1917–1997
фотожурналист
|
Евгений Ананьевич Халдей
|
Великая Отечественная война навсегда вошла в историю человечества. Она напоминает о себе не только кинофильмами, мемуарной и художественной литературой, памятниками и обелисками. В реалиях сегодняшнего дня – попытки пересмотра ее итогов, вновь поднимает голову идеология человеконенавистничества, а возрождающийся нацизм несет с собой смерть и разрушения. Поэтому так важно помнить об этой войне, не забывать ее уроков.
Среди достоверных и впечатляющих документов, связанных с войной, – фронтовые фотографии, которые для нас и будущих поколений навсегда сохранили зримый образ Великой Отечественной войны: героизм и трагедию, разрушенные города и села, лица фронтовиков и тех, кто ковал Победу в тылу.
Одно из самых значительных наследий, исполненное высокого героического пафоса и исторического символизма, оставил нам Евгений Халдей – один из наиболее известных советских фотожурналистов. С «”лейкой” и блокнотом» он прошел по дорогам войны от первого ее дня до последнего и создал свой фотодневник Великой Отечественной. Ему удалось остановить такие мгновения, которые навсегда вошли не только в документальную изобразительную историю этой войны, но и в мировую фотоантологию войн.
Евгений (Ефим) Ананьевич Халдей родился в 1917 году в пос. Юзовка (ныне г. Донецк), был третьим ребенком и младшим сыном в семье владельца бакалейной лавки Анания Халдея. Через год, во время еврейского погрома, погибли его мать и дед, маленький Евгений получил пулевое ранение в грудь. Он выжил, но на теле и в душе навсегда остался шрам-напоминание о преступлении против человечности – уничтожении людей по национальному признаку. Может быть, эта трагедия во многом предопределила особую пронзительность его военных фотоснимков-свидетельств преступлений немецких нацистов.
Судьба Е. А. Халдея как фотокорреспондента начала складываться задолго до войны. Еще в детстве он влюбился в фотографию и в юные годы сам выбрал для себя профессию – на то время совершенно новую, в которой сложно было найти наставников, где главным инструментом становились наблюдательность и творческое начало. Его чрезвычайное упорство и явный талант проявились быстро и ярко – с 1932 по 1938 г. он прошел путь от подмастерья у соседа-фотографа до корреспондента «Фотохроники ТАСС» (Телеграфное агентство Советского Союза). Многочисленные командировки во все уголки необъятной Родины давали возможность быть в самой гуще событий, работать в любимом жанре репортажной фотографии, общаться на профессиональном уровне с лучшими мастерами страны.
А дальше была война. Все 1418 дней, представляя редакцию «Фотохроники ТАСС», Евгений Халдей прошел с легендарной камерой «Leica» от Мурманска до Берлина. На его снимках ратный подвиг четырех городов-героев – Мурманска, Новороссийска, Керчи и Севастополя, освободительный поход Красной Армии по странам Европы, взятие Берлина, капитуляция Германии, Парад Победы в Москве, Потсдамская конференция, разгром империалистической Японии, Нюрнбергский процесс.
В послевоенные годы жизнь фронтовика Е. А. Халдея складывалась непросто. В 1948 году его уволили из «Фотохроники ТАСС» с официальной формулировкой – «сокращение штатов». Долгие годы он был вынужден работать внештатником и мог рассчитывать только на гонорары. Многочисленные, в том числе личные ходатайства, не имели результата.
Снимки Е. А. Халдея вновь появились в центральной печати лишь спустя одиннадцать лет, когда его пригласили работать в газету «Правда». В шестидесятых годах он выполнил серию больших репортажей: Магнитка и целина, Нефтяные Камни Баку и хлопкоробы Узбекистана, кинофестивали и военные парады, первый поход советского атомохода «Ленин» и сбор урожая на Кубани, события и люди мирного времени. Это стало для Евгения Халдея очень важным и интересным. В 1973 году он был зачислен фотокорреспондентом в редакцию газеты «Советская культура», где в содружестве с писателем Константином Симоновым организовывал большие выездные фотовыставки. Тема войны и мира была главной…
С 1994 года Е. А. Халдей получает международную известность, когда в Германии выходит книга «Von Moscau nach Berlin — Ernst Volland und Heinz Krimmer bilder des russischen Fotografen Jewgeni Chaldej» (От Москвы до Берлина — снимки фотографа Евгения Халдея от Эрнста Волланда и Хайнца Криммера), изданная годом позже дополнительным тиражом.
В 1995 году на фестивале фотожурналистики в Перпиньяне (Франция) особым указом французского президента ему было присвоено звание рыцаря ордена искусств и литературы.
В 1997 году американским издательством «Aperture» была выпущена книга «Свидетель истории. Фотографии Евгения Халдея» («Witness to history. Photographs of Yevgeny Khaldei»). А в Париже и Брюсселе состоялась премьера 60-минутного фильма «Евгений Халдей – фотограф эпохи Сталина», снятого компаниями Wajnbrosse Productions, CultFilm, RTBF (Télévision Belge), Arte Belgique.
|
Е. Халдей. Севастополь, май 1944 г.
|
С тех пор выставки его работ организовывались в Германии, Австрии, Италии, Франции и США. Буквально за неделю до ухода из жизни 80-летний Е. А. Халдей открыл выставку в Бельгии. Но не международная слава была ему нужна. Евгений Ананьевич своими глазами увидел, как люди воспринимают события тех лет, какие эмоции вызывают его фотографии. В залах толпы людей, молодых и пожилых, многие – с детьми. С удивлением, восторгом и ужасом открывали они для себя историческую правду. Многие подходили к ветерану со слезами благодарности. Халдей всегда говорил: «Фотография должна жить вчера, сегодня и завтра». Так и случилось.
В течение 10 последовавших после его смерти лет в Америке, Израиле, во Франции и Германии вышли новые книги о Е. Халдее. Не был забыт он и в России, Крыму и у себя на родине, о чем свидетельствуют следующие издания: Евгений Халдей. 1917–1997: [фотоальбом]. Из серии «Фотографическое наследие». – Москва: Арт-Родник, 2007; Евгений Халдей. Знамя Победы. – Санкт-Петербург: издательство «СПбОО А–Я», 2015; Дороги войны Евгения Халдея: [фотоальбом]. Материалы III Международной научно-практической конференции «Военно-исторические чтения» «Военные победы в истории Крыма и России». Керчь, 26–28 февраля 2015 г. – Симферополь: Бизнес-Информ, 2015; Федоренко А. С. Великая Победа в объективе Евгения Халдея. – Донецк: издательство А. С. Федоренко, 2014.
Важно отметить, что значительная часть работ великого мастера оказалась связанной с Керчью. Он стал, по сути, фотолетописцем военных событий на керченской земле. В судьбе Евгения Халдея они занимают особое место. Первый раз он оказался в городе при особых обстоятельствах. Будучи прикомандирован к Северному флоту и оставаясь там, в целом, до января 1943 года, неожиданно накануне 1942 года вызывается в Москву и получает задание отправиться в Крым, где успешно была проведена с участием Азовской военной флотилии и Черноморского флота Керченско-Феодосийская десантная операция.
Город Керчь его встретил руинами, безлюдьем, был наполнен страшным горем. Одна из целей командировки заключалась в фотодокументировании преступлений немецких нацистов, которые оставили после себя огромный противотанковый ров, заполненный тысячами умерщвленных мирных жителей Керчи. Об этом уже все знали. Предполагаемое количество жертв керченских расстрелов было впервые обнародовано в западной прессе 5 января 1942 года со ссылкой на корреспонденции ТАСС, а также в газете «Правда»: «Всего в Керчи фашистскими мерзавцами, по предварительным данным, было убито до 7000 человек».
О своих впечатлениях от увиденного в Багеровском рву – так станут называть вскоре это место – он рассказывает, как и о маршруте поездки, в своих дневниковых записях, любезно предоставленных его дочерью Анной Ефимовной для публикации в фотоальбоме «Дороги войны Евгения Халдея».
Фотографии следов зверской расправы фашистов над мирным населением облетели весь мир. Скорбный цикл, посвященный Багеровскому рву, стал иллюстрацией к стихотворным произведениям Ильи Сельвинского и десятками тысяч копий разошелся по всем фронтам, взывая к отмщению. Злодеяния фашистов в Керчи были настолько чудовищными, что материалы о них фигурировали на Нюрнбергском процессе.
Евгений Халдей снимал Керчь, совершенно разбитую, искалеченную, со следами взрывов авиабомб и снарядов, с разрушенными предприятиями и жилыми домами, снимал первые восстановительные работы, боевую жизнь воинов и народных ополченцев, охранявших прифронтовую Керчь. Благодаря ему, нам теперь известны панорамы города и замерзшей бухты, сделанные с господствующей высоты, где были сняты краснофлотцы В. А. Иванов и Н. И. Ганзюк, водружающие военно-морской флаг (гюйс) на Митридате на фоне освобожденного города. Это первый флаг такого рода на долгом его пути к Берлину и знамени Победы над рейхстагом.
Военные дороги привели Халдея снова в Керчь в ноябре 1943 года. Но прежде, начиная с января, он побывал на Кавказе, где базировались в Туапсе и Геленджике корабли, части и соединения Черноморского флота; в освобожденных в феврале Краснодаре и Ростове-на-Дону; снимал десантников на Малой земле и во время штурма Новороссийска; видел после изгнания врага Таманский полуостров. И, наконец, вновь оказался на керченской земле.
Во время Керченско-Эльтигенской десантной операции, с начала и по середину ноября, удалось освободить несколько внутригородских керченских поселков и пригородных деревень.
|
У землянки военкоров. Керчь, январь 1944 г.
|
Так сложилась его военная судьба, что на отвоеванном плацдарме фотожурналисту предстояло пробыть не один месяц и день за днем снимать все новые и новые кадры, посвященные ратному труду моряков и летчиков, артиллеристов и пехотинцев.
Е. А. Халдей сделал за этот период, очевидно, несколько сотен снимков. Многие из них известны давно, некоторые заявили о себе только сейчас, когда из домашнего архива покойного автора были переданы десятки ранее не публиковавшихся фотографий в качестве негативов. Особенно много фотокорреспондент снимал район Еникале (в т. ч. с воздуха), территорию металлургического завода им. Войкова. Есть фотографии, сделанные на фоне высот у Еникальского маяка (ведут пленных, доставляют осликами боеприпасы на передовую).
Смерть обходила его стороной, словно давая возможность довести военную фотолетопись до конца, – наверное, сама судьба хранила мастера, понимая, насколько полновесно свидетельство каждого его кадра.
После войны Е. А. Халдей неоднократно посещал Крым, бывая и в Керчи, но только осенью 1978 года состоялось его близкое знакомство с тогда еще историко-археологическим музеем, когда он приехал в город с целью организовать здесь выставку своих работ, на тот момент экспонировавшуюся в Новороссийске. Она была востребована – приближалась 35-я годовщина освобождения города-героя. И выставка была устроена в 4-х залах музея (пожертвовали постоянной экспозицией). Сам мастер участвовал в ее оформлении и торжественном открытии в апреле 1979 года. Она вызвала небывалый интерес у жителей и гостей города, приезжавших традиционно не только на отдых и экскурсии. В город прибывали и для участия во встречах фронтовиков, участников боев за Керчь, а также – чтобы увидеть факельное шествие и всеобщую тризну на Митридате накануне и в День Победы. Фотографии стали откровением для тех, кто никогда не знал войны. Никого выставка не оставила равнодушным.
Халдей в окружении благодарных ветеранов закрывал эту выставку в конце года и переместил ее затем в Севастополь для дальнейшего экспонирования.
Следующий его приезд в Керчь был связан с открытием летом 1982 года выставки, посвященной Константину Симонову и имевшей также большой успех. Год спустя фото Евгения Халдея оказались очень востребованы при создании фотоальбома «Керчь», вышедшего в издательстве «Планета» к 40-летию со дня освобождения города от немецко-фашистских захватчиков.
Летом 1989 года Е. А. Халдей предложил проэкспонировать в Керчи вновь его выставку о войне с условием ее дальнейшего приобретения. Собрание фотографий – 206 планшетов преимущественно размером 60 х 40 см (в общей сложности 316 сюжетов) – было доставлено из Ливадии, где экспонировалось кооперативом «Атей» Крымского областного отделения Украинского фонда культуры.
В 1990 году город приобрел у великого мастера для музея коллекцию его работ «Дорогами войны», и она с успехом была продемонстрирована в только что построенном общественно-политическом и культурном центре, в двух больших залах. С тех пор выставки фотографий Е. А. Халдея стали открываться регулярно, вызывая неизменный интерес посетителей. Так было в 1994 году в Картинной галерее Керченского заповедника, где экспонировались 60 наиболее интересных по содержанию фотопланшетов. Через два года в художественном выставочном зале г. Энергодара (город энергетиков Запорожской АЭС) было представлено 75 планшетов из Керчи.
В 2018 году выставку военных и послевоенных работ своего отца привезла в Керчь Анна Ефимовна Халдей. Особое внимание привлекли ранее не публиковавшиеся снимки. Без ее активного участия музей-заповедник не смог бы реализовать к 75-летию Великой Победы свой проект «Дороги войны Евгения Халдея» – издание, включающее не только фотографии из музейного собрания, но и переданные ею многочисленные негативы, отражающие творческую и личную жизнь фотомастера, дополняющие уже известные нам сюжеты по военной истории Новороссийска, Керчи, Севастополя и Крыма.
Авторы статьи
Н. В. Быковская,
заместитель генерального директора;
Н. Н. Непомнящая,
научный сотрудник отдела истории
Великой Отечественной войны;
В. Ф. Санжаровец,
старший научный сотрудник
историко-археологического отдела
Полную версию статьи
Крым на фотографиях мастера:
Список использованных источников:
-
Дата публикации
12.02.2023