Гаспринская Шефика Исмаиловна
Гаспринская Шефика Исмаиловна

1886–1975

общественный деятель, просветитель

 

Шефика Исмаиловна
Гаспринская
Из личного архива Ш. Гаспринской

Журналист, лидер крымскотатарского женского движения, родилась 14 октября (по н. ст.) 1886 года в Бахчисарае в семье великого просветителя Исмаила Гаспринского. Получила прекрасное домашнее образование, которое продолжила в новометодной школе для девочек.

С раннего возраста Шефика много времени проводила рядом с отцом, разделяя с ним работу в типографии «Терджимана» («Переводчик»), наклеивала марки, подписывала адреса, складывала газеты. Затем попробовала свои способности в роли журналиста. Первая статья Ш. Гаспринской была напечатана в газете «Терджиман» в 1903 году и посвящалась женщине-мусульманке.

В 1905 году после издания царского манифеста о политических и культурно-просветительских правах национальных меньшинств и упразднения цензуры, был создан первый специализированный женский журнал «Алеми нисван» («Женский мир»), где Шефика Исмаиловна была назначена заведующей редакцией. Журнал издавался с 1906 по 1911 год. Деятельность журнала «Алеми нисван» была направлена на распространение среди тюрко-мусульманских женщин образования, культуры и науки.

В 1905 году Ш. Гаспринская вышла замуж за азербайджанского общественного и политического деятеля Ю. Насипбейли и уехала с ним в Азербайджан. К концу 1912 года вернулась в Бахчисарай. После смерти отца в 1914 году Шефика Исмаиловна вместе с детьми покинула Крым и до 1917 года жила в Саратове. В апреле 1917 года она вновь возвратилась в Крым и сразу же приступила к активной общественной деятельности. В этот период Ш. Гаспринская являлась энергичной участницей общественной и культурной жизни полуострова. За короткое время она и ее соратницы организовали и провели собрание женщин (во дворе Ханского дворца в Бахчисарае), создали Бахчисарайский мусульманский женский комитет с прописанным уставом, взносами, конкретными целями и задачами. В этом же году Ш. Гаспринская являлась организатором и участницей Симферопольской конференции (25 августа), Всероссийского мусульманского съезда, проходившего 1–11 мая в Москве, а также делегатом I Курултая крымскотатарского народа.

Ш. Гаспринская с ученицами педагогических курсов. Азербайджан, 1920 г.
Из личного архива Ш. Гаспринской

Шефика Исмаиловна была автором нескольких публикаций, в которых освещала архаичные традиции и политическую ситуацию в крымской среде: «Челеби Джиханнынъ шеадети» («Гибель Челеби Джихана»), Ne şiş yandı, ne kebap («Никто не пострадал»), Kırımda doğum adetleri («Родильный обряд в Крыму»).

Будучи образованным человеком, она ратовала за просвещение женщин. Известно, что в 1917 году председатель Крымского центрального женского комитета И. Токтарова и ее заместитель Ш. Гаспринская обращались в Таврическую губернскую земскую управу с просьбой приобрести 40 кроватей с матрацами и полное оборудование для столовой в татарскую женскую учительскую семинарию-интернат в г. Симферополе. О деятельности данной семинарии сохранились сведения в личном архиве Шефики Гаспринской. Она отмечала, что возглавляла работу в школе-пансионе (интернате) среднего уровня А. Исхакова. Данный пансион или, как его еще называли, женская учительская семинария № 3 им. И. Гаспринского находился в ведомстве дирекции народного просвещения. Кроме того, при семинарии чуть позже была открыта «школа практики» и учрежден пансион с воспитательницами-надзирательницами. На курсы принимались девушки, окончившие 4-х классные женские гимназии или соответствующие учебные заведения.

В смете к курсам Ш. Гаспринская подробно описывала необходимые расходы на канцелярские предметы, хозяйственные нужды, материалы для практических работ слушательниц, на приобретение наглядных учебных пособий, отопление, аренду помещения, оборудование курсов. В этом ключе неоспорим весомый вклад Шефики Гаспринской в становление и развитие национальной дошкольной педагогики крымских татар.

Долгое время в истории бытовало мнение, что Шефика Исмаиловна была руководителем семинарии. Подобную версию встречаем в библиографическом словаре профессора Д. Урсу, где сказано:

«Крымскотатарской Директорией Шефика Гаспринская была назначена заведующей женской семинарией имени И. Гаспринского».

Ш. Гаспринская с членами семьи (дочерью, зятем, внуками)
Из личного архива Ш. Гаспринской

В монографии Н. Аблемитоглу говорится о назначении Ш. Гаспринской (9 июня 1918 года) заведующей симферопольского дарульмуаллимата. В то время, как О. Хатиф в своей работе утверждал, что директором семинарии была И. Токтарова. Скорее всего, Ш. Гаспринская непродолжительное время руководила семинарией, затем на посту заведующей ее сменила И. Токтарова. Ее частая переписка с органами власти – лишний раз тому подтверждение.

Вплоть до 1919 года Шефика Исмаиловна жила и работала в Крыму. На полуострове тем временем складывалась сложная политическая ситуация, начались гонения против деятелей национального движения, экономический кризис. В августе 1919 года она навсегда покинула Крым и уехала в Азербайджан, где продолжила общественно-просветительскую деятельность.

В 1920 году в Баку Ш. Гаспринская открыла трехмесячные фребелевские курсы по подготовке педагогических кадров (нянь) для дошкольных учреждений.

27 апреля 1920 года в Баку национальное правительство было свергнуто, Н. Юсуфбейли расстрелян, Ш. Гаспринская с детьми снова вынуждена искать безопасное место для проживания. В мае 1921 года она покинула Азербайджан и перебралась в Турцию, где принимала активное участие в общественной жизни крымскотатарской диаспоры. Известно, что в Стамбуле Шефика Исмаиловна возглавляла сиротский приют, занималась благотворительной деятельностью, а в 1930 году создала Союз крымскотатарских женщин. Вплоть до 1975 года Шефика Исмаиловна Гаспринская прожила в Стамбуле, где умерла 31 августа 1975 года.

 

Автор статьи
Л. З. Чубукчиева,
заместитель генерального директора

 

 

Список использованных источников:
  1. Гаспыралы Ш. Челеби Джиханнынъ шеадети / Ш. Гаспыралы // Йылдыз. – 1995. – № 5–6. – С. 128–129.
  2. Деятели крымскотатарской культуры (1921–1944) : биобиблиографический словарь / главный редактор и составитель Д. П. Урсу. – Симферополь : Доля, 1999. – 240 с.
  3. Личный архив Шефики Гаспринской. Ф. 1 Материалы творческой деятельности Ш. Гаспринской, оп. 1. Д. 1 Личные записи и мысли Ш. Гаспринской, 55 л.
Еще...
  1. Личный архив Шефики Гаспринской. Ф. 1. Материалы к биографии Ш. Гаспринской, оп. 2. Д. 3 Материалы общественной деятельности Ш. Гаспринской, 20 л.
  2. Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 186 Личный фонд. Гаспринская-Юсуфбейли Шафика, оп. 1. Д. 2 Родословная рода Гаспринских и Акчуриных, на турецком языке, 33 л.
  3. Чубукчиева Л. З. Шефика Гаспринская, страницы биографии (1886–1975) / Л. З. Чубукчиева // Людина в структурах повсякдення в історії України : матеріали Третьої Всеукр. наук. конф., (Луганськ, 23–24 листопада 2011 р.) / Міністерство освіти і науки, молоді та спорту України, Східноукр. нац. ун-т ім. В. Даля. – Луганськ, 2011. – С. 157–159.
  4. Шендрикова С. П. Гаспринская Шефика / С. П. Шендрикова // Крым в лицах и биографиях. Античность. Средневековье. Новое время : справочно-литературное издание. – Симферополь, 2008. – С. 168–170.
Свернуть

 

 

Дата публикации
23.03.2024
FancyBox