крыма и первыми послевоенными годами, прошло в Топлах (ныне село Тополевка) и Кишлаве (село Курское Старокрымского района). Учился в Мичуринской семилетней школе (с. Топлы) и средней школе № 1 Старого Крыма, которую окончил в 1956 году.
Учился хорошо, любимыми предметами были математика, физика, рисование и черчение. Как многие школьники того времени, увлекался радиотехникой, фотографией. О гуманитарной профессии никогда не помышлял, мечтая о профессии инженера. Но судьба распорядилась иначе...
В 1956 году Рудольф Подуфалый поступает в Крымский сельскохозяйственный институт им. М. И. Калинина на факультет плодоовощеводства и виноградарства. Будучи студентом, посещал изостудию в Симферополе при Доме народного творчества (преподаватели – В. В. Искам, И. И. Горбач, И. П. Копаенко). После окончания института (1960) работает техником-лаборантом, рабочим на Крымской опытной станции садоводства, учителем производственного обучения и рисования в средней школе Кировского района. В 1963 году поступает на заочное отделение Киевского художественного института на факультет теории и истории искусства, который заканчивает в 1968 году, уже два года работая в Симферопольском художественном музее экскурсоводом, затем старшим научным сотрудником, с 1979 года – заместителем директора по научной работе. Темой дипломной работы стало исследование творчества крымского художника М. М. Казаса.
«Сознательная профессиональная жизнь», по словам искусствоведа, началась, сама того не ведая, от случайной встречи с молодым симферопольским художником Виктором Платоновым, выпускником Харьковского художественного института, на выставке художника-фантаста А. Соколова и космонавта А. Леонова в Симферопольском художественном музее в 1966 году.
«Трудно представить, каким был бы мой взгляд на современное искусство, если бы не та встреча, после которой много было переоценено... Удивительно, что тогда я все понял и увидел».
С этого времени проявляется особый интерес к современному искусству, искусству Крыма.
Дальнейшая трудовая и творческая деятельность искусствоведа была связана с Симферопольским художественным музеем и прервалась смертью 7 декабря 2008 года после тяжелой болезни.
В 2001 году Рудольфу Трофимовичу Подуфалому было присвоено звание «Заслуженный работник культуры Автономной Республики Крым».
|
Портрет Р. Подуфалого.
Художник Л. Балкинд
|
Среди многих музейных проектов, задуманных и осуществленных искусствоведом за сорок лет работы, следует отметить аннотированные выставки «Школа изобразительного искусства», кружок юных искусствоведов, дискуссионный клуб «Диалог», передвижной «Музей одной картины», ежегодные искусствоведческие чтения, создание Зала современного крымского искусства в Симферопольском художественном музее («первый опыт показа современной живописи, графики и скульптуры в музейном пространстве»), открытие нового выставочного комплекса «Зал украинского искусства» («концептуальный показ школы украинского реализма»).
Работа с самодеятельными художниками, осуществляемая совместно с областным Домом художественной самодеятельности профсоюзов в качестве внештатного методиста, в 60–70-е годы, в период подъема крымского самодеятельного искусства, о котором можно говорить как о замечательном явлении в культурной жизни Крыма советского периода, – еще одна грань творческой биографии искусствоведа. Р. Т. Подуфалый способствовал выявлению и сохранению работ многих самодеятельных мастеров. Симферопольский художественный музей на протяжении многих лет собирал лучшие работы художников-аматоров, творчество которых «так и не получило официального статуса и признания». В одной из своих итоговых работ искусствовед говорит о том, что без внимания и поддержки «этот пласт культуры обречен на исчезновение».
В 1996 году Р. Т. Подуфалый разработал концепцию и осуществил самый крупный музейный проект в Крыму – «Биеннале камерной акварели». При жизни искусствоведа состоялось шесть выставок-биеннале, которые имели огромный успех у зрителей, художников, прессы.
Список использованных источников:
-
Биографический очерк // Этюды о крымских художниках / Р. Т. Подуфалый ; составители С. А. Глазунова, Г. Т. Подуфалая ; автор послесловия В. Хоришко. – Симферополь : Н.Орiанда, 2021. – С. 544–546 : фот.
Дата публикации
21.07.2022