Назимова Алла Александровна
Назимова Алла Александровна

1879–1945

актриса театра и кино

«У этой актрисы, рекламированной как «чудо экрана»,
было бледное лицо, черные волосы, большой и выразительный рот.
Назимовой удалось показать в женщине глубоко чувствующую личность,
сильную не только страстью, но и творческим интеллектом,
который обычно приписывался лишь мужчинам».
Кинокритик Л. Джекобс

 

Алла Александровна Назимова
Источник: https://izbrannoe.com

О ней до сих пор ходят легенды. Ей посвящали рецензии и статьи, восторженные отзывы и стихи. Она была королевой Голливуда, законодательницей мод, хозяйкой продюсерской студии.

Семья Левентонов, отец, мать и двое старших детей, переехали в Ялту из Кишенева в 1870-х гг. Согласно «метрической выписи за 1879 год», составленной раввином Ялты, 21 мая (2 июня) 1879 года в семье родился третий и последний ребенок – дочь Марем Идес (на русский лад – Аделаида). Дом, где жили Левентоны в Ялте, сохранился до наших дней и находится на Набережной им. В. И. Ленина, 27.

В 1887 году родители Аделаиды развелись, и девочка осталась с отцом, который вскоре женился повторно. Аделаида получила хорошее домашнее образование и 2 года училась в Ялтинской женской прогимназии, но успеваемость была средняя. В 1893 году отец отправил Аделаиду в Одессу, где жили ее родственники по материнской линии. Здесь она поступила учиться в гимназию и одновременно в музыкальные классы Одесского отделения Императорского Русского музыкального общества по классу скрипки сразу на высший курс. Именно в Одессе Аделаида решила стать актрисой и охладела к музыке. И хотя весной 1895 года она участвовала в концертах музыкальных классов, но экзамены не сдавала.

В 1895 году она уехала в Москву и поступила в Музыкально-драматическое училище при Филармоническом обществе, где преподавал В. И. Немирович-Данченко. В 1898 году Назимова, окончив училище, вместе с другими выпускниками влилась в Московский художественный театр. Становление ее как актрисы проходило под руководством мастеров сцены (основателей МХТ) В. И. Немировича-Данченко и К. С. Станиславского, что в дальнейшем дало свои результаты. Она проработала здесь 2 года, исполняя второстепенные, эпизодические, часто незначительные роли.

Примерно в годы учебы в Москве Аделаида прочитала книгу «Дети улиц», в которой ей понравилась главная героиня Алла Александровна Назимова, и начинающая актриса решила взять имя героини как сценический псевдоним.

С 1900 года Назимова – актриса провинциальных театров. Провинция дала ей много разных ролей. Бывало, что она исполняла пять ролей в неделю, сама шила себе костюмы, пела, играла на рояле, скрипке, гитаре (вот, где пригодились уроки музыки). Она пела в оперетках, участвовала в пантомимах. По собственному признанию актрисы, в провинции она исполнила более 200 ролей.

В конце 1900 года в Костроме в труппе Д. А. Вельского Назимова познакомилась со знаменитым артистом-гастролером Павлом Орленевым. С этого времени началось их партнерство на сцене и завязался страстный роман. Летом 1901 года А. Назимова вместе с П. Орленевым приезжала в Ялту. Они останавливались в доме отца, где продолжала работать его аптека под управлением старшего сына Владимира. В то лето в Ялте собралось много актеров. Орленев и Назимова, решив немного заработать, устраивали спектакли и концерты, а также участвовали в концерте в пользу Ялтинского благотворительного общества.

Осенью 1901 года Алла Назимова уехала в Херсон и поступила в труппу З. А. Малиновской. На открытии сезона 1 октября в пьесе В. И. Немировича-Данченко «Последняя воля» Назимова сыграла главную роль Юлии Вешневодской. В Херсоне она играла буквально через день, 2-3 раза в неделю, в новых пьесах. Назимова, выступавшая в главных ролях, всегда получала положительные отзывы. Здесь актрису видели в драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад», комедии У. Шекспира «Укрощение строптивой», драме А. П. Чехова «Три сестры», пьесе Шатриана «Друг Фритц» и многих других.

В ноябре был назначен бенефис А. А. Назимовой, для которого она выбрала веселую комедию К. Гольдони «Трактирщица». На бенефис актрисы приехал П. Орленев и выступил вместе с ней в одноактной комедии Людвигова «Невпопад». 10 января 1902 года начались гастроли П. Н. Орленева в Херсоне. Назимова играла с ним в «Братьях Карамазовых», «Микаэле Крамере» Гауптмана, в нашумевшей пьесе С. А. Найденова «Дети Ванюшина», «Царе Федоре Иоанновиче» А. К. Толстого. С успехом шли и водевили с участием Орленева и Назимовой «Школьная пора» и «Невпопад».

В конце января 1902 года Назимова и Орленев уехали на гастроли по России. Они объездили много регионов, часто бывали в Ялте, где также играли в театральных постановках. Летом 1904 года актеры снова приехали в Ялту и узнали о смерти А. П. Чехова, с которым были очень дружны.

В конце сентября 1904 года Алла Назимова попрощалась с родным городом навсегда и выехала в Германию на гастроли с орленевской труппой. В Берлине спектакли проходили в роскошном «Theater der Westens». С 30 января 1905 года они выступали в Лондоне, а в марте состоялся их первый спектакль в Америке.

Алла Назимова осталась в Америке, подписав контракт, по которому через 7 месяцев она должна выйти на сцену и исполнять роли по-английски. Начав учиться языку 20 июня 1906 года, она уже через пять месяцев дала «Гедду Габлер» Ибсена. При этом актриса не просто выучила роль, она руководила всеми репетициями.

В феврале 1907 года Назимова получила предложение прочитать лекцию о литературе в Йельском университете. Такая честь не оказывалась до того времени ни одной актрисе. Темой для выступления стало творчество Г. Ибсена. Уже после первых англоязычных спектаклей Назимовой она была признана огромной драматической силой, преемницей Дузе и Сары Бернар. Отзывы американских критиков о ее игре «не имели ничего равного».

Сама же Алла Назимова выразила свое кредо в 1907 году так:

«Я стремлюсь не к тому, чтобы заставлять зрителей плакать и смеяться; многие актрисы способны на это. Мне хочется чувствовать, что я заставила их думать после того, как они ушли из театра».

Когда Алла Назимова начинала в Америке, ей было 27 лет. В 1916 году она начала сниматься в кино и уже за первую свою роль в фильме «Невесты войны» режиссера Г. Бреннона получила фантастический гонорар – тысячу долларов в день. Фильм имел огромный успех. После него Назимова снималась очень много, но по-настоящему индивидуальность актрисы проявилась в фильмах режиссера А. Капеллани «Из тумана», «Красный фонарь», «Око за око». Алла Назимова стала звездой Голливуда.

Кроме съемок в кино, Назимова занималась и продюсерской деятельностью. Однако после неудачного создания кинематографического балета «Саломея» актриса потеряла все свое недвижимое имущество и вынуждена была вернуться в театр. Она продолжала быть востребованной актрисой. Ее последней работой в кино стала роль пожилой эмигрантки в фильме «С тех пор, как тебя нет» 1944 года.

Алла Александровна Назимова умерла 13 июля 1945 года в Лос-Анджелесе. Она всегда помнила город, в котором родилась. Помнили об этом и в Америке, один из некрологов о ней был озаглавлен так: «Женщина из Ялты».

В память о заслугах актрисы перед американским кино она была удостоена звезды на Аллее славы в Голливуде.

 

 

Список использованных источников:
  1. Афанасьев И. Алла Назимова (Аделаида Яковлевна Левентон). Звезда Голливуда из ялтинского переулка / И. Афанасьев // Старая Ялта. – 2015. – 7 сент. (№ 3). – С. 28 : портр.
  2. Левицкая З. Алла Назимова – звезда Голливуда из Ялты / З. Левицкая // Брега Тавриды. – 2010. – № 5. – С. 154–172 : фот. – (Чеховские чтения). – Библиогр. в конце ст.
  3. Сухоруков В. Н. Назимова Алла Александровна (Левентон Мариам Аделаида Яковлевна) / В. Н. Сухоруков // Биографический словарь Крыма / В. Н. Сухоруков. – Симферополь, 2011. – Кн. 1. – С. 372–376.
  4. Шендрикова С. П. Алла Александровна Назимова (1879–1945) / С. П. Шендрикова // Мастера сцены в истории театрального искусства Крыма XIX – XX веков : монография / С. П. Шендрикова ; науч. ред. В. Ю. Ганкевич. – Симферополь, 2011. – С. 240–248 : портр.
 
 
 
 
Дата публикации
01.12.2022
FancyBox