Айвазовский Габриэл Константинович
Айвазовский Габриэл Константинович

1812–1880

архиепископ

 

Габриэл Константинович Айвазовский.
Художник И. К. Айвазовский, 1883 г.
Источник: https://pobedagazeta.ru/

Он родился в 1812 году от бедных родителей армян в г. Феодосии (Таврическая губерния) и крещен в местной армяно-григорианской церкви Св. Георгия. Первоначальное обучение получил в армянском приходском училище и в Феодосийском уездном училище. Затем, когда ему минуло 13 лет, отдан был родителями в учение армяно-католическому аббату Минасу Медичи, принадлежащему к монашескому братству мхитаристов, жившему тогда в г. Карасубазаре и пользовавшемуся среди армян большой известностью, как учитель юношества и народный писатель. Он обещал отцу молодого Айвазовского, что если признает сына его способным к наукам, то отправит его в Венецию для помещения в находящуюся там при монастыре мхитаристов академию Св. Лазаря. Так он действительно и поступил. Заметив в молодом Айвазовском необыкновенные способности и охоту к учению, он отослал его в 1826 году в Венецию.

Во время пребывания своего и учения в академии при богатых научных средствах монастырской библиотеки и города Венеции вообще юноша Айвазовский успел приобрести обширные сведения в науках, преподававшихся несколькими учеными и опытными профессорами, в числе которых был и известный аббат Ошер или Авгариан, у которого Байрон учился древнеармянскому языку. В 1830 году Айвазовский был пострижен в монахи и причислен к братству мхитаристов, а в 1834 году возведен в сан священника.

Богословские науки и изучение древних и новых языков составляли предмет специальных занятий молодого иеромонаха Айвазовского, и рвение, с коим он предавался наукам, равнялось только его блестящим способностям, в особенности лингвистическим. Находясь в монастыре, он успел изучить основательно двенадцать языков, не считая своего родного, а именно: греческий, латинский, еврейский, санскритский, арабский, персидский, турецкий и, конечно, в совершенстве – древнеармянский. Из новых европейских языков он владел вполне итальянским, французским, немецким и английским. Русский язык теоретически он знал довольно хорошо и писал на нем совершенно правильно, изъяснялся по-русски не вполне свободно, тогда как по-французски и по-итальянски говорил как природный француз или итальянец. В лингвистике и в филологических познаниях он не имел себе соперника в среде мхитаристов, между которыми изучение языков развито вообще в сильной степени.

Самый деятельный период жизни и ученых, и литературных трудов Гавриила Айвазовского в венецианском монастыре мхитаристов начался с 1837 года. Он здесь в течении 12 лет выполнял профессорские обязанности по преподаванию наук в академии Св. Лазаря и одновременно принимал самое живое и деятельное участие в предпринятых в то время обществом мхитаристов обширных научных изданиях. В то же время он написал и издал в свет отдельно несколько своих сочинений...

В 1849 году Гавриил Айвазовский был назначен руководителем преподавания наук (prefet des etudes) в известном армянском Муратовском училище (college armenien Mou rat de Paris), учрежденном в Париже за счет средств, завещанных в Индии мадрасским армянином Самуилом Муратом... Но вскоре против деятельности Айвазовского в Париже воздвигнуты были сильные интриги католическими монахами, восставшими против него...

С этой поры для Гавриила Айвазовского началось время тяжких невзгод и непрестанных преследований, шедших как прямо от Римской курии, так и от ультрамонтанской партии католического духовенства в Париже, а затем и от самих мхитаристов. Целый ряд этих гонений вынудили наконец Айвазовского не только оставить Муратовское училище, но и отделиться от общины мхитаристов (и, следовательно, отделиться и от католичества) и подчинять себя юрисдикции Эчмиадзинского патриаршего престола, возвратившись, таким образом, снова к армяно-григорианской церкви, в которой он был рожден... Таким образом, Гавриил Айвазовский в 1857 году возвратился в Россию...

Еще до переезда своего в Россию господин Айвазовский основал в Париже учебно-литературный журнал «La Colombe du Mossis» («Голубь Масиса»), который издавал на армянском и французском языках в 1855–1857 гг. в Париже. В 1858 году с возвращением своим в Россию перенес этот журнал в Феодосию, куда перенесена была им из Кишинева и епископская кафедра вверенной его управлению Нахичевано-Бессарабской епархии. В Феодосии Айвазовский продолжал издавать журнал этот под названием «Радуга» уже на языках армянском, русском и французском.

Преследование тех же высоких целей о просвещении народа составляло главный предмет заботливости и деятельности Гавриила Айвазовского и с переездом его в Россию. Здесь, казалось ему, он стал на более твердую почву, на почву, более благоприятную для достижения названных целей. Здесь на первом плане стояло у него учреждение образцового училища для армянского юношества, где-либо на юге России, в таком пункте, из которого были бы незатруднительные отношения с нашими закавказскими провинциями, с Турцией и Персией, то есть с теми странами, в которых более всего поселены армяне. Таким пунктом удачно выбран в Крыму город Феодосия. Учреждение на юге России общеобразовательного заведения для армянского юношества не могло не входить в виды правительства, поскольку училище такого рода могло бы оказывать благотворное влияние не только на армян русскоподданных, но и на армян на Востоке. И потому по ходатайству Гавриила Айвазовского дозволено было с Высочайшего соизволения учредить в Феодосии для молодых людей из армян «без различия места их родины и происхождения» училище, и при этом было предоставлено ему по званию управляющего епархией право употреблять на устройство и содержание названного училища часть капиталов и доходов церквей вверенной его управлению епархии.

Но эта часть церковных капиталов и доходов, предоставленная в бесконтрольное распоряжение архимандрита Гавриила Айвазовского, была весьма малозначительной для исполнения задуманного им дела, а вопрос о материальных средствах для осуществления его предначертаний все-таки продолжал представлять для него главнейшее затруднение и сильно озабочивал его. При таких обстоятельствах и в том же 1858 году, когда им получено было разрешение на учреждение училища в Феодосии, архимандрит Гавриил встретился с известным в армянском мире богатым армянином из Нахичевани на Дону Артемием Халибовым. Узнав, что Айвазовский имеет Высочайшее разрешение на учреждение особого училища для армян, Халибов предложил ему пожертвовать для этой цели 50 тысяч рублей, но с тем условием, чтобы училище было названо по его имени Халибовским... Он принял предложение Халибова и исходатайствовал у правительства разрешение о наименовании училища «Халибовским».

Армянское Халибовское училище. Дореволюционная открытка
Источник: https://sobory.ru

Не теряя времени, Айвазовский приступил к делу и повел его с такой изумительной энергией, не щадя ни своих сил, ни здоровья, что «Армянское Халибовское училище» в Феодосии было торжественно открыто в октябре того же 1858 года при пятидесяти воспитанниках.

Нельзя не удивляться той неусыпной деятельности, трудам и усилиям, которые пришлось употреблять Айвазовскому при учреждении Халибовского училища. Здесь нужно было все организовать, здесь приходилось ему все создавать вновь, начиная с учебников, которых не существовало вовсе по многим предметам преподавания. Нужно было устроить и часть учебную, и часть экономическую. И он составляет учебники, печатает их в прекрасно устроенной при Халибовском училище типографии, управляет этим училищем и сам преподает в нем некоторые предметы. При этом издает интересный журнал, для которого сам много пишет, издает некоторые важные книги, например «Эгише армянского историка V века». И не нужно забывать, что в то же время он управляет обширной епархией и часто говорит проповеди в церквах в назидание народа.

...Кроме того, Айвазовский завел в Феодосии армянское училище для девиц и открыл при Халибовском училище «Воскресные беседы» для народа, на которых предлагались малоразвитым слушателям объяснения главных основ религии и нравственности, популярные чтения по некоторым естественно-научным предметам.

Типография Халибовского училища работала весьма деятельно по печатанию разного рода книг и преимущественно книг, имеющих целью просвещение народной массы. Печатавшийся здесь журнал «Радуга» преследовал неуклонно ту же самую цель. Начиная этот журнал в Париже, Гавриил Айвазовский писал:

«Наше единственное желание, наша единственная надежда заключаются в том, чтобы свет наук озарял умы армянского народа, чтобы воспиталось сердце его и украсилось всеми добродетелями гражданскими, чтобы земледелие, промышленность и торговля развивались среди него и обогащали бы его своими плодами, чтобы он отличался преданностью державам, ему покровительствующим, и успел бы заслужить симпатии тех народов, среди которых живет теперь».

И в самом деле, это было единственное желание и надежда, и единственная цель этого редкого человека. И не умри так скоро патриарх Нерсес V, Гавриил Айвазовский продолжал бы беспрепятственно свою благотворную деятельность для народа и, быть может, увидел бы результат осуществления некоторых из своих надежд. Но его несчастье, патриарх Нерсес вскоре после переезда его в Россию скончался, и на его место Эчмиадзинского патриарха был избран один из армянских прелатов Турции, архиепископ Матеос, человек безо всякого образования и развития в умственном отношении. Со вступлением его на патриарший престол для архиепископа Айвазовского начался новый ряд гонений и преследований. Патриарх Матеос увидел в Айвазовском какого-то антагониста себе, а в его деятельности и всеобщей известности – какое-то унижение своему патриаршему достоинству, и обвинял Айвазовского перед правительством в неуважении к себе и в неповиновении патриаршей власти. Правительство долго защищало и поддерживало Айвазовского, но под конец, из видов политических, должно было стать на сторону патриарха. Восемь лет длилась эта неровная борьба, и Айвазовский должен был наконец уступить силе и власти, устраниться как от управления епархией, так и от руководства Халибовским училищем...

Со смертью патриарха Матеоса новоизбранный патриарх Кеврорк IV вызвал Айвазовского в Эчмиадзин и рукоположил его в епископа, а вскоре затем возвел и в сан архиепископа. Но тем не менее он оставался без всякого дела. И только в 1875 году, когда архиепископ Айвазовский ходатайствовал о дозволении ему отправиться в Иерусалим на поклонение святым местам, патриарх Геврорк IV пригласил его занять место ректора духовной академии, вновь учрежденной тогда в Эчмиадзине, и в то же время сделал его начальником Грузино-имеретской епархии.

На должности ректора духовной академии архиепископ Айвазовский также немало потрудился, желая придать этому новому заведению правильную организацию и установить в нем правильную систему преподавания. Но и тут труды его не встретили поддержки и участия со стороны других членов Эчмиадзинского духовенства, и потому архиепископ Айвазовский сложил с себя в 1879 году все обязанности по должности ректора академии и заведовал только делами вверенной его управлению епархии, живя в Тифлисе. В звании начальника Грузино-имеретской епархии он и скончался скоропостижно 8-го апреля 1880 года в здании армянского Ванкского собора или монастыря.

Представленный нами беглый очерк жизни и деятельности архиепископа Айвазовского, мы думаем, доказывает ясно, что мы имели право назвать его сеятелем просвещения... Имя Айвазовского, во всяком случае, сохраняется в памяти народа и истории как имя деятеля, который стремился к тому, чтобы способствовать благосостоянию своих единомышленников, их умственному развитию и нравственному достоинству, и который притом был бескорыстен, как все великие сердца, до святости. Как он жил в бедности, так и умер бедняком.

 

Из некролога Гр. Караулова,
помещенного в журнале
«Записки Императорского Одесского общества
истории и древностей»

 

 

Список использованных источников:
  1. Караулов Г. Некролог / Гр. Караулов // Записки Императорского Одесского общества истории и древностей. – 1881. – Т. 12. – С. 435–443.

 

 

Дата публикации
20.04.2023
FancyBox