Караньская церковь во имя святых Константина и Елены (Флотское)
Источник: http://сгнкц.рф/files/sevastopol-mnogonatsionalnyy-4-2019-42.pdf

 

В трех километрах к западу от Балаклавы расположено окруженное горными высотами селение, которое на протяжении многих веков носило красивое название Карань (ныне – Флотское). Достопримечательность села – здание Караньской церкви во имя святых Константина и Елены. Ее название связано с императором Константином I Великим (ок. 272–337), как известно, в свое время объединившим обе части Римской империи и также разрешившим свободное исповедание христианства, а также с его матерью Флавией Юлией Еленой Августой (ок. 250–330), которая за свою деятельность по распространению христианства была канонизирована в лике равноапостольной.

Архивные документы свидетельствуют о том, что за свою более чем 240-летнюю историю церковь во имя равноапостольных святых Константина и Елены не раз пережила забвение, разрушение и восстановление. Первое упоминание о селении Карань датируется началом XVI в. По свидетельству историка А. В. Ефимова, в списках переписей населения (1512–1520 и 1542/1543 гг.), хранящихся в Центральном османском архиве Стамбула, сообщается, что в 1520 г. в Карани имелось 4 двора мусульман; христиан 25 дворов, а также холостяков 1 двор, вдов 2 двора. В 1542–1543 гг. – 8 дворов мусульман; христиан: 16 дворов, вдовы 1 двор, холостяков 11 дворов. В 1634 г. было учтено 34 двора христиан. Из них одна семья переселилась из Чоргуня, одна – из Кадыкоя, две семьи – из Инкермана. В 1651–1652 гг. подушный ежегодный налог с немусульман (джизйе) собирался с 10 дворов. В любом случае, наличие христианской общины в Карани предполагало наличие храма.

Селение Карань, 1783 г.
Художник М. М. Иванов
Источник: http://сгнкц.рф

Вид деревни Карани в 1783 г. запечатлел прикомандированный к князю Г. А. Потемкину художник Михаил Матвеевич Иванов (1748–1823). По случаю присоединения полуострова к России он был направлен в Крым, отличавшийся удивительным многообразием ландшафтов. Среди многочисленных акварельных рисунков из путевого альбома художника – романтические пейзажи окрестностей Георгиевского монастыря и Балаклавы. На одном из листов с надписью «Кара. Деревня» – маленькое село с домиками под черепичными крышами, уютно расположившееся среди холмов.

В самом раннем источнике после присоединения Крыма «Ведомости о числе церквей христианских в Крымском полуострове, целых и разрушенных», составленной 17 декабря 1783 г., значится «В Каранне – 2», в графе разрушенных стоит прочерк. Вместе с тем в «Ведомости какое число во всем Крымском полуострове находилось кадылыков и в каждом кадылыке какие христианские деревни и полных дворов. И как в оных, также и в городах, какие церкви и служащие, или разоренные. А в служащих какое число священников было, значит ниже сего. Декабря 14 дня 1783 года» указано: «Село Корсань (так в документе – прим. авт.) – Церковь царя Константина» – 1 священник, 60 дворов. Вероятно, в ведомости, где указаны две церкви в Карани, допущена ошибка, или указана церковь Балаклавского Георгиевского монастыря. Но данный источник подтверждает, что церковь существовала еще до присоединения Крыма к России. Аналогичное подтверждение мы находим в работе епископа Гермогена «Таврическая епархия», который указывает, что церковь была построена ранее 1779 г.

По сведениям прихожан и причта, Караньская Константино-Еленинская церковь была построена в 1775 г. Эта дата приводится также в статистико-хронологико-историческом описании Таврической епархии, составленном кафедральным протоиереем М. Родионовым, изданном в 1872 г. Однако севастопольский историк А. В. Иванов полагает, что церковь основана до 1475 г., так как турецкой администрацией пресекалось строительство культовых зданий иных конфессий, в то же время ремонт и перестройка имеющихся храмов общинам не возбранялась. Это условие неизменно оговаривалось в султанских фирманах при вступлении в должность очередного крымского митрополита.

После переселения христиан из Крыма в 1778 г. селение Карань практически осталось без жителей и служителей культа. Но впоследствии часть жителей возвратилась из Приазовья и, кроме того, греческую общину пополнили военнослужащие Греческого войска и члены их семей. Имеются сведения о пожаре здания церкви в 1801 или 1802 г. и его последующем восстановлении.

В 1804 г. караньские жители в числе около 200 человек начали обращаться в Перекопское духовное правление и даже непосредственно в Екатеринославскую духовную консисторию с просьбой «возобновить и снабдить священником, дабы они не лишились слова Божия и христианских треб». Просили священника «греческой нации, поелику мы другого языка не знаем». Епархиальное начальство назначило следствие и прописало резолюцией Перекопскому духовному правлению: «Подать справку почему нижеписанная церковь оставлена без священника и без антиминса и долго ли в таком состоянии находиться».

После нескольких обследований епархиальному начальству было доложено, что церковь маленькая, сделанная наподобие избы, вся вросла в землю, стены начали разрушаться, а черепица поломана. 16 ноября 1804 г., рассматривая этот вопрос на заседании Екатеринославской духовной консистории, указывалось, что жители согласны за свой счет отремонтировать церковь, а также «собственным своим иждивением» содержать священника.

Консистория, располагая сведениями о том, что вблизи Карани находятся Камарская св. Марининская, Кадыковская св. Троицкая и Балаклавская св. Николаевская церкви, а также Балаклавский Георгиевский монастырь, предложила церковь упразднить, что и было сделано указом Екатеринославской духовной консистории 30 ноября 1806 г. Церковь опечатали, а прихожан приписали к Камарской церкви св. Марины.

В вопросе об истории Константино-Еленинской церкви, безусловно, вызывает интерес записка архиепископа Гавриила (1848 г.), содержащая информацию о строительстве в селении Карань около 1833 г. церкви Вознесения Господня, однако более поздние источники опровергают эти сведения. Вероятно, была проведена реконструкция здания с использованием классических архитектурных элементов с последующим переосвящением во имя Вознесения Господня. Преподобный епископ Гавриил – единственный автор, упоминающий подобное название Караньской церкви. Следует также отметить, что в Караньской церкви хранилась икона свв. Константина и Елены, принадлежавшая ранее Балаклавскому греческому пехотному батальону. По преданию, икона была вывезена переселенцами из Афона в конце ХVIII в., но документально это не подтверждается. К сожалению, дальнейшую судьбу этой святыни установить не представляется возможным.

Вероятно, одновременно со строительством церкви рядом с ней возникло и кладбище, в метрических книгах отмеченное как «приходское кладбище селения Карань». В наши дни практически не осталось следов старых захоронений. Лишь в отдаленных уголках некрополя можно отыскать чудом сохранившиеся надгробия XIX в.

Деревня Карань близ Балаклавы.
The Illustrated London News. June 9, 1855. P. 284
Источник: http://сгнкц.рф

Накануне Крымской войны Караньскую Константино-Еленинскую церковь приписали к Кадыковской Троицкой церкви, в которой исполнялись все христианские требы, как-то: крещение, венчание, отпевание жителей Карани. В рапорте Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического, направленном в Святейший Правительствующий Синод в 1860 г., указывалось, что богослужения в Караньской Константино-Еленинской церкви совершались до октября 1855 г., а церковь «по выходе из деревни жителей, занята казенным неприятельским складом, сама церковь, так и все почти здания в деревне Карани находятся в целости». О том, что церковь не пострадала в период Крымской войны, свидетельствует и литография с видом деревни Карань и Константино-Еленинской церкви, опубликованная в английском журнале «Illustrated London News» в 1855 г.

По сведениям причта, Караньская Константино-Еленинская церковь «тщанием прихожан возобновлена и освящена 6 августа 1856 года». Но правильнее будет сказать об освящении церкви после осквернения, а не разрушения.

После окончания Крымской войны в приходе насчитывалось 166 прихожан-мужчин, 179 женщин, количество дворов составляло 41 2/4. Причт церкви состоял из священника и дьяка, но «ныне состоит налицо один только священник Михаил Михо». Затем священническую должность в Константино-Еленинской церкви занимал священник о. Яни (папа-Яни), а в 1857 г. священником к церкви временно был определен иеромонах Никифор Каламатус. Но поскольку он не был российским подданным и не знал русского языка, то вскоре уволился и уехал за границу.

Караньская Константино-Еленинская церковь являлась приписною к Кадыковской Троицкой церкви до 1862 г., а затем вместе с Кадыковской Троицкой церковью была приписана к Балаклавской Николаевской церкви. Это было связано с немногочисленным количеством прихожан в селениях и их бедностью. К тому же в 1859 г. был упразднен Балаклавский греческий пехотный батальон, что в свою очередь привело к «затруднению содержания причта». Самостоятельной Караньская Константино-Еленинская церковь стала только в 1866 г.

15 ноября 1860 г. благочинный протоиерей Александр Демьянович обратился в Таврическую духовную консисторию с ходатайством о назначении жалования причтам церквей, которые пострадали в период Крымской войны и не могут в полной мере содержать священников. Помимо Балаклавской, Кадыковской, Камарской и Лакской церквей, указывалась и Караньская. Консисторией было подготовлено обращение в Святейший Синод о назначении в эти церкви по одному священнику и причетнику с жалованием от казны по 96 руб. на причт.

В 1860 г. балаклавский мещанин Георгий Христодуло пожертвовал церкви 1 десятину 520 саженей земли. В 1877 г. количество земли увеличилось на две десятины хлебопахотной земли, пожертвованной вдовой отставного унтер-офицера Софией Николаевной Бамбука.

«По крайней скудости средств содержания в Караньском приходе» священники не задерживались долго на должности, к тому же пришел в негодность небольшой каменный дом для священника, «за своим давним существованием <…> неудобен для жилья – холодный и сырой».

В ведомости о приходе за 1911 г., представленной в консисторию, указывалось, что число дворов (хозяйств) в Карани насчитывается 54 ½, из них 3 двора дворян, 1 ½ крестьян, остальные – мещан. Всего прихожан 405 человек. К этому времени увеличилось казенное жалование, которое составляло 392 руб. и общественное – 480 руб. в год. Около 100 руб. поступало от кружечного сбора, около 400 руб. – свечного дохода.

Церковь св. Константина и Елены с деревянной колокольней.
Фото 1913 г.
Источник: http://сгнкц.рф

Благочинный церквей Севастопольского округа священник Павел Пересыпкин, подавая рапорт преосвященному Дмитрию, епископу Таврическому и Симферопольскому, с обозрением церквей за 1912 г., отмечал лишь, что в Константино-Еленинской церкви происходит «обветшание антиминса», и предложил его заменить. О том, как выглядело здание церкви в этот период можно судить по фотографии, сделанной в 1913 г. Это, пожалуй, единственное известное историческое изображение Караньской церкви св. Константина и Елены.

Церковная жизнь кардинально изменилась после смены государственного строя. Декрет советской власти «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», изданный в 1918 г., стали внедрять лишь после установления советской власти в Севастополе в ноябре 1920 г. В этот же год в результате муниципализации строений у Константино-Еленинской церкви были изъяты 2 дома и сарай. Дом, состоящий из 6 комнат, передали под избу-читальню.

В 1923 г. религиозное общество Константино-Еленинской церкви подало на регистрацию свой устав. В описи недвижимого имущества, представленной в органы власти, указывалось «каменное здание, имеющее одну дверь и шесть оконных проемов, одноглавое, подвального помещения нет». В графе «другие постройки» указывался одноэтажный, однокомнатный домик-сторожка и деревянная колокольня с четырьмя колоколами. В описи церковного имущества значились: два Евангелия – на русском языке в металлическом переплете, на греческом – в серебряном, 2 настольных серебряных креста, 3 дарохранительницы (серебряная, вызолоченная и походная), 3 серебряные иконы и 60 деревянных, 16 лампад, 4 хоругви (2 металлических и 2 полотняных) и др. В церкви была круглая медная печать, которая была изъята органами власти, чтобы не использовалась для выдачи метрических записей, так как эти функции были переданы ЗАГСам. В специальной ведомости о наличии из золота, серебра и драгоценных камней приходской совет указал все изделия из серебра.

28 сентября 1923 г. представитель Балаклавского Совета А. Баранов в присутствии члена приходского совета К. П. Целио и Х. Христодуло осмотрели имущество церкви и обнаружили не внесенную в опись часть имущества, о чем был составлен акт. Еще некоторые вещи хранились дома у прихожан в связи с боязнью кражи. В церкви не было ни священника, ни псаломщика. Богослужение проводили иеромонахи Балаклавского Георгиевского монастыря.

В конце 1923 г. из Украины в Севастополь приехал священник Василий Луговенко, который в феврале 1924 г. возглавил приход. Караньское религиозное общество состояло из 71 члена. Председателем приходского совета был Дмитрий Константинович Бамбука, церковным старостой – Кузьма Павлович Целио. Членами совета были греческие подданные садовладельцы Ефим Иванович Чубари и Антон (Ангели) Иванович Бизони. Все члены приходского совета, заполняя в анкетах графу «Какой партии сочувствуете», указали – коммунистической. Образование, по их сведениям, у всех было низшее, почти все окончили земскую школу. Но все они указали, что знают три языка: греческий, русский и татарский.

Крупномасштабная антирелигиозная работа, проводившаяся в стране на протяжении 1920-х гг., закончилась изданием постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях». Правительство Крыма откликнулось своим декретом и инструкцией НКВД от 30 ноября 1929 г. «О порядке проведения перерегистрации религиозных объединений в Крыму». Это был сугубо политический акт, направленный на ограничение деятельности религиозных обществ. Именно в этот период многие религиозные общества отказались от дальнейшей аренды культовых храмов и не проходили перерегистрацию. Среди некоторых других Караньское религиозное общество прошло перерегистрацию, и церковь осталась действующей. Однако, в конечном итоге, это не помогло избежать ликвидации. Постановлением КрымЦИКа Караньская во имя свв. Константина и Елены церковь ликвидирована в 1933 г. Ее здание в советский период использовалась как клуб и кинозал.

Общий вид церкви.
Фото 1980-х гг.
Источник: http://сгнкц.рф

В середине 1980-х гг. к.и.н. А. В. Иванов составил описание состояния Константино-Еленинской церкви, планы южного и западного фасадов, а также выполнил фотофиксацию храма. По типу здание относится к церквам зального типа средних размеров. Апсида храма глухая, ориентирована на восток и имеет внутренний радиус около 2,5 м. Плечи храма слабо выражены, т.к. постройка стоит на слабом грунте. Стены здания невысокие. Кладка выполнена из разномерных известняковых блоков. По периметру здания устроен профилированный каменный карниз. В 4 м от северной стены храма устроена крепида из грубо отесанных блоков среднего размера на известковом растворе. Южная и северная стены имеют по три прямоугольных окна, украшенных треугольными сандриками. С западной стороны к зданию церкви примыкает портик из четырех колонн ионийского ордера, поддерживающих узкий архитрав и небольшой фронтон.

В период использования здания под клуб и кинозал старый вход и промежутки между колоннами заложили. В образовавшемся помещении оборудовали киноаппаратную. Вместо среднего окна южной стены устроили входную дверь. Здание перекрыто двухскатной стропильной кровлей.

В 1990 г. церковь в с. Флотском была внесена в перечень памятников архитектуры и градостроительства местного значения. Статус памятника подтвержден Постановлением Правительства Севастополя от 11.08.2016 г. №790-ПП «Об отнесении объектов культурного наследия к объектам культурного наследия регионального значения и выявленным объектам культурного наследия». К сожалению, еще в 1990 г. памятник был поставлен на учет под ошибочным названием «Церковь Вознесения», упоминаемым лишь в работе Гавриила. Нуждается в уточнении и указанная дата постройки – начало ХΙХ в.

В начале 1990-х гг. правительством Украины многие культовые сооружения были возвращены религиозным общинам. В 1994 г., спустя 61 год после ликвидации, восторжествовала духовная и историческая справедливость – Константино-Еленинская церковь в Карани была вновь освящена, и в ней возобновились богослужения. В настоящее время храм отремонтирован.

Здание Караньской Константино-Еленинской церкви является культурно-историческим достоянием, связанным с религиозной самобытностью одного из старожильческих народов Крыма, и заслуживает пристального внимания со стороны органов власти, специалистов и общественности.

Не забывают о старинной церкви и севастопольские греки. Они ежегодно собираются здесь 3 июня на престольный праздник в День святых Константина и Елены. А в 2006 и 2008 гг. в селе побывала большая делегация жителей мариупольской Карани (с 1946 г. – село Гранитное). Среди нынешних жителей Гранитного есть и потомки выселившихся в 1778 г. из крымской Карани греков. Вновь звучали на сельской площади старинные греческие мелодии и песни на урумском языке. Мариупольцы помнят о своих корнях, сохраняют язык предков и хотят вернуть своему селу историческое название – Карань.

 

Местоположение: г. Севастополь, с. Флотское, ул. Пролетная, д. 1

 

Автор статьи
Наталья Терещук

 

 

Список использованных источников:
  1. Терещук Н. Караньская церковь во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены / Н. Терещук. – Текст : электронный // Севастополь многонациональный. – 2019. – № 4. – С. 26–30 : цв. фот. – URL: http://сгнкц.рф/files/sevastopol-mnogonatsionalnyy-4-2019-42.pdf (дата обращения: 06.02.2022).

 

 

 

Дата публикации
06.02.2022
FancyBox