Дача И. В. Стамболи «Мавритания»
Дача И. В. Стамболи «Мавритания»
Источник: https://крым-фотосказка.рф/dacha-stamboli-v-feodosii

 

Одним из красивейших особняков Феодосии начала ХХ в. является дача «Мавритания» купца и табачного магната Иосифа Вениаминовича Стамболи.

Династия Стамболи вошла в историю дореволюционной России, как известные всей Европе табачные фабриканты. После смерти основателя семейного табачного бизнеса Вениамина Осиповича Стамболи, наследниками стали его сыновья: Иосиф, Моисей и Исаак. Все они построили себе дома на главной улице города – Екатерининской набережной (ныне проспект Айвазовского). Самым дорогим среди них стал проект младшего брата Иосифа – дворец в мавританском стиле, который и по сей день является визитной карточкой города.

В 1911 г. в Санкт-Петербурге 32-летний Иосиф Стамболи, купец первой гильдии, член правления феодосийского мелкооптового ссудно-сберегательного товарищества обвенчался с дочерью владельца одесской ткацкой фабрики Рахилью Бобович. К своей свадьбе табачный магнат хотел возвести неподражаемую виллу, аналогов которой в России не было. Особняк обошелся в 1 миллион 100 тысяч рублей золотом – невероятная сумма для того времени.

Открытка начала XX в.
Источник: https://pastvu.com

В 1910 г. И. Стамболи выкупил у государственного и общественного деятеля К. В. Рукавишникова землю для своего дома. Изысканный особняк в стиле модерн с преобладанием в экстерьере мавританских мотивов построили на возвышенном месте дачной окраины Феодосии вблизи Сарыгольского моста, соединявшего дом с побережьем. Общая площадь виллы – 1500 м². Датой окончания постройки считается 1914 г. Но уже годом ранее изображение недостроенной Дачи Стамболи представили публике на фотооткрытке, изданной большим тиражом.

Однозначного мнения относительно авторства проекта Дачи Стамболи нет, поскольку не сохранились соответствующие документы. По мнению члена Союза архитекторов СССР Ю. Коломийченко, здание построено по проекту петербургского зодчего Оскар-Генриха Эмильевича Вегенера, хорошо известного своими работами в Крыму 1890–1900-х гг.

Двухэтажное здание организовано многочисленными башенками, крытыми галереями, террасами, остекленным зимним садом. Основной объем перекрыт четырехскатной вальмовой крышей, отдельные объемы увенчаны декоративными башенками и куполами полусферической формы. Доминантой силуэта Дачи является восьмигранная башня высотой более 20 м со смотровой площадкой, прототипом которой был минарет. Стены фасадов украшены орнаментальной резьбой, майоликовыми карнизами и поясками.

К вилле из 15-ти комнат, общей площадью 583 м², примыкали парк (ныне территория отеля «Алые паруса») с домиком садовника, хозяйственные пристройки, конюшня и гараж для автомобиля. Левое крыло здания занимали вспомогательные помещения: кухня, прачечная, гладильная. На втором этаже располагались личные покои хозяев и детские комнаты. В доме была горячая и холодная вода круглосуточно, центральная система отопления, электричество и канализация. В небольших башенках находились печные трубы, вентиляция.

Внешняя галерея

Главный парадный вход в здание расположен на юго-востоке со стороны парка и проходит через галерею, с которой открывается вид на море. Второй вход в здание расположен с северо-востока, напротив фонтана.

В необычной форме постройки отражались не только вкусы и мировоззрение, но и социальный статус владельца. Турецкие каменные колонны с нишами, столбики в форме мундштуков с вырезанными табачными листьями, кованый забор с изображениями полумесяца, шестиконечных звезд и цветов табака – все указывало на караимское происхождение хозяина дома и его принадлежность к табачному делу. Шестиконечные звезды присутствуют и в украшении мраморного пристенного фонтана центрального фасада.

При внешней доминанте мавританского стиля, в экстерьере здания присутствует серия готических элементов: стрельчатые окна цокольного этажа, зимний сад с витражами, а также базовый первый этаж башни-минарета. Ризалиты основных фасадов здания выполнены в стиле турецких фонтанов. В то же время решительный отказ от классических углов в пользу более декоративных элементов, различная форма окон, использование металла, стекла и бетона – явное веяние модерна.

В наружной и внутренней отделке использованы мрамор, майолика, лепные украшения, ценные породы древесины, метлахская плитка, живопись. Подлинными шедеврами искусства являются камины, мраморный фонтан в зимнем саду, резьба по дереву, кованые металлические решетки. При строительстве использован медный песчаный камень теплых оттенков, так называемый «феодосийский», карьер которого был расположен у Лысой горы. Каменные, отделочные и художественные работы выполнялись местными феодосийскими умельцами. Семейный вход украшают две мраморные колонны из белого каррарского мрамора, украшенные листьями аканта, выполненные феодосийским мастером резьбы по камню Яни Фока. Фасадные плитки уложены и отшлифованы немецкой фирмой «Vileroy&Boch». На обороте напольной плитки – клеймо «1911 г. Харьков. Бергенгейм».

Внутренние помещения

У каждого внутреннего помещения свой архитектурный стиль: в гостиной – викторианский с деревянными панелями и гобеленами, зал для подписания контрактов – неоклассический, личный кабинет хозяина – ампир. Декоративные архитектурные элементы не повторяются и характеризуются разнообразием форм и фактур отделки. Откровенной «данью» стилю «модерн» в Даче И. В. Стамболи явилось устройство парадного лестничного вестибюля с большим готическим стрельчатым окном с витражами.

Первый этаж особняка, где располагались гостевые залы, украшают три камина. Один из них находится в кабинете Стамболи, где по углам потолка расположились орлы с молниями – защитные символы от огня. Далее по диагонали – венок с одной звездой: геральдический знак купца первой гильдии. По карнизу разливается орнамент набегающей волны с цветами табака. Подполенница камина выполнена в форме черноморской ракушки.

Во внутреннем дворе Дачи сооружен фонтан с двумя фигурками амуров. Но это всего лишь новодел, изготовленный в 1998 г. Раньше на этом месте тоже стоял фонтан, но выглядел он гораздо изящнее, и, судя по старым фотографиям, скульптор запечатлел дочерей Стамболи – Веру и Лидию.

В конце 1917 г. у семьи Стамболи начались проблемы. Оставшегося в Феодосии Иосифа выселили из дома, затем арестовали, но освободили после уплаты выкупа в 300 тысяч рублей. В 1918 г. вся семья Стамболи эмигрировала сначала в Турцию, потом в Чехию, Германию, и, наконец, во Францию.

К счастью, призыва поэта М. Волошина снести все виллы богачей, как образец дурновкусия, советская власть не поддержала. После революции в здании некоторое время размещался ВЧК, в 1921 г. здесь открылся один из первых на полуострове санаториев, который получил название «Московский совработник». С начала 1930-х гг. Дача значилась как «Корпус № 1» в списке объектов Санатория им. Ленина. Уже перед Великой Отечественной войной этому санаторию было присвоено имя Иосифа Сталина.

Камин

В период фашисткой оккупации в здании Дачи находился госпиталь для немецких солдат. Рядом немцы основали кладбище, на котором хоронили своих погибших военнослужащих. Когда Феодосия была освобождена от немецко-фашистских захватчиков, кладбище с немецкими захоронениями сравняли с землей. Вскоре на его месте был разбит сквер, а в самом здании был размещен пионерлагерь для детей, переживших оккупацию. Затем долгое время здесь располагался 9-й корпус санатория «Восход», а в середине 1980-х гг. был открыт Республиканский наркологический центр Народного врача СССР Александра Романовича Довженко. В 1990-х гг. здание перешло в частную собственность и использовалось под коммерческий банк, ресторан, гостиницу, что сопровождалось ремонтами частей здания, перепланировками служебных помещений, несанкционированным «обновлением» художественного декора парадных интерьеров.

С мая 2013 до осени 2020 г. в помещениях Дачи работал Музей подводной археологии и лаборатория по исследованию морских находок. В 2015 г. на Даче, которая является объектом культурного наследия федерального значения (принята на государственный учет распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.2015 г.), были начаты реставрационные работы.

30 июля 2017 г. в Феодосии с официальным визитом побывали потомки династии Стамболи – внук Моисея Стамболи и внучатый племянник Иосифа Стамболи Жорж Матчере-Стамболи с супругой Надеждой Владимировной Волконской-Матчере. В 2021 г. Жорж Матчере-Стамболи передал в фонд Феодосийской Центральной городской библиотеки им. А. Грина электронную версию книги «Стамболи. История рода. Воспоминания. Путешествие в Крым», изданную в Симферополе в 2019 г. С разрешения авторов электронная версия издания размещена в открытом доступе в Электронной библиотеке на сайте Феодосийской ЦБС.

 

Адрес: г. Феодосия, пр-т Айвазовского, д. 47

 

Материал подготовила
Т. Гурьева,
главный библиограф

 

 

Список использованных источников:
  1. Акт государственной историко-культурной экспертизы проекта предмета охраны памятника архитектуры федерального значения «Здание дачи Стамболи», расположенного по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, проспект Айвазовского, д. 47, литер «А» (принят на государственный учет распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.2015 г. (№ 2073-р), памятник архитектуры федерального значения). – Текст: электронный // Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым : официальный сайт. – URL: https://archive-gkokn.rk.gov.ru/rus/file/pub/pub_292196.pdf (дата обращения: 22.09.2021).
  2. Вахонеев В. Табачные фабриканты Стамболи из Феодосии / В. Вахонеев // Караимы Феодосии: история, религия, культура / [редакторы и составители В. А. Ельяшевич и М. Б. Кизилов]. – Симферополь : Таврида, 2018. – С. 226–245 : фот.
  3. Дача Стамболи – лицо города // Победа. – 2005. – 16 июля. – С. 3.
Еще...
  1. Дачу Стамболи готовят к реставрации // Победа. – 2016. – 20 авг. – С. 1–2 : фот. цв.
  2. Коломийченко Ю. Дача Стамболи. Поблекшая эмблема / Ю. Коломийченко // Феодосия: история и память. Очерки. Статьи. Воспоминания. – Феодосия – Москва : ИД «Коктебель», 2020. – С. 147–150 : фот.
  3. Лихотворик Р. С. Дача И. Стамболи / Р. С. Лихотворик // Путешествие со старой открыткой. Феодосия, Старый Крым, Коктебель, Отузы, Кизилташ на рубеже ХIХ–ХХ столетий. – Феодосия : Арт-Лайф, 2004. – С. 84–85 : фот.
  4. Мачерет-Стамболи Ж. Стамболи. История рода. Воспоминания. Путешествие в Крым / Жорж Мачерет-Стамболи ; пер. с фр. Г. Беднарчика. – Симферополь : АРИАЛ, 2019. – 122, [2] с. : ил.
  5. Поклон из Феодосии : каталог видовых открыток Феодосии. 1899–1918 гг. / Феодосийский музей денег. – Феодосия, 2005. – 120 с. : ил.
  6. Ткачев И. Дача Стамболи. Мавританский дворец Феодосии / И. Ткачев // Полуостров сокровищ. – 2016. – № 3(26). – С. 32–36 : цв. ил.
  7. Туров А. Дача Иосифа Стамболи / А. Туров // Город у моря. – Симферополь : Салта, 2013. – С. 190–205 : фот.
Свернуть

 

 

 

Дата публикации
07.10.2021
FancyBox