1866–1901
композитор
![](/admin/kcfinder/upload/images/kalinnikov.jpg) |
Василий Сергеевич Калинников
|
Василий Калинников и думать не мог, что его ожидает такое будущее, и музыка, которую он создал, пройдет сквозь года и не потеряет свою актуальность.
Василий Сергеевич Калинников родился 13 января 1866 года в селе Войны Орловской области России. Начальное музыкальное образование юноша получил в Орловской духовной семинарии, где, по мере обучения, стал руководить хором и откуда вынес глубокое знание православных духовных песнопений. Впоследствии композитор мало писал церковную музыку. Однако полученная в семинарии теоретическая подготовка, несомненно, помогла ему осваивать национальные традиции и вырабатывать собственный композиторский стиль. Василий Калинников учился в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества, которое закончил в 1892 году. В течение нескольких месяцев Василий играл на фаготе, преподавал пение в начальных городских училищах Москвы, выступал в качестве дирижера. Судя по его дарованию, В. Калинников мог очень скоро оказаться в центре внимания столичных музыкальных кругов. Но прогрессировавший туберкулез вынудил его оставить Белокаменную и уехать на периферию, в Крым, где врачи Ялты успешно боролись с этим недугом.
По свидетельству ялтинского краеведа Н. М. Гурьяновой, в декабре 1893 года Василий Сергеевич поселился на даче художника А. Е. Воронкова на улице Аутской (ныне это дом № 17 по улице Кирова в Ялте). Целебный воздух Южного берега Крыма, его уникальная природа оказали благотворное влияние на здоровье музыканта.
Уже в первые месяцы жизни в Ялте Василий Калинников переложил на музыку несколько произведений известных русских и европейских поэтов. Среди них «Баллада» для женского хора с оркестром на стихи М. Лермонтова «Над морем красавица дева сидит», романсы «Нам звезды кроткие сияли» А. Н. Плещеева, «Звезды ясные» К. М. Фофанова, «Был старый король» Г. Гейне. Помимо этого, композитор написал несколько пьес для фортепиано: «Вальс», «Менуэт», «Русское интермеццо», «Ноктюрн», «Элегия», увертюру для оркестра «Былина».
Здесь же, в Ялте, Василий Сергеевич начал работать над главным произведением своей жизни, принесшим ему лавры одного из самых лиричных продолжателей музыкальных традиций П. И. Чайковского и композиторов «Могучей кучки». Это была 1-я симфония соль-минор В. С. Калинникова, законченная в 1895 году и впервые исполненная в Москве в 1897 году. Целостность и законченность музыкального сочинения до сих пор привлекают к себе внимание исполнителей. Симфония пронизана любовью к русской природе, в ней легкая элегическая грусть органично сочетается с жизнерадостным, оптимистическим настроением.
Василий Калинников догадывался, что он обречен, что из-за болезни судьбой ему отмерен совсем недолгий век на земле. И он работал, как титан, не зная усталости и покоя. При этом творчество вовсе не делало его состоятельным человеком, а это значит, что силы его быстро таяли.
В доме художника А. Воронкова композитор трижды в течение 1893–1896 гг. жил по четыре – семь месяцев кряду, выезжая время от времени в Москву.
Заметную роль в жизни и творчестве музыканта сыграло его знакомство с миллионером и меценатом С. И. Мамонтовым. Савва Иванович не только щедро покровительствовал людям искусства, содержал частную оперу, но и сам не прочь был «побаловаться» драматургией.
В 1899–1900 гг. С. Мамонтов взялся за написание либретто оперы «В 1812 году» (о событиях времен нашествия Наполеона). В итоге свою работу Савва Иванович не закончил, но начало им было положено. Для написания музыки к «Прологу» будущей оперы был приглашен Василий Калинников. К тому времени композитор написал 2-ю симфонию, которая впервые была исполнена в 1897 году в Киеве и Москве. Музыку к «Прологу» оперы «В 1812 году» Василий Сергеевич писал в Ялте, куда он вернулся весной 1899 года после поездки за рубеж, организованной товарищами по цеху и поклонниками его творчества. На прослушивание, состоявшееся 20 июня на квартире артистки Т. С. Любатович, которая жила в Ялте на нынешней улице Пушкинской в доме № 29, приехал сам С. И. Мамонтов с группой артистов его частной оперы. Написанное В. Калинниковым было принято с восторгом. «Пролог» был поставлен в 1901 году, вошел в перечень завершенных произведений композитора. Этот музыкальный опыт оказался не единственным случаем, когда Василий Сергеевич сотрудничал с театром. В 1898 году им была написана музыка к трагедии поэта, прозаика и драматурга А. К. Толстого «Царь Борис»: увертюра, четыре антракта и две фанфары. Спектакль был поставлен в Московском Малом театре в 1899 году.
В середине февраля 1900 года композитор в четвертый и последний раз поселился в доме художника А. Е. Воронкова. Затем начались его скитания «по углам»: из-за стеснения в средствах, Василий Сергеевич не мог снимать приличное жилье в дорогой Ялте. В это время он все же продолжает работать, пишет романс «Молитва» на слова А. Н. Плещеева. Это произведение он посвятил брату Виктору, тоже композитору и музыканту.
10 января 1901 года, в самый канун 35-летия композитора, на даче «Сиротинка» в Ялте (ныне улица В. Дмитриева, 8) ему сделали операцию горла. Однако вмешательство врачей не спасло Василия Калинникова. На следующий день, 11 января 1901 года, композитор скончался.
Продлить последние дни угасавшего музыканта помогала дружба с такими мэтрами, как А. Т. Гречанинов, автор известнейших церковных литургических сочинений, С. В. Рахманинов, композитор, впоследствии непревзойденный пианист, И. А. Кюи, один из инициаторов создания музыкального объединения «Могучая кучка». Они навещали больного Калинникова, как могли, поддерживали его материально. Именно их усилиями спустя 10 лет после кончины В. Калинникова на его могиле на ялтинском кладбище был сооружен необычный памятник (автор – ялтинский архитектор Л. М. Браиловский). Он стилизован под церковный колокол не случайно: романс «Колокола» стал последним произведением, написанным композитором. Он закончил его летом 1900 года. А всего Василий Калинников написал 10 романсов, 16 музыкальных писем, 9 пьес для фортепиано в две руки, в том числе знаменитую «Грустную песню», «Полонез» на темы 1-й симфонии для фортепиано в четыре руки, две фуги, симфоническую картину «Нимфа» на стихи в прозе И. С. Тургенева, кантату «Иоанн Дамаскин» на слова А. К. Толстого и многие другие произведения.
Список использованных источников:
-
Сухоруков В. Н. Биографический словарь Крыма : кн. 1 / В. Н. Сухоруков. – Симферополь : Бизнес-Информ, 2011. – 528 с. : ил. – ISBN 978-966-648-253-5.
Дата публикации
04.08.2020