Серов Александр Николаевич
Серов Александр Николаевич

1820–1871

композитор, музыкальный критик

 

Композитор отнюдь не должен брать для своих целей
готовые мелодии из песен, но так должен сообразовать свое творчество
с духом народа, чтобы его собственные мотивы
выливались в формы, наиболее любимые народом.
А. Н. Серов
Александр Николаевич Серов
Источник: https://wyme.ru

Александр Николаевич Серов родился в Петербурге 23 января 1820 года в семье крупного чиновника-финансиста. С раннего возраста мальчик увлекся музыкой и очень скоро научился играть на разных музыкальных инструментах: фортепиано, виолончели, альте и скрипке. Его интересовали история и теория музыки.

В 1835 году отец Александра определил его в Училище правоведения. Здесь он серьезно увлекся музыкой. В 1840 году Серов окончил училище и начал службу в Министерстве юстиции, но продолжал заниматься музыкой. К этому периоду относятся его первые композиторские опыты. Спустя несколько лет Александр Николаевич заявил о себе как музыкальный критик публикаци­ями в журналах «Современник», «Пантеон» и «Библиотека для чтения».

В октябре 1845 года композитор получил назначение в Симферополь. В это время композитор, официально занимавший должность помощника председателя Таврической уголовной палаты, был не осо­бо обременен делами службы и потому имел возможность для серьезных занятий музыкой. В Крыму он написал свою первую оперу «Мельничиха из Марли», его не удовлетворившую и потому вскоре им самим уничтоженную, начал работу над оперой «Майская ночь», которую впоследствии постигла та же участь.

Александр Николаевич, мно­го путешествуя, прекрасно изу­чил горный и приморский районы Крыма. В 1846 году он встречался с приезжавшим в Симферополь на гастроли артистом Малого театра России М. С. Щепкиным. В том же году он совершил поездку в Феодосию, где гостил у художника-мариниста И. К. Айвазовского. Тогда же композитор едва не женился на необыкновенно красивой и одаренной женщине из известного рода крымских греков Марии Мавромихали-Анастасьевой, однако официально оформить их отношения помешали родители Александра Николаевича.

Из Симферополя Серов перевелся в Псков. Однако его желание стать музыкантом так велико, что он решается наперекор отцу бросить службу. В 1850 году он переехал в Петербург и посвятил себя делу музыкальной критики. В 1858 году Серов предпринял поездку за границу, чтобы непосредственно ознакомиться с новыми явлениями зарубежного искусства. В 1860-х годах Александр Николаевич создал ряд ценных критических работ, в которых им были поставлены актуальные проблемы развития русской музыкальной культуры. В эти годы создавался его капитальный труд «Русская народная песня как предмет науки».

Композитор несколько раз покидал Крым и всегда возвращался. В последний раз А. Н. Серов выехал из Симферополя в январе 1854 года, завершив здесь работу над оперой «Майская ночь».

В 1867 году Серов предпринял попытку основать первую в России специальную музыкальную газету «Музыка и театр». Газета просуществовала недолго, так как не нашла поддержки у общественности. В 1868 году Серов прочел цикл лекций в Москве, а в 1870 году присутствовал делегатом от Русского музыкального общества в Вене на торжестве по поводу столетия со дня рождения Бетховена. Он был полон творческих планов, замышлял ряд критических статей, с увлечением работал над последними актами «Вражьей силы». Однако напряженный труд и тяжелые переживания прошлых лет пагубно сказались на здоровье композитора. Умер Александр Николаевич в Петербурге 1 февраля 1871 года.

Блестяще образованный человек, владевший несколькими европейскими языками, Александр Николаевич превратил музыкальную критику в подлинную науку: сам термин «музыкознание» обрел жизнь благодаря А. Н. Серову. Прославился он и как композитор. Три оперы Александра Серова – «Юдифь», «Рогнеда», «Вражья сила» – критиковали и при жизни автора, и после его смерти. Но все оперы А. Серова имели оглушительный успех на премьерах, их постановки на сценах императорских театров стали поистине историческими. Оперу «Юдифь» ставили в Московской частной опере Саввы Мамонтова, где знаменитый русский бас Ф. Шаляпин создал незабываемый образ ассирийского царя Олоферна.

 

 

Список использованных источников:
  1. Музыкальный справочник. Статьи о музыке и музыкантах : [сайт]. – URL:  http://mus-info.ru/composers/serov.shtml (дата обращения: 29.01.2019). – Текст : электронный.
  2. Сухоруков В. Н. Биографический словарь Крыма : кн. 1 / В. Н. Сухоруков. – Симферополь : Бизнес-Информ, 2011. – 528 с. : ил.
 
 
 
 
Дата публикации
03.04.2019
FancyBox