Евпаторийский театр им. ...
Евпаторийский театр им. А. С. Пушкина
Источник: http://karaimbook.com/

 

Несомненным поводом для строительства нового театра в Евпатории послужили два обстоятельства. Во-первых, в 1898 г. сгорело старое помещение для представлений (курзал) у старого бульвара. Дума образовала театральную комиссию с целью разработки типа театрального здания, исходя из реальных возможностей города. Во-вторых, в январе 1901 г. в городскую управу было подано заявление гражданина Евпатории Мордехая Симовича Сарача с предложением о пожертвовании 25 тыс. рублей на сооружение театра и народной аудитории. Сам жертвователь 17 февраля 1903 г. скончался.

Единое мнение о местоположении самой постройки у гласных городской думы (так до 1917 г. именовались депутаты) отсутствовало. Первоначально, 21 марта 1903 г., под театр отвели место напротив Азовского общества пароходства и торговли, там, где позже была возведена греческая церковь. 27 марта намечаемый участок переместили к западу, к мужской гимназии. Но, в результате долгих споров, 29 ноября предпочтение отдали участку, расположенному напротив дома евпаторийского купца Федора Христофоровича Овчинникова.

В результате состоявшихся 25 июня 1904 г. торгов осуществление проекта (сумма 44 394 руб.) утвердили за архитектором Павлом Яковлевичем Сеферовым. Однако дума продолжала дебатировать вопрос о месторасположении театра и финансировании его строительства, в результате практическое выполнение проекта откладывалось на неопределенное время.

Споры продолжались до 1906 г. 3 мая городским головой Евпатории назначили Семена Эзровича Дувана, который предложил построить театр западнее старого города, где вокруг него сформируется новый город, здание будет хорошо просматриваться со всех сторон, а возле него можно разбить сквер. Уже 7 сентября того же года через думу провели решение об ассигновании на постройку театра, помимо пожертвований М. С. Сарача, еще 55 тыс. рублей (всего, таким образом, на строительство финансировали свыше 80 тыс. рублей). Окончательно определив для него место – между Шакаевским садом и дачами, – решили приступить к разработке проекта и сметы расходов.

Открытка. Начало XX в.
Источник: http://andcvet.narod.ru/

В результате объявленного конкурса 4 июля 1907 г. было представлено три самостоятельных проекта здания. Их авторы — городской архитектор Адам Людвигович Генрих, свободный архитектор Павел Яковлевич Сеферов и петербургский инженер Сима Исаакович Минаш. Поскольку все эти проекты имели недостатки, евпаторийским архитекторам предложили разработать новый совместный проект с учетом всех высказанных замечаний. Несмотря на различные подходы к архитектурным стилям,  переработанный совместный проект подготовили в рекордно короткий срок – менее чем за месяц, и уже 3 августа 1907 г. дума приняла решение о начале строительства.

Здание строго симметрично, его план геометрически прост и удобен, в нем предусмотрены все необходимые подсобные помещения, включая буфет, мастерскую художника-оформителя и другие службы. Евпаторийское театральное здание – четырехъярусное, рассчитано на 630 мест (партер – 312, бельэтаж с ложами – 134, галерея – 184).

Вероятно, строительство театра шло настолько успешно, что в очередном издании популярного путеводителя Г. Москвича за 1909 г. было объявлено о сооружении к летнему сезону лучшего в Крыму театрального здания. Однако чем ближе к завершению подходили работы, тем большие обвинения и нападки совершались со стороны гласных на городского голову С. Э. Дувана.

В процессе более чем двухлетнего строительства и в связи с необходимостью сокращения затрат пришлось несколько отступить от первоначального замысла архитекторов, что, безусловно, отразилось на выразительности постройки, но вместе с тем здание приобрело более строгие, без излишеств, очертания. Безусловно, все эти отступления в какой-то мере обеднили сооружение, но не снизили (хотя и упростили) целостность его объемного восприятия.

В итоге внесенных в проект изменений Евпаторийский театр из неоклассической постройки превратился в яркий образец антикизированного модерна, характерного для юга России, особенно Крыма, с его культурными традициями и античными реминисценциями. Театральное здание Евпатории было обнесено оградой. На ее каменном основании возвышалась металлическая решетка, состоящая из стержней с острым навершием и связывающим их стилизованного меандра. В советское время ограду сняли и перенесли в ботанический сад, где находится там и ныне.

В действительности постройка театра, вместе с освещением и оборудованием, мебелью и декорациями обошлась городу в 180 тыс. рублей, из которых 150 тыс. ассигновала Городская дума, а остальные средства завещал М. С. Сарач.

20 апреля 1910 г., на Пасху, состоялось торжественное открытие Евпаторийского городского театра оперой М. И. Глинки «Жизнь за царя». Ее исполнили артисты Мариинского театра.

Создатели театра и жертвователь средств не были обойдены вниманием: их имена запечатлели на мемориальной доске, к сожалению, не сохранившейся до наших дней. Там же указали и сроки строительства, и понесенные затраты.

Евпаторийский театр сразу приобрел популярность в стране. Вскоре после его открытия управа была буквально завалена телеграммами и письмами с предложением об аренде театрального здания, запросами на выступление столичных трупп (к примеру, императорских театров – с режиссером Долиновым, Санкт-Петербургского балета, Московского Художественного театра и других). У городских властей появилась возможность выбирать наиболее приемлемые для Евпатории варианты. В год, согласно контрактам с антрепренерами, ставили до 120 спектаклей; в курортный период театр работал ежедневно. Такой расцвет театральной жизни привлек в Евпаторию корреспондентов южнорусских газет, они просили предоставить им постоянные места в зале для регулярного освещения постановок в прессе. Театральная комиссия ходатайствовала перед думой о предоставлении таковых городскому голове (ложа), одному из членов управы и самой комиссии и печати – «Южным ведомостям», «Крымскому вестнику» и «Евпаторийским новостям».

В статистическом справочнике «Города России в 1910 г.» отмечалось:

«По абсолютному числу городов, имеющих постоянные театры, на первом месте из губерний следует считать Таврическую (10 городов)».

В очередном выпуске за 1912 г. путеводителя Г. Москвича Евпаторийский театр назван красивейшим на юге России после Одесского и одним из лучших «как по архитектуре, так и по внутреннему устройству и оборудованию сцены».

Внутренний интерьер театра
Источник: http://karaimbook.com/

В годы Гражданской войны артисты во главе с В. И. Качаловым, отправившиеся на гастроли в Харьков, вернулись в Евпаторию и стали давать концерты, сбор от которых шел в пользу детей-сирот. В этих спектаклях принимали участие О. Л. Книппер-Чехова, Н. Н. Литовцева и др.

До 1937 г. театр не имел собственного названия – жители именовали его «городским». В 1937 г. в связи со столетним юбилеем великого поэта Александра Сергеевича Пушкина было принято решение назвать театр его именем.

Пережив две войны, театр подвергся реставрации уже после распада СССР. Количество мест увеличилось до 900, крышу восстановили, а количество лож уменьшили. Вокруг театра разбит Дувановский сквер, куда предусмотрен бесплатный вход.

В свое время в театр приезжали с выступлением многие известные личности. Среди них были Мария Савина, Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Евгений Вахтангов, Александр Вертинский, Антонина Нежданова. Здесь читал свои стихи Владимир Маяковский. Евпаторийский театр первым увидел сценическое рождение непревзойденной Фаины Раневской. Техническое устройство театра Пушкина пригодно для постановки пьес любого уровня и жанра. Поэтому программа театра насыщенная, несмотря на отсутствие постоянной труппы.

 

Адрес: г. Евпатория, Театральная площадь, д. 1
 

 

Список использованных источников:
  1. Заскока В. М. Караимы Евпатории : история, культура, архитектура : краткий очерк / В. М. Заскока, В. С. Кропотов. – Симферополь : Доля, 2009. – 216 с. : ил., фот. – ISBN 978-966-366-281-7.
  2. Кутайсов В. А. Евпатория : древний мир. Средние века. Новое время / В. А. Кутайсов, М. В. Кутайсова. – Киев : Стилос, 2007. – 283 с. – ISBN 978-966-8518-63-8.
  3. Сакун Н. В. Евпатория. Прошлое и настоящее / Н. В. Сакун. – Киев : Денеб, 2003. – 127 с. : ил.
 
 
 
Дата публикации
01.05.2020
FancyBox