Иоанн Готский
Иоанн Готский

ок. 720–791

епископ

 

Иоанн Готский
Источник: https://ok.ru

Практически вся информация об Иоанне Готском содержится в его «Житии», сохранившемся в трех рукописях X, XI и XVI веков. Согласно рукописям, Иоанн родился не позднее начала 20-х гг. VIII века в Партените и был долгожданным ребенком Леонида и Фатимы (по другим источникам – Лев и Фотина). В благодарность за посланную милость родители с самого детства воспитывали мальчика в христианском благочестии. Житие святого повествует, что уже в раннем возрасте Иоанн решил посвятить свою жизнь служению и прославлению Бога.

О знаменитом проповеднике православия в Готии, которая охватывала в раннее средневековье значительную часть Юго-Западного, Горного и Южного Крыма, писал позднее грузинский летописец:

«Духовно и телесно достигши возраста архиерейского и служения, Иоанн, по избрании народом в архипастыри, отправился к картвельскому (Иверия) католикосу и получил рукоположение во епископа (758 г.)... По смерти Константина и Льва он явился к императрице Ирине и, уладив дела христиан, вернулся обратно в Готию, где перенес много бедствий от владетелей Хазарии».

Вернувшись на родину, Иоанн застал свое Отечество в беде. Около 787 года на Готию напали воинственные племена хазар (тюркоязычные народы дагестанского типа), которые толпами уводили христиан в плен. Известно, что святой Иоанн возглавил восстание своего народа против хазар, захвативших большую часть Крыма и всю территорию до Днепра. Однако далеко не все местное население поддержало восставших. Жители одного из местных селений выдали епископа Иоанна хазарам. Узнав об этом, остальные восставшие сдались на милость хазарского правителя-кагана. Успешное вначале, восстание закончилось победой могущественного хазарского каганата. Святой Иоанн был заточен в крепость на Чуфут-Кале, из которой ему удалось бежать и укрыться в Амастриде (портовый центр в Пафлагонии – приморской области на южном побережье Черного моря). Через четыре года, узнав о смерти кагана хазар, он предсказал и свою собственную смерть, сказав:

«И я, братия мои, отхожу по истечении 40 дней и буду судиться с гонителями моими пред судиею и Богом».

Греческая надпись 1427 г.

И действительно, 26 июня 791 года, через 40 дней, согласно своему предсказанию, святой Иоанн предал душу в руки Божьи. В последний путь неустрашимого проповедника провожал Георгий, святейший епископ Амастридский, и весь город с фимиамом и свечами – до самого корабля, на котором было перевезено его тело из Греции в Партенит. Житие описывает этот процесс как чудо:

«Произошло и некое чудо в (особенной) скорости его переправы. Ибо упокоился он 26 (числа) июня месяца, и, отплыв 27, 29 поспел к всенощной в монастырь Святых Апостолов».

Там, на своей родине, около Аю-Дага, святой Иоанн и был погребен в устроенном им же самим монастыре Святых апостолов Петра и Павла. К сожалению, он не сохранился до наших дней.

Развалины монастырского храма, сооруженного епископом Иоанном, были открыты при археологических раскопках в 1907 году. Тогда же обнаружена и гробница святого Иоанна, но она оказалась пустой. Н. И. Репников предположил, что ввиду «разрушения и разграбления гробницы иноверцами» останки святого могли быть перенесены в другое место, которое до сих пор неизвестно.

После археологических раскопок было выдвинуто предположение, что храм погиб в результате пожара в конце X века, и только в середине первой половины XV века, при князе Алексее, «владетеле города Феодоро», он был восстановлен на фундаментах первого.

Во второй половине XV века Готию завоевали турки. Партенит обезлюдел, стал разрушаться и монастырский храм. Так и стоял он в руинах, вероятно, до XVI века, когда вновь был восстановлен. Внутреннее убранство нового, теперь совсем небольшого храма мало заботило строителей. Даже надпись Митрополита Даминиана 1427 года, гласящая о восстановлении храма, воздвигнутого «архиепископом города Феодоро и всей Готии Иоанном Исповедником», была заложена в пол как простой камень. Лучшего применения ему не нашли. На месте некогда цветущего города остался небольшой рыбацкий поселок. И несмотря на то, что население здесь в основном было татарское, в поселке построили скромный православный храм. Он был настолько мал, что походил скорее на часовню, а скромное убранство красноречиво говорило о малочисленности и бедности его прихожан.

Памятный знак около монастыря Петра и Павла
Источник: https://media-inform.com

В конце XVIII века храм в Партените снова пришел в запустение, ветшал и постепенно разрушался. Причиной стал массовый вывоз всех христиан Южного и Горного Крыма в приазовские степи. Многие христианские храмы в те времена были заброшены и пришли в упадок. Но еще в начале XX века возле руин монастыря Святых апостолов Петра и Павла православными проводились торжественные молебны. Со временем и руины сравнялись с землей. И только в 1998 году они были обнаружены сотрудниками Эрмитажа во время археологических раскопок.

В настоящее время небольшая часть развалин монастыря, частицы культуры средневековья, входит в мемориальный комплекс святого Иоанна Готского, покровителя Партенита, память которого церковь празднует дважды – 1 июня и 9 июля. На территории комплекса установлен памятник Иоанну Готскому. Освящение памятника провел в июле 1996 года архиепископ Симферопольский и Крымский Лазарь. Этот небольшой мемориал находится на территории санатория «Крым», напоминая жителям и гостям поселка о том далеком времени, когда Партенит был центром христианства на Южном берегу. Летом 2003 года здесь служили литургию. Присутствовавшие на богослужении говорят, что во время литургии на иконе святого Иоанна Готского появились капельки мирры...

В последние годы отмечаются попытки пересмотреть содержание «Жития Иоанна Готского», хронологию и историю готско-хазарских отношений. По мере исследования данного вопроса и появления новых и малоизученных фактов, формируются различные версии и трактовки событий, касающихся жизни святого.

 

 

Список использованных источников:
  1. Брагина Т. А. Путешествие по дворянским имениям Крыма : краткий исторический путеводитель / Т. А. Брагина, Н. В. Васильева. – Симферополь : ДОЛЯ, 2005. – 255 с., [8] л. цв. фот. : ил. + 1 л. слож. 12 с. – (Забытые имена). – Библиогр.: с. 246–249. – ISBN 966-8584-96-3.
  2. Кизилов М. Б. Крымская Готия: история и судьба / М. Б. Кизилов. – Симферополь : Наследие тысячелетий, 2015. – 352 с. – ISBN 978-966-648-302-0.
  3. Могаричев Ю. М. Православные святые средневековой Тавриды : учебное пособие / Ю. М. Могаричев. – Симферополь : Бизнес-Информ, 2012. – 240 с. : цв. ил. – Библиогр.: с. 239. – ISBN 978-966-648-302-0.

 

 

 

Дата публикации
08.10.2020
FancyBox