Куинджи Архип Иванович

1841–1910

художник-пейзажист

 

Архип Иванович Куинджи
Источник: https://maxpark.com

Ранний период жизни художника мало изучен и по сей день вызывает множество вопросов, начиная с даты его рождения (по разным сведениям год рождения указывают 1840, 1842). Но несомненно то, что духовное становление А. И. Куинджи тесно связано с Крымом.

Архип Иванович Куинджи родился 15 (27) января 1841 года в Мариуполе в семье сапожника, грека крымского происхождения Ивана Еменджи. Предки художника были в числе переселенцев-христиан из Крыма в Приазовье в 1778 году. Семья жила в предместье Мариуполя Карасу (ныне Карасевка).

Впервые Куинджи побывал в Крыму на родине предков в юности летом 1855 года. Рано проявив способности к рисованию, он мечтал стать профессиональным художником. По совету мариупольского купца Дуранте Архип отправился в Феодосию, где обратился к известному художнику И. К. Айвазовскому с просьбой обучить его художественному мастерству. По словам дочери Айвазовского Е. И. Рыбицкой, в мастерскую отца юный Архип допущен не был, прожил два-три месяца во дворе под навесом, растирал краски и даже якобы покрасил забор. Тем не менее, пребывание в Феодосии не осталось безрезультатным. Позже он все равно называл себя учеником Айвазовского.

Свою творческую деятельность молодой художник начинал с южных, в том числе и крымских пейзажей. Первая работа Куинджи, представленная на соискание звания художника в 1868 году Совету Императорской Академии художеств, называлась «Татарская сакля в Крыму при лунном освещении». В прошении, направленном в Совет 21 августа 1868 года, он назвал себя «учеником профессора Айвазовского»:

«Представляя на благоусмотрение совета исполненную мною картину с натуры – татарскую деревню в Крыму при лунном освещении. Имею честь просить у Совета Академии удостоить меня за оную звания художника».

А. И. Куинджи.
Художник В. М. Васнецов, 1869 г.

Известно, что А. И. Куинджи и И. К. Айвазовский были хорошо знакомы (внук мариниста, Михаил Латри, в 1896–1897 гг. учился в пейзажном классе Архипа Ивановича). Иван Константинович в 1890-х гг. бывал в мастерской профессора Куинджи и по его просьбе на глазах у изумленных учеников написал волнующееся море. Возможно, это была одна из двух работ Айвазовского, хранившихся в квартире Архипа Ивановича. В посмертной описи его картин под № 492 и 493 значатся «оригиналы картин Айвазовского». Также в доме Куинджи находилось его первое полотно «Татарская сакля в Крыму при лунном освещении».

Художник очень любил путешествовать. Он побывал на Ладоге и острове Валаам, где написал несколько картин. В 1874 году на Международной Лондонской выставке завоевал бронзовую медаль за картину «Снег». В 1877 году официально стал членом Общества передвижных художественных выставок. Будучи «передвижником», А. И. Куинджи, так и не окончив полного курса Императорской Академии художеств, в 1892 году стал ее профессором, создав в последствии «Конкурсную выставку мастерской Куинджи».

Продажа картин дала художнику материальную независимость, однако на пике успеха он перестал продавать свои произведения. Но тем не менее продолжал много писать, создавая эскизы и композиции.

А. И. Куинджи.
Карикатура Лебедева
(«Стрекоза» 1879 г., № 11)

Будучи уже достаточно состоятельным, в 1887 году Архип Иванович приобрел около 248 га земли в Кекенеизе (ныне село Оползневое) на Южном берегу Крыма. На территории имения были лесные массивы, два источника пресной воды, удобные спуски к морю и пляжи. За время владения художником землями здесь не появилось никаких серьезных хозяйственных нововведений или построек, не было высажено цветников или виноградников. Летом он жил в имении со своей женой в маленькой разборной хижине, которую на зиму отвозили в деревню. Во время каникул сюда приезжали ученики Куинджи Н. К. Рерих, К. Ф. Богаевский, А. А. Рылов, М. П. Латри, В. И. Зарубин и другие. Они разбивали палатки в небольшом парке, носившем имя прежнего владельца Ревелиоти, и, наслаждаясь красотой южной природы, написали множество этюдов, подвергшихся справедливому разбору профессора.

В 1898 году, после окончания курса в мастерской Куинджи, он вместе с учениками совершил поездку по Европе. В числе 14 выпускников были К. Ф. Богаевский, В. И. Зарубин, А. А. Рылов, Н. П. Химона и другие. Они посетили Австрию, Германию и Францию. Все расходы оплачивал Архип Иванович.

В 1908 году осуществилась давняя мечта художника: было образовано Общество его имени, в которое вошли его ученики, ряд студентов и преподавателей Императорской Академии художеств. Главной целью организации было оказание материальной и нравственной поддержки художественным объединениям, кружкам и отдельным художникам. К 1910 году в Обществе состоял 101 человек.

А. И. Куинджи.
Фотография Иоффе, 1907 г.
Источник: https://celebrity.moscow

В 1909 году свои крымские земельные владения художник передал Обществу имени А. И. Куинджи. В дарственной особо было отмечено, что эти земли не могут быть ни проданы, ни заложены, их можно было сдавать в аренду за плату в пользу Общества. В случае его закрытия имение и другое имущество А. И. Куинджи должны были перейти в распоряжение Императорской Академии художеств.

В последний раз Архип Иванович был на Южном берегу Крыма весной 1910 года. Проехав через Севастополь, он остановился в Ялте в гостинице «Ореанда». В тот же день, 8 апреля, он почувствовал себя плохо и вызвал врача, который диагностировал воспаление легких. 7 мая художник уехал в Петербург, а спустя 2 месяца, 11 июля (по ст. ст.) 1910 года Архип Иванович Куинджи скончался.

Жизненной исповедью, итогом его раздумий можно считать картину «Христос в Гефсиманском саду». Это единственное произведение мастера, созданное на евангельскую тему. Этюды к нему были написаны в Крыму. С 1930-х гг. картина находится в Алупкинском дворцово-парковом музее-заповеднике.

Творчество Куинджи было высоко оценено еще при жизни живописца и поставило его в ряд крупнейших мастеров XIX – начала XX века. Его наследие – более 500 произведений, значительная часть которых написана в Крыму. В фондах Русского музея, куда были переданы находившиеся ранее в собрании Общества имени А. И. Куинджи работы пейзажиста, в настоящий момент хранится более 50 этюдов и несколько крупных законченных и незавершенных произведений, связанных с природой Крыма.

 

 

Крымские мотивы на полотнах художника:

 

Список использованных источников:
  1. Кунцевская Г. Н. Куинджи Архип Иванович (1841–1910) / Г. Н. Кунцевская // Русские художники в Крыму : [в 2 т.] / Г. Н. Кунцевская, В. С. Погодин. – Москва, 2013. – Т. 1. – С. 180–189 : цв. ил. – Библиогр. в конце ст.
  2. Мышкина А. Архип Куинджи в Крыму / А. Мышкина. – Текст : электронный // Русское искусство. – 2017. – № 2. – С. 30–39 : цв. ил. – URL: https://www.rusiskusstvo.ru/content/files/2017_2/Full/30-39_Myshkina%20f.pdf (дата обращения: 31.08.2022).
  3. Пинхасова Г. А. Крымское наследие Куинджи / Г. А. Пинхасова // Греция и славянский мир. – Симферополь, 2002. – Вып. 1. – С. 280–283.
  4. Сухоруков В. Н. Куинджи Архип Иванович / В. Н. Сухоруков // Биографический словарь Крыма / В. Н. Сухоруков. – Симферополь, 2011. – Кн. 1. – С. 465–466.
 
 
 
 
Дата публикации
31.08.2022
FancyBox