Высоцкие
Александра и Алексей Высоцкие. Фото военных лет
Из открытых источников

 

Особое место в песенной поэзии великого барда советской эпохи Владимира Семеновича Высоцкого занимали произведения на военную тему. Он сам в 1976 г. при выступлении в МВТУ имени Баумана на вопрос почему так много пишет о войне отвечал:

«Война всегда будит такое гигантское потрясение, оно всегда будет нас всех нервировать и волновать, и все, кто умеет держать ручку в руке и чего-то такое придумывать, обязательно будут возвращаться к этой теме. А потом, мы же не воевали, но мы довоевываем, и, наверное, это просто от комплекса, от того, что не удалось ничего доказать там. Значит мы пытаемся сделать это сейчас».

И он довоевывал своими произведениями, ставя песенные памятники погибшим во имя Родины.

Я кругом и навечно виноват перед теми,
С кем сегодня встречаться я почел бы за честь,
Но хотя мы живыми до конца долетели –
Жжет нас память и мучает совесть, у кого, у кого она есть.
 

В одном из интервью мать поэта Нина Максимовна Высоцкая сказала:

«...любил Володя общаться и со своим дядей Алексеем Владимировичем Высоцким, участником Великой Отечественной войны, полковником, литератором, несомненно оказавшим на него определенное влияние».

Именно об этом замечательном человеке и его жене, которые рассказами о войне взрастили в сердце маленького Владимира чувство патриотизма, любви к своей Родине, воспитали в нем понятия о чести и порядочности, хочется рассказать читателям.

Алексей Владимирович Высоцкий был родным братом отца поэта – Семена Владимировича Высоцкого. Он родился 18 июля 1919 г. в Киеве. С 1939 г. учился в Подольском артиллерийском училище. Принимал участие в советско-финской войне. После ее окончания вернулся в училище, которое окончил в 1941 г., участвовал в сражениях Великой Отечественной войны. Но прежде, чем продолжить рассказ о героическом военном периоде жизни Алексея Высоцкого, надо рассказать о той незримой нити, связывающей его с Владимиром Семеновичем Высоцким.

Она возникла в зимний день 1938 г., когда 18-летний курсант Подольского артиллерийского училища, руководимый чувством долга перед семьей, вместо отца забрал из роддома Нину Максимовну с новорожденным племянником. С тех пор жизнь и творчество поэта будут тесно переплетаться с судьбой дяди, который по признанию самого Володи был самым близким для него родным человеком.

Воинская эпопея молодого офицера-артиллериста раскрывает характер людей, одолевших злейшего врага в смертельной схватке на поле брани. Алексей Высоцкий в составе 18-го гвардейского артиллерийского полка участвовал в обороне Одессы, Керчи, военных действиях на Дону и Северном Кавказе. В сентябре 1941 г. в артдивизион, которым он командовал, была направлена военфельдшером лейтенант медицинской службы восемнадцатилетняя кубанская казачка Александра Ивановна Таран. Молодые люди полюбили друг друга и сохранили это светлое чувство в пекле жестоких сражений и страшных испытаний, выпавших на их долю, на всю жизнь. Они поженились. В повторном свидетельстве о браке, выданном им уже после войны в Мукачеве, записана дата заключения брака – 21 мая 1942 г. Это время трагического окончания боев за Керчь и ликвидации Крымского фронта.

В бою под хутором Ново-Садковским на Дону 23 июля 1942 г. на боевые порядки батареи прорвалось шесть тяжелых вражеских танков. Александра под огнем противника смело и мужественно принимала участие в отражении атаки. Перевязывала раненых и относила их в безопасное место. Заменила выбывшего раненого бойца и подносила снаряды. Вражеская атака была отражена, но в этом бою она получила пять пулевых ранений в грудь, живот и голову. Осколком снаряда ей раздробило руку, которую пришлось ампутировать. Она долго лечилась и потеряла связь с мужем, которому сообщили из санбата, что жена скончалась от ран. Но Александра Ивановна выжила, а после лечения ее приютила в Ростове совсем незнакомая женщина. Александра написала письмо отцу Алексея с просьбой сообщить ей о его судьбе. Ответом была телефонограмма Семена Владимировича Высоцкого, служившего в Главном Управлении войск связи Красной Армии, брату, в которой он сообщал: «Твоя жена жива и здорова, Ростов-Дон, Станиславского, 188». Командир полка, в котором служил Алексей Высоцкий, с согласия командующего дал ему три дня, выделил автомашину, и тот поехал в Ростов, где встретил свою Шурочку, как он ее всегда называл. Через три дня они вернулись в часть и больше уже не расставались никогда.

Александра и Алексей Высоцкие. Послевоенное фото
Из открытых источников

Алексей и Шура снова вместе воевали на фронте. Александра Ивановна в должности санинструктора с большой заботой и вниманием выхаживала раненых в санитарной части, затем заведовала аптекой. Их славная 124-я гаубичная артиллерийская бригада большой мощности освобождала Украину, Белоруссию, Польшу, дошла до Берлина – штурмовала Рейхстаг. За ратные подвиги Алексей Высоцкий был награжден тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Одессы», «За оборону Кавказа», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».

Боевой путь Александры Ивановны Высоцкой отмечен орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».

После войны Алексей Владимирович продолжил службу в Германии, затем в городах Украины. В 1950-х гг. часть летних каникул юный Володя проводит в гостях у дяди Леши и тети Шуры в Гайсине на Винничине. Последнее место службы Алексея Высоцкого – Мукачево в Закарпатье. В доме Алексея Владимировича постоянно собираются гости, закарпатские художники, потому что живопись является его серьезным увлечением, а также боевые товарищи супругов Высоцких. Недалеко от их дома была расположена летная военная часть, где служил дважды Герой Советского Союза, легендарный летчик-ас Николай Скоморохов, с которым Алексей Высоцкий был знаком еще с 1943 г. В такой атмосфере формировался юный Владимир, часто бывая в гостях у родственников. Именно под влиянием Николая Скоморохова Владимир Высоцкий написал одни из самых ярких своих произведений о военных пилотах «Песня летчика», «Песня самолёта-истребителя», благодаря которым в летные училища пошли сотни молодых людей советской страны.

В 1959 г. семья Высоцких возвращается в Москву. Алексей Владимирович, уволившись из рядов Вооруженных сил в звании полковника, по зову души поступает на факультет журналистики МГУ. Его военные репортажи в газетах «Красная Звезда», «Комсомольская правда», «Труд» и «Известия» свидетельствуют об определенном литературном таланте, который он полностью раскрыл в течении всей своей жизни.

В характеристике на имя декана факультета журналистики МГУ редактор керченской городской газеты «Знамя Коммунизма», где летом 1960 г. проходил практику студент 4-го курса Алексей Высоцкий, В. Сиренин и ответственный секретарь А. Сергеев отмечают активность студента в подготовке и публикации ряда очерков, зарисовок и корреспонденций о передовиках производства и работе промышленных предприятий. Делается акцент на его правильный подход к выбору тем и их разработке, умению найти новое и интересное в производственной жизни.

В 1961 г. Алексей Владимирович успешно заканчивает полный курс обучения, и отныне вся его жизнь будет тесно связана не только с собственным творчеством, но и с творческой жизнью своего племянника Владимира Высоцкого.

Алексей Высоцкий плодотворно работает на ведомственной студии Дома техники Министерства речного флота РСФСР. Там регулярно выпускался киноальманах «На реках России». Это давало возможность проявить ему свои творческие способности для создания интересных любительских фильмов с привлечением талантливых мастеров кинематографии СССР. Он снял фильмы, посвященные речникам-героям «Николай Скоморохов» и «Михаил Девятаев». И если впервые о старшем лейтенанте Скоморохове он написал еще в 1943 г. на Кубани, то о легендарном Михаиле Девятаеве, совершившем 8 февраля 1945 г. побег из секретного объекта «Пенемюнде» на фашистском бомбардировщике «Хенкель-111», на борту которого находилось еще девять советских военнопленных, страна узнала именно благодаря этому фильму. Обе ленты были удостоены наград на кинематографических форумах.

Семен и Алексей Высоцкие с женами и детьми в г. Ратенов (Германия), 1947 г.
Из открытых источников

Кинолаборатория Центрального Дома техники Министерства речного флота РСФСР, как она официально именовалась, заняла в творчестве Владимира Высоцкого особое место. Именно там с помощью дяди Леши и работавших вместе с ним высококлассных профессионалов размножались ранние записи, с которых началось проникновение Высоцкого-певца в массовую советскую культуру. Он много раз бывал в кинолаборатории, где копировали его записи и никогда не брали за это денег.

В 1976 г. фирмой «Мелодия» была выпущена грампластинка по мотивам сказки Льюиса Кэролла «Алиса в стране чудес». Стихи и музыку к сказке написал Владимир Высоцкий. Он очень гордился этой работой, над которой трудился около трех лет. Несмотря на то, что бард тогда уже был широко известен в стране, эта известность была как бы неофициальная. Теперь же его имя красовалось на обложке пластинки, и он мог считать себя признанным поэтом и сочинителем музыки. Владимир Семенович подарил эту пластинку Алексею Владимировичу с таким посвящением:

«Дорогому и единственному дяде и другу моему с любовью и глубочайшим уважением к его прошлому и настоящему от автора песен для детей В. Высоцкого».

Комментировать слова, раскрывающие суть взаимоотношений этих двух замечательных людей, думается, нет смысла.

В том, что производственную журналистскую практику Алексей Высоцкий проходил именно в Керчи, нет ничего удивительного. Этот город играет особую роль в его судьбе. В Керчи выросла и оттуда ушла на фронт его жена Александра Ивановна. В этом городе живут ее мама Мария Павловна и родные сестры с племянниками.

Когда артиллерийский полк под командованием легендарного командира Николая Васильевича Богданова в октябре 1941 г. в составе Приморской армии вынужден был отходить от Ишуньских позиций на Севастополь, то третий дивизион этого полка, которым командовал Алексей Высоцкий, отошел вместе с 51-й армией к Ак-Монайскому перешейку прикрывать Керчь. В ноябре 1941 г. Алексей Высоцкий с остатками дивизиона эвакуировался на Кубань. Но уже в декабре он участвовал в освобождении Керчи во время проведения Керченско-Феодосийской десантной операции. Затем в составе Крымского фронта сражался на Керченской земле, которую с горечью пришлось покинуть в мае 1942. В ноябре 1943 г. дивизион Алексея Высоцкого вновь принимает участие в высадке десанта в районе поселка Маяк в Керчи.

О подвигах героев-крымчан Александра Плоткина, Галины Петровой, Филиппа Науменко он ярко рассказывает в своих военных очерках, которые для Владимира Высоцкого являются бесценным источником прототипов его героев.

В послевоенное время летний отдых семья Алексея Владимировича проводит как всегда у родных в Керчи. Летом 1961 г. они встречаются там с Владимиром Высоцким, который приехал в гости к своему другу и однокурснику Георгию Епифанцеву. Он керчанин, родился и жил в поселке Камыш-Бурун, где и начинал свою актерскую деятельность в любительской театральной студии. Георгий на тот момент уже являлся довольно известным актером, сыграв главную роль в фильме «Фома Гордеев». Слава к нему придет позже, когда он исполнит главную роль в известной экранизации романа «Угрюм-река» (1968) с несравненной Людмилой Чурсиной. Сейчас же Владимир едет в Севастополь, где примет участие в съемках довольно известного фильма «Увольнение на берег». Он с интересом рассказывает другу о предстоящей работе с известными актерами советского кинематографа. Вечером Алексей Высоцкий идет в кинотеатр «Пионер», где он частый и желанный гость. Там перед началом сеанса он показывает один из своих документальных фильмов, а затем слово предоставляется актеру театра и кино Владимиру Высоцкому.

Семья Высоцких
Из открытых источников

Алексей Владимирович Высоцкий регулярно выступает в трудовых и школьных коллективах Керчи. Особенно тесные связи установились у него с пионерами школы имени Шмидта, с которыми он часто переписывался, показывал им свои документальные фильмы, сопровождая их рассказами о людях, которым они были посвящены. У него было горячее желание создать киноленту о замечательных людях, бывших воинах, живущих в Керчи. Выжив в страшной войне, Алексей Владимирович всю жизнь посвятил увековечению памяти погибших фронтовых товарищей. Он всю свою неуемную энергию тратил на переписку с музеями Вооруженных сил страны, исполкомами городов, где жили и воевали его побратимы. В результате в этих городах появились скверы и улицы, носящие имена фронтовиков: Александра Плоткина, Гули Королевой, Василия Олейника.

Кроме активной общественной работы А. В. Высоцкий занимался литературной деятельностью. Первая часть его документально-художественной трилогии «И пусть наступит утро» вышла 100-тысячным тиражом еще при жизни автора. Остальные части трилогии «Дороги огненной земли» и «Весна в Берлине» были изданы в 2010 г. на средства жены Александры Ивановны.

Алексей Владимирович был для Владимира Семеновича самым близким человеком, которому он доверял свои раздумья, творческие планы и замыслы. С восхищением и гордостью поэт рассказывает о героическом прошлом своего дяди на многочисленных концертах не только в Советском Союзе, но и в Болгарии, Польше, США, Канаде. На подарочной фотографии, где его снимал сидящим на кубе в театре на Таганке известный фотохудожник Валерий Плотников, он пишет такие слова: «Дяде моему Алексею Высоцкому и тете Шуре – в день Победы, для которой они много сделали! 9 мая 1977 года».

Семья Алексея и Александры Высоцких всегда была для Владимира Семеновича жизненным ориентиром. В ней родились и выросли замечательные, талантливые дети: сын Александр и дочь Ирэна. Александр Алексеевич Высоцкий – кандидат филологических наук, серебряный призер чемпионата мира по академической гребле, к сожалению, в 1992 г. трагически ушел из жизни. Ирэна Алексеевна стала детской писательницей и очень много делает для увековечения памяти своих родителей и двоюродного брата Владимира.

Алексей Владимирович с 1975 г. тяжело болел, сказались фронтовые раны, и 28 октября 1977 г. скончался. Его смерть стала настоящим потрясением для племянника. По словам Марины Влади, таким рыдающим от горя она не видела своего мужа никогда. Александра Ивановна пережила супруга на тридцать лет и умерла в 2007 г. Она часто с дочерью гостила в Керчи у своей сестры и племянников.

В 2015 г., к 70-летию Великой Победы, в Тамани Краснодарского края были торжественно открыты бронзовые бюсты Алексея и Александры Высоцких, дяди и тети великого поэта. Произошло это замечательное событие благодаря усилиям руководителя проекта «Аллея Российской Славы» Михаила Сердюкова. В рамках этого проекта в 2017 г. также были изданы литературные труды Алексея Высоцкого «Живой сувенир» и «На грани подвига, на грани смерти».

Михаил Леонидович на собственные средства основал один из самых больших в стране музеев поэта Владимира Высоцкого – Дом творчества В. С. Высоцкого в Краснодаре. Он словно принял эстафету памяти от Алексея и Владимира Высоцких, и Россия будет существовать вечно, пока будут жить в ней такие люди!

 

Автор статьи
Александр Быховец,
ветеран правоохранительных органов
 
Автор выражает сердечную благодарность
за помощь в подготовке материала
Татьяне Ильиничне Сафиной,
руководителю Керченского отделения
Российского общества историков-архивистов;
Андрею Носкову,
керченскому публицисту,
племяннику Александры Ивановны Высоцкой

 

 

Библиография:
  1. Высоцкий А. В. Живой сувенир / Алексей Высоцкий ; [авт.-сост. И. А. Высоцкая, М. Л. Сердюков ; авт. предисл. И. А. Высоцкая]. – Москва : Фрегат, 2018. – 395 с., [4] л. фот. : ил.
  2. Высоцкий А. В. На грани подвига, на грани смерти / А. В. Высоцкий ; [авт.-сост. И. А. Высоцкая]. – 2-е изд. – Москва : [б. и.], 2017. – 414 с., [6] л. цв. ил. : фот.
  3. Высоцкий B. C. О времени, о себе : стихи, интервью, автобиографический очерк / В. С. Высоцкий ; сост. и ред. В. Азарченко. – Душанбе : Союзтеатр, 1990. – 86 с.

 

 

Дата публикации
24.01.2024
FancyBox