Белорусы
Белорусская свадьба. Крым, Ленинский р-н, с. Октябрьское, 50-е гг. XX в.

 

Историческая справка

Литературные источники и архивные материалы дают сведения о том, что белорусы появились в Крыму еще в конце XVIII века.

Епископ Гермоген упоминает в «Таврической епархии...» (1887), что среди первых русских военных поселенцев в Крыму (после присоединения его к России, 1783) «были частию белорусы». Отдельных поселений белорусов не зафиксировано, так как по всем спискам они проходили как «русские».

В 1788 году в деревню Азамат Феодосийского уезда были переселены крепостные крестьяне из Могилевского наместничества. Это поселение получило название Васильевка, которое сохранилось и в настоящее время (в Белогорском районе). Но к 1853 году проживавшие в нем 169 человек числились уже как русские.

Есть также скудные сведения о поселении в Крыму так называемых белорусских «панцирных бояр» – вольных военных людей. Это была привилегированная часть белорусского населения Речи Посполитой, проживавшая на землях Витебской губернии, после присоединения Крыма к России приравненная в правах к «малоросскому» казачеству.

А. К. (дев. Мацкевич)
и Ф. С. Новиковы с детьми Петром и Федором.
Крым, 1921 г.

А. Скальковский в «Хронологическом обозрении истории Новороссийского края…» сообщает, что в конце 1811 года правительством началось переселение в Крым белорусских крестьян малоземельных и бедных губерний (до 200 семейств) с той целью, что «люди, столь трудолюбивые, полезные в своей, почти бесплодной земле, составят богатые усадьбы в крае столь изобильном…».

На протяжении ХIХ столетия в Крыму появились белорусские переселенцы из числа отпущенных на волю крестьян после отмены крепостного права, а также отставные солдаты, оставшиеся по окончании Крымской войны.

Согласно документам переписи 1897 года, в графе «белорусы» числилось 2058 человек, что составляло 0,4% от общего населения Крыма (реально количество этнических белорусов было больше, что объясняется причислением части их к «русским», как, впрочем, и в последующих переписях 1921 и 1926 годов).

В первой половине ХХ века число белорусских жителей на Крымском полуострове увеличилось за счет переселенцев, которые прибыли в Крым в 1920–1930 годах, в 1944 году и последующих. Первоначально это были работники сельскохозяйственных общин и артелей Минской, Гомельской, Витебской губерний, а прибывшие позднее – по программе переселения из всех областей Белоруссии.

Перепись 1989 года показывает более 50000 белорусов, проживавших в Крыму, что тогда составляло около 2% всего населения полуострова. Очевидно, что основная масса крымского белорусского населения сформировалась за счет переселенцев 1950-х годов (для сравнения, по состоянию на 1939 год в Крыму проживало почти 4900 белорусов или 0,5%).

Местами их компактного проживания можно назвать ряд сел Симферопольского (с. Широкое), Красногвардейского (с. Марьяновка), Красноперекопского (с. Ишунь, с. Воинка) районов, Ялтинского района.

По переписи 2001 года, численность белорусов в Крыму составила 35157 человек, а в 2014 году – 21694 человека.

В настоящее время белорусы Крыма объединены в общественную организацию «Региональная белорусская национально-культурная автономия».

 

Этнографический очерк

В Крыму белорусы занимались, в основном, садоводством, табаководством, «отхожими» промыслами (рубкой дров, ломкой камня, выжиганием древесного угля). Земледелие являлось основой их хозяйственной деятельности. Большое значение имело овцеводство и свиноводство. Овечья шерсть была необходимым сырьем для производства шерстяных нитей, а мясо составляло часть рациона. Свиное мясо – излюбленная пища белорусов, один из необходимых продуктов для приготовления блюд. Традиционным занятием являлось плетение из соломы.

Белорусский дом в Крыму состоял из двух помещений – жилой хаты и холодных сеней. Главное место в нем занимал красный угол (святой, передний), где располагались иконы с лампадой, украшенные нарядными рушниками или божниками. Центром дома была русская печь, с которой связаны многочисленные обряды, народные верования и обычаи.

Традиционная белорусская одежда практически полностью шилась из домотканого льняного полотна. Женский костюм состоял из рубахи с отложным или стоячим воротом, полосатой или клетчатой юбки, передника и безрукавки. Основу мужского костюма составляли холщовая рубаха с прямым разрезом ворота, обязательно подпоясанная, и узкие штаны. На ногах носили плетеные лыковые лапти. В Крыму привычную одежду из растительного сырья (преимущественно льна) вытеснили изделия из домотканой шерсти и покупного материала, а лыковые лапти были заменены кожаными постолами.

М. П. Кулиева
(дев. Маренич). Крым,
Бахчисарайский р-н,
с. Прохладное, 2002 г.

Особенностью культуры питания белорусов в Крыму было преобладание растительной пищи над мясной. Особое место отводилось блюдам из картофеля. В рацион входили капуста, свекла, огурцы, морковь, лук, репа. Самый употребляемый мясной продукт – свинина, в меньшей степени говядина.

Белорусские календарные обряды и праздники в Крыму, сохраняя общеславянскую основу и названия на родном языке, со временем приобретали местные мотивы. Сельскохозяйственная обрядность передвигалась по срокам проведения применительно к южной местности. Большинство обрядов, связанных с севом и уборкой льна (почти не выращиваемого в Крыму), было подвергнуто забвению. Говоря о религиозных праздниках, необходимо отметить, что религия не имела глубоких корней в жизни белорусов. Самой важной частью традиционных праздников были архаические элементы обрядности. Белорусы в большей степени, чем русские и украинцы были суеверны и сохраняли языческие культы огня, земли, поклонения силам природы. Однако в литературе и источниках ХIХ – начала XX веков нет упоминаний о продолжении этих традиций на крымской земле. В Крыму белорусы, также как русские и украинцы, отмечали Рождество, Масленицу, Пасху, Ивана Купала, яблочный, медовый, ореховый Спасы, Покрова и многое другое.

Главой белорусской семьи был старший по возрасту мужчина – хозяин, «бацька» – для детей и «дядьзька» – для младших членов семьи. Его сфера деятельности лежала вне дома: сельхозработы, общение с внешним миром. Женщина – распорядительница домашних работ, занималась воспитанием детей. «От хозяина должно пахнуть ветром, а от хозяйки дымом», – так говорит пословица о распределении мужского и женского пространства. Мальчики с шести-семи лет, до этого воспитывавшиеся под присмотром матери, начинали приучаться к мужскому труду. Достоинство женщины в семье определяли ее трудолюбие, умение вести хозяйство, способность прясть, ткать, «обшить и обстирать мужа». Эти навыки развивали у девочек с пяти-шести лет.

 

Автор статьи
Л. А. Науменко,
заместитель директора
 
 
 
Дата публикации
16.05.2020
FancyBox