Шеремет Вячеслав Михайлович
Шеремет Вячеслав Михайлович

1942–2001

архитектор, график

 

Вячеслав Михайлович Шеремет
Из фондов КРУНБ им. И. Я. Франко

Свою фамилию он выводил из тумана веков: «Шеремет», считал Вячеслав Михайлович, трансформировано из слова «сармат». Известные миру храбрые воительницы, амазонки, были сарматками. «Сарматку» с живописного полотна художника Дерегуса он считал чуть ли не своей прапрародительницей. Огонь сарматских бойцовских качеств, сквозь толщу тысячелетий через отца добравшийся до него, считал священным и пользовался его силой бескомпромиссно...

Родившийся в Киргизии, в семье военного летчика-парашютиста, дос­лужившегося до заместителя командира летной дивизии, опытнейшего инструктора в летно-парашютном деле (мать в юности тоже увлекалась парашютным спортом, тогда и познакомилась с отцом, инструктором авиаклуба), школьные годы Слава провел в кочевых условиях семей военнослу­жащих – в Киргизии, Германии, Эстонии, снова в Средней Азии. Только после выхода на пенсию отца Шереметы осели на родной Украине, в Кры­му, конкретно – в Марьино, последнем причале многих военных отставников.

16-летний Слава пошел по отцовским стопам: в 1958 году поступил в Казанский авиационный институт, учился хорошо, был Ленинским сти­пендиатом. Уже тогда его постоянно тянуло заниматься рисунком и живо­писью. Сперва занимался самостоятельно, для души, потом системати­чески на старших курсах авиаинститута выкраивал время для посещения занятий в художественном училище вольнослушателем, втайне мечтая о карьере архитектора. На пятом курсе авиаинститута Слава решил сделать крутой поворот в своей судьбе: он поступил на архитектурный факультет Киевского художественного института.

Еще будучи студентом, Вячеслав уже с 1967 года каждое лето работа­ет в Алуштинском отделе «КрымНИИпроекта». И вот, подобно кинозвез­де, властно заявившей о себе необычайно ярким дебютом в новой кино­ленте, Вячеслав Шеремет прямо со студенческой скамьи триумфально дебютирует первой работой – пляжными сооружениями дома отдыха «Се­верная Двина» в Алуште. Это трехъярусное железобетонное сооружение многофункционального назначения (теневой навес, солярий, сон у моря, спасательная служба) отлично вписалось в уникальный пейзаж побережья и стало визитной карточкой Алушты. В результате молодой архитектор В. Шеремет приглашен по окончании института на постоянную работу в Алуш­тинский отдел «КрымНИИпроекта».

Потом были проекты санаториев «Рабочий уголок», «Морской берег», проект алуштинского парка отдыха – в виде сказочного гриновского город­ка (а-ля Зурбаган) – сложного ландшафтного комплекса в романтическом стиле, из которого, к сожалению, осуществлено строительством лишь небольшое зубчатое кафе на набережной.

Показанный по крымскому телевидению с участием автора неорди­нарный проект парка привлек в то время внимание специалистов и общественности, поднял еще выше престиж молодого, подающего надежды архитектора. Ему прочили и уже готовили повышение по службе, руководящее кресло в одном из ведущих отделов «КрыиНИИпроекта», приглашали в Симферополь, в Центральное производство, а потом архитектор А. А. Полегенький переманил его в возглавляемую им мастерскую, занимавшуюся проектированием курортных объектов и ... назначил Вячеслава Шеремета главным архитектором проектов своей мастерской.

В мастерской Полегенького Вячеслав Михайлович создал одно из лучших своих творений – здание «Крымэнерго» и «Агроприбора» по улице Киевской крымской столицы.

В другом проектном институте – «Гипроторг» – он стал автором еще нескольких хороших проектов зданий, в том числе привокзального ресторана в Евпатории и торгового центра в Керчи.

Вскоре Шеремет вновь вливается в авторский коллектив «КрымНИИпроекта» в качестве главного архитектора проектов и создает несколько индивидуальных авторских работ, две из которых занимают особое место в его творчестве, – это областной (ныне республиканский) госпиталь инвалидов Великой Отечественной войны при 6-й городской больнице и Крымская республиканская универсальная научная библиотека им. И. Я. Франко на набережной Салгира, рядом с музыкальным училищем.

Больше всего он хватил лиха с библиотекой. Мало того, что железо­бетонный каркас начатого строительством уникального сооружения деся­ток лет тонул в зарослях чертополоха, травмируя больное сердце автора проекта, в добавок к этому, в период смутного горбачевско-ельцинского времени кто-то из «новых русских» успел поставить почти впритык к его библиотеке двухэтажное строение – не то жилье, не то офис, – точно бельмо на глазу, мешающее свободному обзору комплекса: оно возмущало и коробило, лишая Шеремета сна и покоя.

Ища сочувствия и справедливости, обивал он пороги инстанций и судов... И его сарматские бойцовские качества одержали верх: по решению суда, приостановлено, наконец, незаконное строительство чужеродного здания рядом с сооружаемым корпусом библиотеки им. И. Я. Франко. Знал: приостановлено до поры до времени, пока он жив. Цена всему этому – страдания. Тяжкие, безутешные. Три инфаркта и два инсульта – таков печальный итог царящего беспредела и ощущения безысходности...

Анатолий Митюнин, главный архитектор фирмы «Консоль», подрядившейся продолжить и качественно закончить строительство библиотеки им. И. Я. Франко, у гроба В. М. Шеремета обещал сохранить в неприкосновенности шереметовскую архитектуру уникального библиотечного комплекса – последнего триумфального творения зодчего, который станет лучшим памятником ему. Митюнину можно верить. А значит, и надеяться...

 

 
Список использованных источников:
  1. Крикун Е. Архитектор Вячеслав Шеремет / Е. Крикун // Брега Тавриды. – 2002. – № 2–3 (61–62). – С. 296–297.

 

Библиография:
  1. Крикун Е. Вячеслав Шеремет / Е. Крикун // 13 крымских архитекторов : очерки о коллегах / Е. В. Крикун. – Симферополь, 2005. – С. 107–116 : ил.
  2. Крикун Е. Памяти коллеги : некролог / Е. Крикун // Зодчий Тавриды : сб. материалов ежемесяч. бюл.: с нач. вып. – 28.08.1998 г. – по 2002 г. включ. – Симферополь, [2002]. – С. 133.
 
 
 
Дата публикации
28.03.2019
FancyBox