Казас Михаил Моисеевич

1889–1918

художник, график

 

Автопортрет. Михаил Казас

Михаил Моисеевич Казас родился 14 сентября (1 сентября по ст. ст.) 1889 года в Севастополе в интеллигентной караимской семье. Его отец Моисей Ильич Казас (1848–1927) блестяще окончил Петербургский университет – факультеты восточных языков и юридический. Отказавшись от дипломатической карьеры, он уехал на свою родину, в Крым, где на полвека связал судьбу с Севастопольским реальным училищем. Это был человек большого ума, необычайной эрудиции и широкой образованности (он владел 10 языками). Его, по словам коллег, называли «учителем не только учеников, но и педагогов». Высокий интеллект Моисея Ильича Казаса дополнялся прекрасными душевными качествами. Он всегда был готов прийти на помощь «сердечным участием и поддержкой в трудных условиях». Хороший отец, Моисей Ильич дал возможность получить образование своим детям и воспитал их честными, порядочными людьми.

В семье Казасов было семеро детей (одна из дочерей умерла в раннем детстве). Старшие сыновья учились в Петербурге: Илья (1875–1936) – в Горном институте, а Рафаэль (1877–1942) – в Политехническом. Третий сын Александр (1879–1943) окончил Политехнический в Харькове. Михаил был самым младшим из братьев. Старшая дочь Эсфирь (1883–1950) из-за слабого здоровья высшего образования получить не смогла, окончила курсы полиграфисток. Младшим ребенком в семье была Александра (1892–1978). Она окончила Бестужевские курсы в Петербурге и впоследствии преподавала биологию в школе.

Большую роль в воспитании детей сыграла их мать, Екатерина Осиповна Казас (урожденная Эрак). Она происходила из образованной семьи (ее отец Иосиф Эрак в 1868 году перевел на турецкий и издал в Петербурге «Бахчисарайский фонтан» и «Талисман» Пушкина). Выйдя замуж в 17 лет, она всю жизнь посвятила семье, детям. Именно ей, как вспоминала Александра Моисеевна, был прежде всего обязан своей необыкновенной правдивостью будущий художник.

Если старшие братья и сестры обнаружили тягу к точным и естественным наукам, то у Михаила очень рано проявилась любовь к искусству. По воспоминаниям Александры Моисеевны, «с трехлетнего возраста он стал рисовать <...> и очень настойчиво требовал, чтобы ему рисовали лошадок, собачек и т.п. Любил он очень смотреть на проезжавших мимо дома лошадей и рисовать именно лошадей, быков и других животных. <...> Все свободное время он посвящал рисованию, без карандаша, красок и бумаги его трудно было представить». А между тем Михаил был разносторонне одарен природой: у него был прекрасный слух, он любил и умел петь, играл на флейте и балалайке, не лишен был и поэтического дара.

В коридоре Мюнхенской Академии художеств
Источник: https://simhm.ru

В девятилетнем возрасте Михаил Казас поступил в реальное училище, где с самого начала не замедлили обнаружиться его незаурядные способности к рисованию. Первым его руководителем был Н. М. Янышев, преподаватель рисования, воспитанник Петербургской Академии художеств. В 1905 году знаменитый баталист Ф. А. Рубо, работавший тогда над панорамой «Оборона Севастополя», увидел рисунки одаренного юноши и посоветовал ему отправиться в Мюнхен. К шестнадцати годам Михаил Казас был настолько подготовлен, что без труда поступил в Мюнхенскую Академию художеств.

Он едет за границу не робким учеником. Уже наметился круг его тем и интересов. Это прежде всего пестрая многонациональная жизнь Крыма, которая у молодого художника связывается с восточными сказочными мотивами. Живой интерес к повседневности у него счастливо сочетается с богатой фантазией, увлечением историей, литературой. С конца XIX века Мюнхен становится значительным центром художественной жизни Европы, успешно соперничая с Парижем и привлекая к себе внимание как зрелых мастеров, так и молодежи, желающей получить художественное образование. Многочисленный отряд художников, выставки Сецессиона и Гласпаласта, в которых принимали участие и русские мастера, разнообразные объединения и кружки, журналы, множество кафе, где собирались студенты, художники, – все это определяло насыщенную творческую атмосферу Мюнхена тех лет.

Сохранились документы – свидетельства, выданные Баварской королевской Академией художеств, в которых отмечены отличные успехи и прилежание «господина Михаила Казаса из Севастополя (Россия)». О большой профессиональной школе, пройденной художником в мастерской профессора Анджело Янка, говорят не только несколько дошедших до нас академических рисунков, но и все последующее творчество Михаила Казаса.

Четыре художника в интерьере их выставки. 1910 г.
Источник: https://simhm.ru

К годам учебы в Мюнхенской Академии относится единственная известная прижизненная выставка с участием молодого художника. В августе 1910 года Казас вместе с художниками-любителями устраивает в Севастополе «Выставка 4-х», сняв для этого помещение в доме №80 по Екатерининской улице. По воспоминаниям одного из ее участников, Л. М. Афанасьева, «это была прежде всего выставка Михаила Казаса, студента Мюнхенской Академии художеств». Те севастопольцы, которые побывали в небольшой комнате с греческой амфорой в углу, на стенах которой среди дилетантских работ друзей Казаса резко выделялись его академические этюды и рисунки, наклеенные на листах серой бумаги, стали свидетелями рождения нового имени в крымском искусстве. Выставка показала уверенное мастерство и творческий потенциал молодого художника с самостоятельным кругом тем и ярким самобытным языком.

После успешного окончания Мюнхенской Академии в 1911 году Михаил Казас около года проводит во Франции. В Париже Казас, по воспоминаниям одного из его друзей, «не столько занимается под руководством известных художников, сколько ищет жизненных впечатлений, делает зарисовки и акварели... Он не пропускает ничего, никакого явления в жизни. Он бывает всюду, где люди, – в кафе, на улицах, в увеселительных местах. Он пишет шумный Париж».

По возвращении в Россию художник работает в Севастополе и Евпатории, совершает путешествие в Закавказье. После отбытия воинской повинности в Севастополе, в Брестском полку, где им были написаны две большие батальные композиции (обе работы погибли позже во время пожара), в 1913 году Михаил Казас едет в Петербург знакомиться с русским искусством, до этого известным ему в основном по репродукциям.

В эти годы художник создает свои наиболее значительные произведения, которые позволяют говорить о нем как о сложившемся художнике, вплотную подошедшем к новому, более высокому этапу своего творчества. Но помешала война...

М. Казас в период военной службы
Источник: https://simhm.ru

С первой мобилизацией он попадает в действующую армию. Многие работы остаются неоконченными, многие замыслы – невоплощенными. Четыре года Михаил Казас служит в санитарных частях. Товарищи ценят его талант, стараются уберечь художника, он получает возможность рисовать и в тяжелых фронтовых условиях. От этого времени осталось только несколько рисунков, которые он захватил с собой в десятидневный отпуск в феврале 1918 года.

В эти дни положение в Севастополе было чрезвычайно сложным. Политический хаос и неразбериха, красный террор... 23 февраля Михаил Казас в числе многих других русских офицеров был расстрелян. Он погиб, не дожив до 29 лет. Трагически оборвалась жизнь художника, талант которого так чудесно расцвел и так много обещал в будущем.

Судьба большинства его работ сложилась также трагично. Почти все крупноформатные произведения вскоре были уничтожены в результате пожара. Остались эскизы, немного набросков и этюдов, несколько работ маслом. Подавляющее число сохранившихся работ исполнено в период с 1909 по 1914 год.

Главной хранительницей бесценного наследия художника стала его сестра Александра Моисеевна. Когда во время осады Севастополя фашистами на дом Казасов упала бомба, и начался пожар, ей под непрерывной бомбежкой удалось вынести и спасти несколько крупных и множество мелких работ Михаила (всего 480 названий). И только через четыре десятилетия, в 1957 году, впервые была устроена большая персональная выставка художника в Симферополе, а затем почти все работы переданы Симферопольскому художественному музею. Несколько лучших работ Михаила Казаса включены в постоянную экспозицию. <...>

 

Автор статьи
Р. Т. Подуфалый
 
 

 

Работы художника:

 

Список использованных источников:
  1. Подуфалый Р. Михаил Казас / Р. Подуфалый // Коротко А. Ш. Транскрипция мысли : стихотворения / А. Ш. Коротко ; живопись, графика М. М. Казаса. – Симферополь : Таврия, 2002. – С. 211–214.

 

 

 

Дата публикации
28.03.2022
FancyBox