1867–1946
фотограф, художник
|
Василий Никандрович Сокорнов
|
С момента зарождения художественной фотографии крымские пейзажи пользовались большой популярностью у отечественных и зарубежных покупателей. Неудивительно, что одни из первых фотоателье Российской империи появились именно в Крыму. Фотоателье Василия Сокорнова было одним из самых известных. Выпущенные им видовые открытки с красотами полуострова, бытовыми сценами из жизни местного населения пользовались огромной популярностью.
Василий Никандрович Сокорнов родился 27 февраля 1867 года в селе Васильевском Шуйского уезда Владимирской губернии в семье крестьян. Начальное образование получил в Лушниковом училище Острогожского уезда Воронежской губернии.
В 1887 году Сокорнов был принят в Петербургскую Академию художеств вольнослушателем по отделу живописи. Одновременно он работал ретушером в известной в то время в городе фотографии Пазетти, так как средств на жизнь не хватало. Там он и освоил все фотопроцессы и хитрости фотографического дела.
Однажды Пазетти поручил Василию отретушировать и раскрасить большой портрет девочки для выставки в Париже. Портрет имел успех, а обладатель фотографии получил золотую медаль. Наверное, тогда Сокорнов понял, что может работать сам.
В Петербурге врачи обнаружили у него хроническую болезнь легких и настоятельно рекомендовали поехать на Южный берег Крыма. Общество поощрения художников выделило средства для лечения. Так в конце XIX века начинающий фотограф оказался в Алупке. Он поселился в доме молодой вдовы Екатерины Никаноровны Стаховской. Однако, деньги вскоре закончились, а лечение надо было продолжать. Попробовал писать этюды в окрестностях Алупки и сдавать их в пищебумажный магазин Девичинского. Но картины плохо раскупались и доходов не принесли. А окружающая природа пленила своей красотой: море, горы, экзотические растения… И тогда Василий вспомнил о фотографии.
|
Титульный лист книги Л. П. Симиренко
|
В магазинах Ялты и Алупки продавались фотооткрытки с видами Крыма зарубежных издательств, и Сокорнов видел, что снимки можно сделать лучше по качеству, интереснее по композиции. Но не было необходимого оборудования, как и средств на его приобретение. Тогда он решил обратиться к Стаховской, которая одолжила ему деньги на приобретение аппаратов и техники.
Днем фотограф снимал городские пейзажи Алупки, Воронцовский дворец, парк, лес, море, а ночью – печатал фотографии. Вскоре он подготовил 50 фотопейзажей и отнес их в тот же магазин, куда ранее сдавал свои картины. В этот момент там находился князь Феликс Феликсович Юсупов, которого заинтересовали фотографии Сокорнова. В то время в России начинался бум видовой курортной открытки. Он купил все принесенные фотографом пейзажи и заказал еще 100 фотографий, а на следующий день – еще 300.
Вскоре с долгами было покончено, а через некоторое время Василий Никандрович женился на Е. Н. Стаховской, у которой снимал жилье. К домику пристроили фотомастерскую и фотолабораторию.
Василий Сокорнов не только поправил свое материальное благосостояние, но и стал широко известен в Крыму, Санкт-Петербурге, Москве и за границей. В 1900 году фирма Пазетти представила работы Василия Никандровича на Всемирной универсальной выставке в Париже, где крымское ателье фотографа получило признание и бронзовую медаль. В 1903 году на Международной фотографической выставке в Санкт-Петербурге, которая состоялась по случаю двухсотлетия города, он получил большую серебряную медаль.
|
Фото в книге Л. П. Симиренко
|
Делать пейзажные снимки в то время было достаточно сложно. Фотоаппарат был очень тяжел и громоздок. Также приходилось носить с собой стеклянные пластинки и небольшую походную фотолабораторию. С таким грузом Сокорнов обошел весь Крым – Ялту, Алупку, Симеиз, Бахчисарай, Севастополь… Но работа была в радость. Фотопейзаж давал возможность выразить свое отношение к природе и восприятие ее красоты. Одновременно он продолжал писать картины и этюды.
В 1908 году Сокорнова приняли в Русское фотографическое общество, что давало ему возможность свободно фотографировать на всей территории Российской империи и приобретать фотоматериалы по существенным скидкам. Снимки фотографа публиковались в иллюстрированных журналах «Нива», «Солнце России», «Открытое письмо». В 1902 году журнал «Солнце России» издал альбом фотографий В. Н. Сокорнова «Виды Крыма», который имел большой успех. Более 20 его фотографий послужили иллюстрациями к книге известного плодовода-селекционера Л. П. Симиренко «Крымское промышленное плодоводство», изданной в 1912 году и получившей широкую известность среди садоводов России и за рубежом.
В 1912 году Сокорнов пробовал свои силы и в новом жанре – фотосъемке имений. Князь Ф. Ф. Юсупов, первым оценивший талант фотографа, заказал мастеру фотосъемку своего имения в Кореизе. Сейчас эти фотографии хранятся в коллекции Алупкинского дворца.
|
Фото в книге Л. П. Симиренко
|
К началу XX века открытка стала самым популярным видом почтовых отправлений и ходовым сувениром. Приезжающие на лечение и отдых курортники, с помощью открыток сообщали о своем прибытии, делились впечатлениями, а также увозили с собой на память фотографии с видами и пейзажами Крыма. Снимки Сокорнова приобретали различные издательства, хотя и не всегда указывали имя фотографа. Но, не смотря на растущую популярность, Василий Никандрович жил замкнуто и много работал. В редкие часы отдыха он возился в маленьком садике у дома, где росли слива, виноград и большой орех.
Начало Первой мировой войны положило конец золотому веку крымской пейзажной фотографии. Грянувшая революция и Гражданская война практически свели доходы фотоателье на нет. Однако, оно продолжало существовать до 1927 года, когда все частные фотографические заведения были ликвидированы. 62-летний Василий Никандрович оказался безработным.
В 1929 году Сокорнов занял должность штатного сотрудника организованной в Ялте фотомастерской государственного издательства «Крымгосиздат». Художник стал создателем и его логотипа – восходящего солнца. Он охотно делился своим огромным опытом с молодыми фотографами. Издательство десятками тысяч переиздавало открытки Сокорнова, но все права на негативы принадлежали государству, поэтому авторские гонорары он не получал. В 1931 году он передал еще 1300 негативов с видами Крыма «Крымгосиздату».
|
Фото Алупкинского дворца
Источник:
|
В 1937 году во время празднования юбилейных торжеств, посвященных 100-летию со дня смерти А. С. Пушкина, Василий Никандрович вместе со своим учеником И. Я. Голобородько подготовил диапозитивы к лекции о поэте. В тот же год на Всекрымской фотографической выставке в Симферополе было представлено 50 фотографий мастера, которые получили самые высокие оценки специалистов. Впоследствии выставка экспонировалась во многих городах Крыма. Сокорнов был принят в члены Художественного фонда СССР. Спустя два года многолетний труд фотографа и художника был вознагражден. По ходатайству коллег и сотрудников издательства, фотографов и профсоюза кино- и фотоработников ему была назначена академическая пенсия республиканского значения.
Несмотря на преклонный возраст, он был полон сил и энергии. Василий Никандрович готовил 25 лучших своих негативов для Академии художеств. Осуществить дар помешала Великая Отечественная война. После освобождения Крыма в 1944 году был восстановлен и открыт Алупкинский дворец-музей. Его посетителями в то время были выздоравливающие раненые из местных госпиталей. Сокорнов делал снимки этих первых экскурсионных групп и самого дворца и парка, изменившихся после войны. В 1945 году он подарил музею 100 своих фоторабот и несколько живописных полотен.
Скончался В. Н. Сокорнов в Алупке 22 апреля 1946 года. Похоронен на старом алупкинском кладбище. Его главным наследием считаются черно-белые фотографии, передающие всю красоту природы, ее неповторимость и естественность. Его фотографии были сняты по тем временам исключительно качественно и быстро раскупались. Его клиентами были и местные зеваки, и передовая московская знать, и приезжие из дальних стран.
Крым на фотографиях мастера:
Список использованных источников:
-
Ливицкая З. Фотограф Василий Сокорнов / З. Ливицкая // Крымские каникулы : сборник для туристов и краеведов / составитель Л. А. Литвинова. – Симферополь, 1985. – Кн. 2. – С. 187–193.
-
Симиренко Л. П. Крымское промышленное плодоводство / Л. П. Симиренко. - Москва : [Типо-литография товарищества И. Н. Кушнерев и К°], 1912. - Т. 1, ч. 1 : Общая ; ч. 2 : Яблонь ; ч. 3 : Груша. – XX, [2], 746, [2] с. : ил., фот. ; [83] л. ил., фот.
-
Уманский Ю. Художественное фотоателье Василия Сокорнова / Ю. Уманский // События. – 2012. – 5 окт. (№ 39). – С. 35 : фот.
Дата публикации
19.11.2021