Крымчаки
Крымчакский хахам Медини с семьей. Карасубазар, конец XIX в.
Источник: https://krymchaks.info

 

Историческая справка

Крымчаки – часть крымского населения, сформировавшаяся из разноэтничных приверженцев реформированного иудейского ритуала (т.н. литургия «Ритуал Кафы», отличная от сефардской и ашкеназской) в немногочисленную народность (этноконфессиональную общность) в средневековый период крымской истории. Сведения о крымчаках, накопленные до настоящего времени в литературе, немногочисленны и зачастую противоречат друг другу. В последние время было высказано несколько точек зрения относительно этнической принадлежности крымчаков. Их рассматривали как этнографическую группу евреев, как еврейский субэтнос, еврейскую неашкеназскую общину Крыма или этнолингвистическую группу евреев. Ряд исследователей полагает, что крымчаки – это самостоятельный тюркский этнос.

Семейное фото. Крым, нач. XX в.

Крымчакские лагъапы (прозвища), со временем ставшие фамилиями, указывают на происхождение их владельцев: Готта (гот), Лехно («лях», поляк), Пырва (славяне, «первый»), Гурджи (тюркский «грузин»), Арнаут (албанец), Тат (грек или армянин). Среди крымчаков есть носители сефардских фамилий – Пиастро, Ломброзо (ветвь известной итальянско-еврейской семьи, ведущей свой род от изгнанников из Испании), Анджело, Чапичо, Масот и др.

Во времена Крымского ханства основные общины крымчаков проживали в Карасубазаре и Кафе. Кроме того, немногочисленные общины существовали и в других городах полуострова. Согласно переписи, проведенной турецкой администрацией в Кафе во времена султана Сулеймана I (XVI в.), в городе проживало около 460 евреев-крымчаков (или 92 семьи). Общее число крымчаков в Крыму достигало на тот момент 500–700 человек. По статистическим оценкам, ко времени присоединения Крыма к России (1783 г.) крымчакская община Крыма состояла из 800 человек. В соответствии со сведениями, приведенными в «Камеральном описании Крыма», в 1783 году в Карасубазаре насчитывалось 93 дома, занятых «жидами крымскими»; в Бахчисарае – 217 домов; в Евпатории – 97 домов (однако достоверно неизвестно, представителям каких именно общин принадлежали эти здания – караимским, еврейским или крымчакским). В 1818 году крымчаков насчитывалось около 750 человек, в 1847 году еврейское население Таврической губернии состояло из 2837 человек, подавляющее большинство из них являлись крымчаками.

Сестра и брат Ачкинази (Сара Ашеровна и Исаак Ашерович). Симферополь, нач. XX в.

Согласно данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года, было зафиксировано 3345 крымчаков. В 1912 году в Российской империи проживало 7500 крымчаков, а в 1930-х – 1940-х годах на Крымском полуострове – около 10000.

С началом Великой Отечественной войны и оккупации Крыма гитлеровцами в 1941–1944 годах крымчаки оказались на грани исчезновения – до 80% народа подверглись геноциду и были уничтожены фашистами. Только за период с 16 ноября по 15 декабря 1941 года в Западном Крыму было уничтожено 2504 крымчака.

По окончании Второй мировой войны в Советском Союзе в живых осталось не более 1400–1500 крымчаков. По данным последней переписи населения СССР 1989 года, крымчаков насчитывалось 1448 человек, из которых 604 проживали в Крыму.

По сведениям переписи 2001 года, в Крыму их проживало только 280 человек, по переписи 2014 года – 228 человек.

В 1989 году было создано Крымское республиканское культурно-просветительское общество крымчаков «Кърымчахлар», которое в настоящее время переименовано в Общественную организацию «Крымское общество крымчаков «Кърымчахлар».

 

Этнографический очерк

Основная часть крымчаков проживала в Карасубазаре (ныне г. Белогорск) и Кафе (ныне г. Феодосия), где их дома строились из бутового камня на глиняном растворе, стены которых с внешней и внутренней стороны обмазывались глиняным раствором и белились известью.

Крымчаки были, в основном, ремесленниками, но также владели навыками садоводства, виноградарства и огородничества. В XIX веке основные занятия крымчаков – ремесла, связанные с кожевенным производством. Среди них – производство кож и сафьянов, различной обуви, седельное и шорное дело, изготовление шапок и др.

Традиционный мужской костюм крымчака состоял из просторной длинной рубахи с длинными рукавами, закрытым воротом, с завязками у шеи, которая называлась «кэтэнкольмек»; широких грубошерстных штанов типа шаровар – «кончек», повязанных широким шерстяным поясом – «бель къушах» ярких цветов в полоску. Поверх рубахи надевался широкий длинный халат из ткани темного цвета, на подкладке, без застежек – «архалых», подпоясанный поясом. На головах мужчины носили большую высокую остроконечную меховую шапку с крупными завитками.

В зависимости от возраста, одежда у крымчакских женщин варьировалась. Замужняя женщина под верхнее платье-кафтан надевала длинную рубаху из домотканого полотна с длинными широкими рукавами. Под вырез у ворота кафтана подкладывалась нагрудная вставка – «оглик» из светлого материала с вышивкой. Костюм довершали шаровары ярких цветов – «унчикъурлы дон», т.е. «штаны с завязками». При выходе на улицу женщина с ног до головы покрывалась белым покрывалом – «чарчеф», оставляя открытыми только глаза.

Крымчаки отец и сыновья. Карасубазар, нач. XX в.

В традиционной крымчакской кухне присутствовали как первые блюда (супы – «шорва» и борщи, приготовлявшиеся как на основе постного, так и на основе мясного бульона с добавлением теста и овощей), так и вторые блюда – тушеное мясо – «кавурма» с гарниром из жаренного или вареного картофеля, отварного риса или домашней лапши – «умеч»; тушеное мясо с рисом – «таветэ», тушеное мясо с капустой – «борана», тушеное мясо, проваренное с картофелем и другими овощами – «картоф-аши», голубцы из капусты – «толма» и пр. Особой популярностью пользовались пироги с начинкой из мяса, картофеля, лука, помидор и зелени – «кубэтэ», пирог с начинкой из мяса и овощей – «пастель», пирожки с разнообразной начинкой – «чоче», а также «чир-чир» – чебуреки c начинкой из мяса.

Верующие крымчаки – иудеи, однако их литургия отличалась и от сефардского, и от ашкеназского ритуалов. Смешение в Крыму выходцев из разных общин привело к возникновению особой формы обряда, включающего элементы, характерные для различных толков. Языком общения внутри общины был крымчакский этнолект крымскотатарского языка, а языком богослужения, деловой переписки, научных и теософских трудов до начала ХХ века оставался древнееврейский.

Вплоть до начала XX века все крымчаки соблюдали обязательные иудейские праздники, названия которых из-за местного произношения иврита и добавления татарских терминов несколько отличались от еврейских.

Крымчаками издавалась религиозная литература, учебники. Фольклор фиксировался в т.н. «джонк» – уникальных семейных сборниках письменной поэтической литературы, написанных от руки еврейским алфавитом и передававшихся из поколения в поколение.

Быт крымчаков напоминал быт крымских татар, а патриархальный порядок в семье сохранился вплоть до конца XIX века.

 

Автор статьи
Д. А. Прохоров

 

 

 

Дата публикации
17.04.2022
FancyBox