Царёв Михаил Иванович
Царёв Михаил Иванович

1903–1987

актер театра и кино

 

Михаил Иванович Царёв
Из открытых источников

Творчество народного артиста СССР, лауреата Государственных премий СССР Михаила Ивановича Царёва – яркая страница в истории русского сценического искусства. Большая часть его актерской биографии связана с Малым театром, который он долгие годы возглавлял и где сыграл свои лучшие роли. Но был в судьбе Михаила Ивановича и симферопольский период – три года работы на сцене Крымского государственного драматического театра.

Михаил Иванович Царёв родился 18 ноября (1 декабря) 1903 года в Твери, где его отец служил фельдшером на железнодорожной станции. Семья много переезжала, и в гимназию восьмилетний Миша пошел в Ревеле. Уже тогда начали проявляться его актерские способности.

«В первом классе русский язык преподавал нам Тюленев, пожилой человек, у которого были свои странности. Он никогда не разговаривал с учениками… – мрачно сидел на уроках, уткнувши голову в журнал. Не поднимая головы, вызывал учеников, выслушивал ответ и ставил отметку. Как-то он задал нам выучить наизусть отрывок из поэмы Некрасова. Шел урок. Тюленев в своей обычной манере вызывал учеников и ставил отметки с таким видом, словно его все это совершенно не касается. Дошла очередь и до меня. «Однажды в студеную зимнюю пору…», – начал я, а когда кончил, учитель вдруг неожиданно поднял голову, посмотрел на меня и сказал: «После того как скажешь «гляжу» – посмотри в окно, и когда ты там как бы увидишь, что поднимается медленно в гору лошадка, вот тогда и скажи».

И поставил мне пять с плюсом… Пятерка меня обрадовала. А совет понравился. Я почувствовал, что «увидев», гораздо легче произнести слова стихотворения. Позже я осознал, что это и был, наверно, мой первый урок по системе Станиславского, а может быть, и больше – первый толчок, направивший по актерскому пути», – вспоминал Михаил Иванович.

В 1917 году семья Царёвых переехала в Царское Село. Вскоре Михаил поступил в Школу русской драмы при Александринском театре в Петрограде, где его педагогом был выдающийся актер-романтик Юрий Михайлович Юрьев. Именно от него Царёв перенял главное – стремление рыцарски служить искусству Театра.

Осенью 1920 года семнадцатилетний Михаил Царёв стал артистом Большого драматического театра, где за три года службы сыграл довольно много ролей в классике и в пьесах современной зарубежной драматургии. И хотя далеко не все были достаточно интересны, молодой артист старался быть, по возможности, точным и убедительным. Одной из лучших работ Царёва того времени был Флориндо в комедии Карло Гольдони «Слуга двух господ».

М. И. Царёв.
Конец 1920-х гг.

Затем – годы работы в Ленинградском Василеостровском театре, в московской «Комедии» (бывший театр Корша), в провинции – Махачкале и Казани, где Михаил Иванович служил в сезон 1927/1928 гг.

Из воспоминаний М. И. Царёва:

«Ещё в Казани я получил телеграмму из Симферополя от главного режиссера Б. А. Бертельса с предложением службы в Крымгосдрамтеатре, куда я и поехал. В Крыму я осел – то ли природа меня пленила, то ли люди, то ли сам театр, а скорее всего все вместе, да ещё плюс уверенность в завтрашнем дне… И я прожил там три года. Надо сказать, что получить приглашение в Симферопольский театр было большой удачей. Симферополь всегда отличался хорошими труппами. Тут служили многие актеры, которые завоевали на периферии, а иногда и в столице настоящее признание».

Сезон 1928/1929 гг. открылся в Крымгосдрамтеатре 2 октября. А уже 5-го Царёв дебютировал на симферопольской сцене в спектакле по пьесе Н. Лернера «Петр III и Екатерина II», где играл фаворита императрицы Григория Орлова. Михаил Иванович обладал всеми данными для создания неоднозначного образа храбреца, гуляки и вместе с тем человека, способного мыслить по-государственному, истинного патриота России. Актер сочетал прекрасный голос, статность с глубиной проникновения в образ. Однако несовершенный драматургический материал не позволил этим качествам проявиться в полной мере. В результате рецензенты отмечали, что Царёв играл Орлова с некоторой «нарочитой декламационностью».

В октябре 1928 года симферопольцы увидели Царёва еще в трех премьерных спектаклях. В популярной в те годы пьесе «Человек с портфелем» Царёв талантливо исполнял роль молодого советского специалиста Башкирова. В спектакле «В плену у яблонь» предстал в образе командира партизанского отряда Зиновия. В «Слуге двух господ» он вновь играл Флориндо, но трактовал этот классический образ иначе, нежели в постановке Большого драматического театра: более мужественно и раскованно.

Событием в театральной жизни Симферополя стала премьера спектакля «Гамлет». Трагедия У. Шекспира в постановке Б. Бертельса получилась яркой по форме и глубокой по философской наполненности. Центральные роли играли замечательные актеры: Гамлета – Николай Соснин, Гертруду – Евгения Пояркова, Клавдия – Сергей Курский. Роль Лаэрта режиссер доверил Царёву. По воспоминаниям современников, его исполнение было ярким, психологически точным и эмоционально насыщенным.

В роли Лаэрта
в спектакле «Гамлет»

В Симферополе Царёв играл много. Это были разные характеры, амплуа, стили. С первых же дней работы Б. Бертельс начал занимать его в своих постановках. Между режиссером и молодым актером установилась подлинная творческая дружба. Борис Александрович шел навстречу желанию Царёва пробовать себя в разных, порою неожиданных ролях. Зачастую подобные эксперименты увенчивались успехом.

В спектакле «Ярость» по пьесе Евгения Яновского Царёв исполнял возрастную роль немого партизана Семена Коврова. По мнению специалистов, эта работа была одной из самых убедительных в постановке. В рецензии, опубликованной в газете «Красный Крым», отмечалось: «…Трудная, бессловесная, но значительная роль красного партизана Коврова проведена Царёвым с большим чутьем и внутренним напряжением». Актриса театра Ада Петровна Бланк уже в 1980-х вспоминала: «Царёву дали роль бывшего командира партизанского отряда, которому белогвардейцы вырезали язык. Происходящие на сцене события воспринимались через этого немого свидетеля. Особенно сильное впечатление производила сцена Коврова с сыном Андрейкой».

Об успехе Царёва в роли Коврова говорили не только в Крыму, его работу высоко оценили столичные критики, в журнале «Жизнь искусства» был помещен портрет актера в этой роли. Исследователи творчества Царёва отмечали, что образ Коврова стал одной из ступеней в его биографии. Впоследствии он не раз будет удивлять и коллег, и зрителей богатством своего актерского диапазона.

В канун нового 1929 года в репертуаре театра появился неожиданный спектакль – музыкальная постановка «Ночь перед Рождеством» по мотивам повести Н. Гоголя. Роль Вакулы, как и следовало ожидать, Бертельс поручил Царёву. Его дуэты с актрисой М. Ворониной в роли Оксаны были поистине блестящими. «Это был праздничный, яркий и занимательный, пронизанный искренней веселостью и озорством спектакль…», – подчеркивалось в рецензии на постановку. Вскоре вдохновленный успехом «Ночи перед Рождеством» Бертельс поставил инсценировку гоголевской «Майской ночи», в которой Царёв создал образ Левко.

В роли Вакулы
в спектакле «Ночь перед Рождеством»

В 1930 году репертуар Царёва пополнился еще одной классической ролью, в комедии А. Островского «Доходное место» он сыграл Жадова, в очередной раз покорив публику филигранностью исполнения.

Последней работой Царёва на симферопольских подмостках была роль мудрого старика – часовщика Гольберга в пьесе Юрия Болотова «Крылья». В то время Михаилу Царёву было 26 лет, но убедительность его в этом образе была бесспорной, что свидетельствовало о высоком мастерстве перевоплощения. Рецензенты подчеркивали, игра актера продумана и прочувствована.

Три года работы в Крымгосдрамтеатре стали временем становления Царёва как актера. В 1931 году он вернулся в Ленинград, в Академический театр им. А. С. Пушкина, на прославленную Александринскую сцену. Потом была работа в театре В. Мейерхольда, где он блистательно сыграл Армана Дюваля в «Даме с камелиями» А. Дюма и Чацкого в «Горе от ума» А. Грибоедова. И – полвека служения Малому театру.

Но о Симферополе, о драматическом театре он никогда не забывал и до самых последних дней интересовался творческими поисками крымских коллег.

В 1971 году, когда отмечалось 150-летие Крымского драматического театра им. М. Горького, Михаил Иванович прислал телеграмму:

«Для меня, тогда молодого человека, трудиться в этом замечательном коллективе было подлинным наслаждением. Хорошая труппа, режиссура, художники, атмосфера подлинного творчества, замечательный симферопольский зритель – в памяти остались самые светлые воспоминания».

 

Автор статьи
Людмила Касьяненко,
руководитель литературно-драматургической части

 

 

 

Дата публикации
27.12.2023
FancyBox