|
Константин Андреевич Борисов с семьей. Крым, Симферополь, конец XIX в.
|
Историческая справка
Заселение русских в Крыму прослеживается с конца XVIII века, после подписания в 1783 году Екатериной II манифеста о присоединении Крыма к России.
Можно выделить несколько этапов интенсивного заселения Крыма русскими. Период 1783–1791 годов – время наместничества в Тавриде князя Г. А. Потемкина; период конца 1850-х – начала 1860-х годов, связанный с новой волной эмиграции крымских татар после Крымской войны и притоком крестьян из южных и центральных губерний России в связи с отменой крепостного права; период послереволюционных событий 1917 года, когда ухудшение жизненных условий вынуждало переселяться в Крым жителей Белоруссии, Восточной Украины и российской глубинки; послевоенный период вербовки граждан России и Украины (в основном западных областей) на восстановление хозяйства Крыма.
|
Русская семья. Крым, Симферополь, начало XX в.
|
Первыми русскими поселенцами были солдаты Екатеринославского и Фанагорийского полков, оставленные в Крыму для охраны южных рубежей Российской империи. Они расселялись в Симферопольском и Феодосийском уездах на целинных землях. К 1786 году на картах Крыма уже обозначились первые русские деревни – Санкт-Петербургские Мазанки, Зуя, Петровка, Изюмовка, Подмаячное – существующие и по сей день. Местечко Салы Феодосийского уезда (ныне с. Грушевка Судакского горсовета) было заселено отставными солдатами еще в 1779 году. Войска крымских гарнизонов расквартировывались и в татарских селениях. Так, в Мангуше (ныне село Прохладное Бахчисарайского района) осели отставные матросы и донские казаки.
Наряду с отставными военными в Крым хлынули беглые крестьяне и бродяги. До сих пор существуют основанные ими слободки Баланова и Барабанова в Симферопольском уезде (ныне села Белогорского района – Баланово и Барабаново). Крепостные бежали из южных и центральных губерний России – Курской, Воронежской, Орловской, Тамбовской, Саратовской.
Государственные крестьяне густозаселенных губерний переходили добровольно в степные пространства Крымского полуострова в поисках лучших условий для жизни. Так были заселены деревни Бия-Салы – крестьянами со всех концов России, Верхние и Средние Саблы – переселенцами из сел Киевской и Владимирской губерний и многие другие. В результате к концу XVIII века в Крыму уже проживало 15 000 русских.
В начале ХХ века по численности русскоязычные жители устойчиво выходят на первое место. В уездах удельный вес русских увеличивается до 29%, в городах – до 56%. Русские стали преобладающим этносом. К концу 1920-х годов русские составляли абсолютное большинство в Севастопольском районе (60%).
Период 1944–1949 годов характеризуется, в основном, заселением колхозов и совхозов в горных и предгорных районах, откуда были выселены крымские татары. В 1950–1954 годах в Крым переселяются целые бригады и колхозы из Курской, Воронежской, Рязанской областей. С 1944 по 1959 годы число русских в Крыму увеличилось до 70%.
По переписи 1989 года в Крыму проживало русских 1 688 200 человек, что составляло более 68% от численности всего населения Крыма. В настоящее время их численность несколько сократилась в связи с возвращением насильственно переселенных ранее жителей полуострова. Изменилось и процентное соотношение русских в сравнении с другими крымскими этносами.
По переписи 2001 года, в Крыму численность русских составляла 1 450 394 человека, по переписи 2014 года – 1 492 076 человек.
Этнографический очерк
В процессе заселения крымских земель русскими переселенцами неизбежное соседство с представителями других этносов на протяжении многих поколений привело к некоторым изменениям в чертах их характера, поведении, языке, устройстве жилища, национальной кухне, обрядовости. Так, переселялись крестьяне на троечных русских повозках, которые вскоре были заменены татарскими арбами. Привозили с собой сохи, позднее уступившие место деревянным плугам.
Местность для построек переселенцы обычно выбирали в низинах, а на холмах строили церковь и размещали кладбище, что типично для русских поселений. Закладка селений начиналась с десятка солдатских землянок, которые позднее сменились не на привычные российские деревянные избы, а на украинские «мазанки», что и дало название одному из крымских сел. Материалом для постройки служил колып (самодельный кирпич с соломой), плетень. Стены внутри и снаружи обмазывали глиной и белили. Крыша была покрыта черепицей («татаркой» или «марселькой»).
|
Свадебный портрет, молодые. Крым, Евпатория, начало XX в.
|
Практически для жилья отводилась лишь одна комната (хата), которая делилась печью на две половины. Одна часть служила спальней и гостиной, другая – кухней. Входили в дом через сени, в потолке которых был устроен лаз, ведущий на чердак. Непременный элемент русского жилища – русская печь. Она служила и для приготовления пищи, и для мытья, и для лечения больных. Хотя русскую печь позднее вытеснила «голландка» с плитой и грубой, она осталась у старожилов во дворе и служила для выпечки хлебов и пасхальных куличей.
По диагонали от печи, слева от входа, располагался святой (красный) угол. Особо почитались у русских переселенцев иконы Николая Угодника (покровительствующего путникам), Христа Спасителя, Святой мученицы Прасковьи (покровительницы очага) и Божьей Матери (Казанской, Почаевской, Федоровской, Тихвинской, в зависимости от мест, откуда прибыли переселенцы).
Почти до начала XX века мебелью служили скамьи и неподвижные лавы вдоль стен. Посуду хранили в суднике – прибитых к стенке полках. Одежду вешали на жертку – длинную палку над полатями. Там же примащивали люльку (в некоторых домах до сих пор сохранились вбитые в потолок железные кольца для ее подвешивания). Позднее фабричная мебель вытеснила скамьи и лавы.
Русское население Крыма занималось, в основном, хлебопашеством. На целинных землях выращивали пшеницу, ячмень, просо, лён. Только русские возделывали рожь, введя ее в севооборот наряду с картофелем. Повсеместно были развиты огородничество, садоводство, извозный промысел, ломка камня, работа на табачных плантациях. В Феодосийском уезде русские занимались виноградарством и виноделием.
Одежда русских поселенцев в Крыму поначалу отражала характер той местности, откуда они прибыли; позднее в ней появились черты одежды окружающего населения и городской моды.
В пищу русские переселенцы употребляли традиционные для Руси блюда – щи, борщ, кулеш. Широко использовали тыкву, помидоры, кабачки, баклажаны, перец. Из мяса ели дворовую птицу, баранину, но преимущественно свиное мясо и сало.
По вероисповеданию русские – православные христиане. С образованием в 1859 году самостоятельной Таврической епархии, церковная жизнь в Крыму стала активно развиваться. Менее чем за десять лет появилось более ста новых приходов, активизировали свою деятельность монастыри, открылись мужские и женские духовные училища.
Во главе семьи русских переселенцев стоял мужчина, который управлял всей жизнью и хозяйством. Мужчины выполняли все тяжелые работы, женщины занимались хозяйством, воспитанием детей, полевыми работами. Дети всегда имели свои обязанности в семье – помогали по хозяйству, в огороде. Мальчиков рано приучали к мужским работам, девочек – шить, вязать, ухаживать за младшими детьми. Семьи, как правило, были многодетными.
Автор статьи
Л. А. Науменко,
заместитель директора
Дата публикации
14.04.2020