Кая Исаак Самуилович
Кая Исаак Самуилович

1887–1956

просветитель

 

Исаак Самуилович Кая
Источник: https://mediacentr.org.ru

Исаак Самуилович Кая родился 18 октября 1887 года в Феодосии. В 1894 году семья переезжает в Карасубазар (ныне Белогорск). Здесь в течение XV–XVI вв. сформировалась этноконфессиональная общность крымчаков. После успешного окончания местной начальной школы его направили на общественные деньги в учительскую семинарию г. Вильно.

Получив образование, Исаак Кая в 1907 году возвратился в Симферополь, где занимался репетиторством и познакомился в семье своих воспитанников с Ольгой Юдовной Хондо, ставшей впоследствии его женой.

В 1909 году И. Кая переезжает в Карасубазар, где организует школу на базе местной Талмуд-Торы для крымчакских детей и возглавляет ее с 1911 по 1922 гг.

В 1910 году он инициирует в Симферополе создание благотворительного общества «Ойзер-Далим», которое занимается продажей с рассрочкой угля для бедных, дает ссуды, проводит курсы для неграмотных.

В 1913 году Кая был одним из организаторов I Всероссийского съезда крымчаков, по итогам которого предполагалось провести перепись крымчакского населения. Кроме того, часть вопросов имела историческую и этнографическую направленность. Организационная работа возлагается на И. Кая. Согласно этой переписи, карасубазарская община крымчаков насчитывала 2487 человек. Она прекратила свое существование 18 января 1942 года, полностью уничтоженная гитлеровцами.

Начиная с 1913 года, И. Кая занимается научно-исследовательской работой по истории и этнографии крымчаков, итоги которой публикуются в журнале «Еврейская старина» (1914, 1916). В статье «Крымчаки, этнический очерк» И. Кая с глубоким знанием и любовью описывает быт народа, его древнюю историю.

В 1921 году Исаак Кая переезжает в Симферополь. Он учится на вечернем отделении факультета востоковедения Таврического университета и одновременно работает преподавателем. К блестящему знанию крымчакского и русского языков добавил владение арабским, персидским и древнееврейским. Затем окончил еще и математический факультет Симферопольского педагогического института.

Когда в 1921 году в Крыму были закрыты все мидраши и карасубазарская Талмуд-Тора, началось создание принципиально новых советских структур на основах национально-культурной автономии. Их возглавляли общественные деятели, выдвинувшиеся еще до революции – И. Кая, А. Пейсах и другие. Они инициировали в 1926 году Первый Всекрымский съезд культурно-просветительных обществ крымчаков, выдвинувший развернутую программу национально-культурного строительства. В рамках работы по реформе школьного образования просветитель пишет и издает первый крымчакский букварь и первый учебник для начальных классов крымчакских и крымскотатарских школ (в соавторстве) по новому алфавиту.

В 1931 году Исаак Кая вместе с семьей переезжает в Керчь, где преподает математику и заведует учебной частью в татарском секторе школы. В 1936 году он оканчивает свой труд «Крымчаки». В нем описаны современное состояние коренного крымского этноса, его культура и образование.

В 1941 году, когда в оккупированной фашистами Керчи над крымчаками нависла угроза расстрела, И. Кая вместе с А. Мизрахи и М. Токатлы, рискуя жизнью, 27 ноября пошел в гестапо, захватив с собой свои сочинения об истории этноса, и вручил их руководству для изучения. Это позволило отсрочить казнь крымчаков, намеченную на декабрь.

Керченско-Феодосийский десант Красной армии, освободивший Керчь от оккупантов 30 декабря 1941 года, спас жизни 826 человек, казнь которых была намечена на начало января 1942 года. К несчастью, после повторного захвата города в середине мая фашистами были расстреляны крымчаки, не успевшие эвакуироваться.

Исаак Кая выехал в Алма-Ату, где по памяти восстанавливал большей частью погибший в Керчи свой архив, состоящий из рукописей, личных работ и этнографических материалов. Исаак Самуилович торопился. Он боялся, что целый народ, уничтоженный гитлеровцами в Крыму, окажется без прошлого, а уцелевшие дети – без будущего.

После войны Кая переехал в Краснодар к дочери Кларе и ее семье. Здесь он написал работу «Организация урока (из личного опыта)». Так преподаватель математики обобщил то, чем занимался четверть века.

В 1948 году семья Кая переехала на постоянное место жительства в Одессу, где Исаак Самуилович преподавал в офицерском училище. Он был добрым и справедливым человеком, никогда не сидел без дела, жил предельно скромно. Ютился в одной комнатке вместе со своими книгами. Высокий человек с добрыми глазами – таким его запомнили ученики. Учитель с большой буквы.

В 1955 году совместно с профессором В. Филоненко он написал статью «Крымчаки и их народное творчество», также нигде не опубликованную. В эту работу он включил ряд песен обрядового, исторического и бытового содержания, жемчужины творчества тюркоязычных народов Крыма.

Сердце выдающегося крымчакского просветителя Исаака Кая остановилось 30 марта 1956 года. Похоронен в Одессе.

 

Автор статьи
Н. Сумина,
заведующая
Историко-этнографическим
музеем крымчаков

 

 

Список использованных источников:
  1. Учитель, этнограф, общественный деятель (к 130-летию со дня рождения Исаака Кая) / подготовила Н. Сумина // Наш Крым : культурно-просветительский журнал. – 2017. – № 4. – С. 35–36 : фот. цв., портр.
Библиография:
  1. Праведники народов Крыма // Крымчаки : книга памяти расстрелянного народа : в 4 т. / автор-составитель Б. Н. Казаченко ; при участии Н. Ю. Бакши и Л. А. Измерли. – Москва, 2015. – Т. 1: А–Д. – С. 413–420 : портр.
  2. Просветитель И. С. Кая (По мотивам воспоминаний внучки И. С. Кая Наталии Коробач) // Крымчаки / составители Д. И. Реби, В. М. Ломброзо. – Симферополь, 2001. – С. 29.
  3. Пурим Ю. Вехи жизни Исаака Кая : к 125-летию со дня рождения / Ю. Пурим // Крымчаки = Кърымчахлар : научно-популярный литературно-художественный альманах / редактор Н. А. Сумина. – Симферополь : Доля, 2012. – № 7. – С. 65–66 : портр.
 
 
 
 
Дата публикации
23.03.2021
FancyBox