1875–1941
живописец, керамист
|
Михаил Пелопидович Латри
|
Михаил Латри писал архитектурные и морские пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые сценки, успешно пробовал свои силы как иллюстратор и керамист. Работал художник маслом, темперой, акварелью, пастелью, карандашом, углем. Его творчество жизнеутверждающе и оптимистично. Быть может, именно поэтому оно получило столь широкое и почти единодушное признание в наши дни.
Сведения о жизни М. П. Латри скудны, отрывочны и случайны. При жизни о нем никто не писал. Его биография не богата значительными событиями, а творчество не поддается точной хронологической систематизации, потому что он почти никогда не датировал свои произведения и даже не подписывал их. Первой книгой о художнике стал каталог выставки произведений «Латри Михаил Пелопидович», подготовленный к печати на общественных началах в 1964 году Н. С. Барсамовым – директором Картинной галереи им. И. К. Айвазовского.
Михаил Пелопидович Латри родился 19 (31) октября 1875 года в Одессе в семье старшей дочери мариниста И. К. Айвазовского Елены Ивановны и врача одесской городской больницы Пелопида Саввича Латри, грека по национальности. Детские годы будущего художника прошли в Ялте, в доме матери, и в Феодосии, в доме деда, который стал его первым учителем живописи.
В 1895 году он окончил Ришельевскую гимназию в Одессе. В 1896 году по рекомендации деда поступил в Императорскую академию художеств (ИАХ), в пейзажный класс А. И. Куинджи, которого хорошо знал Иван Константинович. С Куинджи Михаил Латри надолго сохранил самые дружеские и сердечные отношения. В 1897 году, после ухода А. И. Куинджи из Академии, М. Латри прервал занятия и уехал в Мюнхен, где в течение двух лет работал в студиях Ш. Холлоши и Ферри-Шмидта, известных в те годы своим реалистическим методом преподавания изобразительного искусства. В 1897–1899 гг. Латри путешествовал по Греции, Турции, Германии, Италии.
|
И. К. Айвазовский с внуками и зятьями. М. П. Латри – справа от Айвазовского. Конец 19 в.
|
В 1899 году художник вернулся в Петербург и обратился в Академию с просьбой зачислить его вольнослушателем в пейзажный класс профессора А. А. Киселева. Айвазовский в письме, адресованном А. А. Киселеву, писал:
«Письмецо это передаст Вам мой внук М. Латри. Он едет в Петербург, чтобы продолжать трудиться в академии. Прошу покорнейше не отказать ему в Ваших советах. Он даровитый и хороший молодой человек».
В 1902 году М. Латри окончил Академию со званием художника. С 1902 года он участвовал в Весенних выставках Петербургской Академии художеств и Венского Сецессиона, с 1905 года – в выставках Товарищества южнорусских художников (Одесса), с 1912 года – в выставках объединения «Мир искусства» в Петербурге, Москве, Киеве. Был одним из основателей «Нового общества» художников Петербурга, объединивших учеников Куинджи (существовало с 1904 по 1907 гг.), членом художественного объединения живописцев России «Мир искусства» и Товарищества южнорусских художников. Картины Латри репродуцировались в журналах «Мир искусства» и «Огонек».
В 1903 году в газете «Одесские новости» за 7 октября 1903 года писали:
«Как своеобразны и стильны пейзажи Латри, особенно «Осенняя элегия» и «Сквозь ветви кипариса». Латри – феодосийский художник и, говорят, племянник Айвазовского (так в тексте – примеч.). Но его сближает с одесскими художниками больше, чем с передвижниками, свежесть колорита и искание новых красок».
Латри жил в Петербурге только в зимние месяцы, на лето и осень уезжал в Крым. Он работал то в Бахчисарае в саду Ханского дворца, то в Судаке на берегу моря, то в Ялте (с художником Н. П. Химоной), то в Феодосии, Коктебеле и Старом Крыму. М. П. Латри хорошо знал К. Ф. Богаевского и М. А. Волошина, часто встречался с ними и особенно был близок с Богаевским.
|
М. Латри в имении «Боран-Эли».
1900-е гг.
|
В 1905 году Михаил Пелопидович навсегда поселился в Крыму, когда мать подарила ему небольшой участок земли в экономии «Боран-Эли», которое она получила в наследство от Айвазовского. Имение находилось в 22 километрах от Феодосии (ныне – исчезнувшее село Каштановка, включено в состав с. Приветное Кировского района). Квартира Латри состояла из двух комнат. Одна, громадная, была оборудована под живописную и керамическую мастерскую.
Начиная с 1904 года, в течение ряда лет в письмах Латри к художнику К. В. Кандаурову встречаются различные просьбы, связанные с керамическим производством: о присылке материалов, необходимых для цветных полив, о новых способах этой работы. Через Кандаурова он послал в Москву на выставку три ящика с керамикой, сообщая при этом:
«Пока мы делаем вазы и кувшины. Я сделал до 80 образцов пепельниц с зверями, птицами и цветами, три образца подсвечников и два камина. В дальнейшем намечены, кроме каминов, цветочные горшки (художественные), вплоть до громадных размеров, затем садовые вазы, всякие изразцы и т. д. Я говорил в Ялте с архитекторами, они очень заинтересованы и обещали применять при постройках».
В 1-м салоне Издебского (грандиозной Международной художественной выставке, состоявшейся в Одессе в 1909–1910 гг.) выставил 60 керамических работ Михаила Пелопидовича.
В своем имении Латри заботился о работниках и их семьях. Кухня у всех была общая: хозяину подавали к столу то же, что и рабочим. В 1914 году, когда рабочий его усадьбы был мобилизован, Латри, проводив его в армию, в течение всей войны ежемесячно высылал ему 50 процентов его зарплаты, что в то время было явлением исключительным. Детей у Латри не было, но он никогда не уезжал зимой из экономии в город, пока не справлял для местных ребятишек ёлки с подарками на рождественские праздники.
|
Обложка книги
«Светлые дни детства»
|
В 1913–1914 гг. в Коктебеле Латри познакомился с известной детской писательницей Натальей Ивановной Манасеиной и сделал рисунки для ее рассказа «Курнышкин сочельник». Начавшаяся Первая мировая война помешала изданию книги. Помимо этого рассказа Манасеиной Михаил Латри сделал 54 рисунка к «Книжке о Мишке» и 22 – к «Бутузке», которые хранятся в фонде Феодосийской картинной галереи им. И. К. Айвазовского. Михаил Латри иллюстрировал и книгу «Светлые дни детства» своей жены – Ариадны Николаевны Арендт.
По завещанию И. К. Айвазовского в течение ряда лет после его смерти общественными директорами Картинной галереи были его внуки. Недолгое время им был и М. П. Латри. Но он тяготился директорством и просил городскую управу освободить его от этих обязанностей.
В начале 1917 года Латри передал свою усадьбу рабочим, но те, не желая расстаться с ним, просили его быть у них «старшим» и продолжать вести хозяйство по-прежнему. Однако Латри решил уехать в Феодосию, где он мог все свое время отдать искусству. Принимал участие в выставке «Искусство в Крыму» (октябрь 1918 г.).
В 1920 году, с первой волной русской эмиграции, Латри вместе с женой Ариадной навсегда покинул Крым, уехав в Грецию. В Афинах руководил Королевским керамическим заводом «Керамикос» (1920–1922 гг.). Здесь он ищет национальные истоки греческого декора, вводит в современные изделия орнамент и рисунки с античных ваз; работает над серией пейзажей Афин, порта Пирей. В 1922 году Михаил Пелопидович принимал участие в археологических раскопках, проводимых Французской академией на островах Делос и Миконос.
В 1924 году из-за сменившейся политической обстановки Латри покинул Грецию и поселился в Париже, где открыл бакалейную лавку. Организовал декоративно-художественную мастерскую, в которой работали около тридцати русских рабочих. По его эскизам изготовлялись вазы, сервизы, панно, лаковые ширмы в стиле ар-деко главным образом для американского художественного рынка. Живописью занимался лишь эпизодически и не был известен парижской публике. В 1932 году показал в Осеннем салоне декоративное панно. В 1935 году провел персональную выставку в Реймсе, показав графические работы и акварели. Написал трактат о пейзаже (не опубликован).
Умер М. П. Латри 11 февраля 1941 года. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев де Буа в Париже.
Наиболее полной коллекцией произведений искусства М. П. Латри обладает Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского – 702 произведения, из которых 464 – живопись, 188 – графика, 50 – керамика. В Картинную галерею работы Латри поступили из имения его деда «Шейх-Мамай», расположенного недалеко от Феодосии. Основу собрания составляют этюды. Большинство из них не имеет ни подписей, ни дат. Предполагают, что созданы они в период с 1894 по 1918 гг. Его произведения также находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, других художественных галереях России и Лувре.
Материал подготовила
Т. Гурьева,
главный библиограф
Крымские мотивы на полотнах художника:
Список использованных источников:
-
Барсамов Н. С. Айвазовский в Крыму: очерки об И. К. Айвазовском и худож. Л. Ф. Лагорио, А. И. Фесслере, К. Ф. Богаевском, М. А. Волошине, М. П. Латри / Н. С. Барсамов ; портр. худож. исполнены Н. С. Барсамовым. – Симферополь : Крым, 1970. – 95 с., [25] л. ил. : портр.
-
Внуки Айвазовского: К. Арцеулов, А. Ганзен, М. Латри : живопись. Графика / автор-составитель Т. Колчина. – Киев : Енергія+, 2003. – 16 с. : ил. – (Национальная картинная галерея им. И. Айвазовского. Коллекции нашего собрания).
-
Каталог выставки произведений «Латри Михаил Пелопидович», г. Феодосия, 1962 г. : [Живопись. – Графика] / автор-составитель Н. С. Барсамов. – Симферополь : Крым, 1964. – 36 с., [11] л. ил.
Еще...
-
Колчина Т. И. К. Айвазовский и его внуки: М. Латри, А. Вильгельмович, К. Арцеулов / Т. Колчина // Победа. – 2009. – 30 июля. – С. 4.
-
Латри Михаил Пелопидович (1875–1941) : живопись / автор-составитель Г. Чипирис. – Киев : Енергія+, 2003. – 16 с. : ил. – (Национальная картинная галерея им. И. Айвазовского. Коллекции нашего собрания).
-
Огурцова Е. Отдав искусству жизнь без сдачи: М. П. Латри / Е. Огурцова // Победа. – 2015. – 29 окт. – С. 5 : цв. ил.
-
Павлова-Арендт Е. Е. Крымская сага. Арендты-Сонцовы, четыре поколения / Е. Е. Павлова-Арендт. – Симферополь : Бизнес-Информ, 2014. – 215 с. – Библиогр.: с. 213. – ISBN 978-966-648-370-9.
-
Погребецкая И. Свои шаги в искусстве: М. П. Латри, А. В. Ганзен, К. К. Арцеулов / И. Погребецкая // Победа. – 1980. – 25 апр.
-
Чипирис Г. Новое о художнике: М. Латри / Г. Чипирис // Победа. – 1998. – 16 мая. – С. 3.
-
Чипирис Г. Художник серебряного века: к 125-летию со дня рождения М. П. Латри – внука И. К. Айвазовского / Г. Чипирис // Победа. – 2000. – 25 янв. – С. 2.
Свернуть
Дата публикации
07.09.2021