Раневская Фаина Георгиевна
Раневская Фаина Георгиевна

18961984

актриса театра и кино

 

Фаина Георгиевна Раневская
Источник: https://tvcenter.ru

Свой сценический псевдоним она взяла в знак вечной благодарности любимой театральной наставнице П. Л. Вульф. В спектакле по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» Павла Леонтьевна играла Раневскую, а молодая Фаина – Шарлотту. Происходило это, кстати, в Крыму.

Был еще один нюанс, связанный уже с отчеством актрисы. Коллеги звали ее не Григорьевной, а более «торжественно» Георгиевной. Ф. Раневской это нравилось, поэтому во всех театральных мемуарах и статьях она упоминается как «Фаина Георгиевна».

Фаина Григорьевна Фельдман (настоящее имя актрисы) родилась 27 августа 1896 года в Таганроге в благополучной еврейской семье. Отец – Гирши Фельдман – был уважаемым, богатым, известным человеком. Мать Фаины Георгиевны (девичья фамилия – Валова), будучи человеком тонкой, изысканной натуры, страстно любила музыку, театр. Видимо, именно мать «заразила» свою дочь этой страстью к искусству. Еще в глубоком детстве Фаина Георгиевна проявляла разного рода способности к сценическому искусству, то и дело кого-то пародируя, подражая кому-то.

Фаина Фельдман впервые побывала в Крыму еще ребенком. Известно, что семья Фельдманов часто отдыхала в Крыму. Например, лето 1910 года Фельдманы провели в Евпатории. Именно в этом приморском городке юная Фаина подружилась с молодой актрисой Художественного театра Алисой Коонен, гостившей в семье своих родственников. Об этом периоде сохранились воспоминания подруги Фаины Раневской актрисы Нины Сухоцкой, которая была свидетельницей тех событий:

«1910 год. Крым. Евпатория. Жаркие летние дни. В большом тенистом саду белый, увитый виноградом одноэтажный домик. Здесь живет с семьей доктор Андреев – главный врач недавно открывшегося туберкулезного санатория. Каждое утро из дома выходят две девочки – дочери Андреева – и с ними сестра его жены – молодая актриса Художественного театра Алиса Коонен, приехавшая в отпуск. Все трое знают, что у калитки в сад, как всегда, их ждет обожающая Алису Коонен Фаина – девочка-подросток с длинной рыжеватой косой, длинными руками и ногами и огромными лучистыми глазами, неловкая от смущения и невозможности с ним справиться... Девочка эта – Фаина Раневская. Актриса, которую она обожает и ради встреч с которой приехала в Евпаторию, – Алиса Коонен...».

Городской театр Евпатории. Начало XX в.
Источник: http://www.evpatori.ru

Дата эта, скорее всего, неслучайная. В 1910 году в Евпатории открылся городской театр, по отзывам того времени, один из лучших на юге России. В нем сразу желали выступать труппы артистов самых известных театров, и в том числе – МХАТ. Многие из них бывали в Евпатории, а в 1912–1920 гг. на западной окраине города существовала «колония» артистов МХАТ, от которой произошло название санатория «Чайка», впоследствии возникшего на этом месте. Так что тоже неслучайно, что именно здесь в 1910 году девочка Фаина подружилась с актрисой: встречу эту с полным основанием можно назвать одной из судьбоносных в ее жизни.

В 1915 году Фаина уехала в Москву, чтобы поступить в театральную школу. После неудачных попыток поступить на актерские курсы она волею случая оказалась в Малаховском дачном театре на летний сезон, где выходила в массовках. Но вскоре пришлось серьезно задуматься о своем трудоустройстве. Начинающая актриса направилась в «театральное бюро», где встречались актеры и антрепренеры и заключались контракты «на сезон» в провинциальные театры.

После долгих хождений в бюро Раневская подписала договор на 35 рублей в месяц «со своим гардеробом» на роли «героини-кокетт» с пением и танцами в антрепризу Ладовского в город Керчь. Но после двух-трех спектаклей с участием Раневской театр закрылся. В полном отчаянии распродав свой скудный гардероб и собственные театральные костюмы, она переехала из Керчи в Феодосию. Сюда ее пригласил антрепренер Новожилов, сбежавший через месяц со всеми деньгами.

Осенью 1916 года Фаина была вынуждена вернуться в Таганрог. В 1917 году ее отец эмигрировал за рубеж, но уезжать вместе с ним дочь наотрез отказалась. Октябрьская революция и великие перемены застали Раневскую в Ростове-на-Дону, где и произошло ее сближение с театральной примой того времени П. Л. Вульф. Талантливая актриса сумела разглядеть за нескладностью девушки ее безусловные артистические способности. В мае 1918 года они вместе переехали в Евпаторию. Почему именно в этот город, становится ясно из документов, сохранившихся в Государственном архиве Крыма. Еще 29 ноября 1917 года антрепренер артист В. А. Ермолов-Бороздин (в жизни Свириденко) и Евпаторийская Городская Управа заключили договор «для создания в Евпатории серьезного театрального дела под управлением Товарищества Артистов». Для этого «город сдает В. А. Ермолову-Бороздину городской театр с имеющимися при нем декорациями и театральным имуществом, с наличным составом служащих, кассиршей, с отоплением и освещением; эксплоатация буфета и вешалок остается за городом», с 15 декабря 1917 года по 15 декабря 1919 года.

Благодаря авторитету Вульф начинающая актриса Раневская смогла выходить во второстепенных ролях. Кроме того, они с «Театром актера» готовили спектакль «Роман», где Фаине предназначалась главная роль итальянской певицы Маргариты Каваллини. Согласно театральным архивным документам, премьера состоялась в начале сентября 1918 года, вызвала интерес зрителей и неплохие сборы «по повышенным ценам». Зато в этот же первый сезон в Крыму Фаина Георгиевна сыграла роль Шарлотты в «Вишневом саде» А. П. Чехова, и сыграла так, что это определило ее путь как характерной актрисы и вызвало восхищение ее товарищей по труппе и зрителей.

Успешная работа труппы «Театра актера» в Евпатории, выезды со спектаклями в другие города Крыма, привлекли внимание в столице Крыма. По окончании евпаторийского сезона 1918/1919 года, на следующий им предложили возглавить театр в Симферополе. Вместе со всей труппой в Симферополь переехали П. Вульф с Ф. Раневской. Именно в это время Фаина взяла себе псевдоним. Отныне на афишах и в документах у Фаины другая фамилия – Раневская.

Дворянский театр в Симферополе
Источник: http://cinemafirst.ru

В 1920 году Фаина Георгиевна играла на сцене Дворянского театра (позже был переименован в Первый советский театр, ныне Крымский академический русский драматический театр имени М. Горького). С этой труппой актриса объездила крымские города: Севастополь, Евпаторию, Ялту, Феодосию, Керчь. В то время она была начинающей, безызвестной актрисой, о чем свидетельствует отсутствие в афишах крымской периодической печати того времени хоть каких-то упоминаний о ней как о действующей актрисе, состоящей в штате труппы театра. Однако в газете «Ялтинский вечер» за 15 сентября 1920 года в афише об открытии зимнего сезона говорится о первых гастролях труппы актрисы Павлы Вульф, вместе с которой выступала и Раневская.

Первые сценические шаги Раневской не всегда были удачными. Так, после одной из самых крупных неудач на крымских подмостках она поклялась себе, что больше не выйдет на сцену. Она рассказала, как чуть было не провалила свой первый театральный сезон в Крыму, когда по ходу действия пьесы ей нужно было сказать, что ее ноги легче пуха, а она зацепила декорацию, которая свалилась и рассмешила публику. Но жизнь продолжалась, и неистребимое желание попасть на сцену снова возобладало, преодолевая страх сделать что-то не так.

Впоследствии в своих воспоминаниях она опишет еще один курьезный случай, который произошел с ней в Крыму. Вместе со своими партнерами она выступала на детском утреннике и немало повеселила детей, когда зацепилась своим париком за гвоздь, парик слетел и поплыл по воде. Фаина начала страшно смеяться, она смеялась даже за кулисами, куда ее уволокли разгневанные партнеры. За это проступок она была наказана: на доске объявлений появился приказ за подписью председателя местного комитета, и Фаина прочла в нем, что получает выговор и предупреждение. И снова ей после этого не хотелось выходить на сцену.

На симферопольской сцене Раневская играла Машу в «Чайке» А. Чехова, Манефу в «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского, сваху в «Женитьбе» Н. Гоголя, Настю в «На дне» М. Горького, Машу в «Живом трупе» Л. Толстого. Но условия работы были чрезвычайно тяжелые, в течение зимы 1920–1921 гг. театр не отапливался. Актеры болели, голодали.

Крым, помимо жесточайших условий жизни, подарил Раневской встречи и знакомства с необыкновенными людьми, известными уже на тот момент, людьми талантливыми, но главное, участливыми, высоконравственными, интеллигентными. Именно в опаленном войной Крыму актриса познакомилась с композитором А. А. Спендиаровым, писателем К. А. Треневым, поэтом И. Л. Сельвинским и поэтессой А. А. Ахматовой. На страницах своего дневника актриса с теплотой и нежностью вспоминает М. Волошина, с которым познакомилась весной 1918 года. Он не дал ей и Павле Вульф умереть в Крыму с голоду в период военного коммунизма:

«Я не уверена в том, что все мы выжили бы (а было нас четверо), если бы о нас не заботился Макс Волошин. С утра он появлялся с рюкзаком за спиной. В рюкзаке находились завернутые в газету маленькие рыбешки, называемые камсой. Был там и хлеб, если это месиво можно было назвать хлебом. Была и бутылочка с касторовым маслом, с трудом раздобытая им в аптеке. Рыбешек жарили в касторке. Это издавало такой страшный запах, что я, теряя сознание от голода, все же бежала от этих касторовых рыбок в соседний двор.

Помню, как он огорчался этим. И искал новые возможности меня покормить. Иду в театр, держусь за стены домов, ноги ватные, мучает голод. В театре митинг... Потом опять были красные и опять белые. Покамест не был взят Перекоп. Бывший дворянский театр, в котором мы работали, был переименован в "Первый советский театр в Крыму"».

Все эти страшные годы голода и нужды в Крыму Фаина Раневская жила в семье Павлы Вульф, которая, будучи на тот момент уже состоявшейся актрисой, делила с начинающей коллегой, подругой и просто близким человеком «свой кров, свой стол», несмотря на то, что у самой Павлы Леонтьевны на руках была малолетняя дочь Ирина.

Крымский период для Ф. Г. Раневской и П. Л. Вульф закончился в 1923 году. Они отправились в Казань на зимний сезон 1923–1924 гг.

Кадр из кинофильма «Подкидыш». 1939 г.
Источник: https://seance.ru

Сменив после Крыма несколько городов и театров, актриса с 1931 года постоянно жила в Москве, работая большей частью в театре имени Моссовета. Ее знаменитая роль Лели в кинофильме «Подкидыш» с фразой «Муля, не нервируй меня», принесла актрисе всенародную славу. Критики писали:

«Это стопроцентная москвичка, само воодушевление московской сутолоки, сам быт Москвы».

Такой же комичной выглядела в исполнении Фаины Григорьевны одна из героинь кинофильма «Весна» – экономка Маргарита Львовна («Лев Маргаритович»).

Эта обладавшая феноменальным обаянием и фантастической популярностью актриса была бесконечно одинокой. Но однажды в ее личной жизни заискрился робкий огонек надежды – а вдруг ее одиночество да будет теперь нарушено! Почти сразу же после войны, находясь в Тбилиси, Фаина Григорьевна познакомилась с освободителем Донбасса, Крыма и Болгарии, маршалом Ф. И. Толбухиным. Зародившаяся дружба была очень дорога обоим, на одной из сохранившихся фотографий 1948 года хорошо заметно: в глазах актрисы столько нежности, что никакие признательные слова не нужны. Но через год маршала не стало.

24 октября 1982 года в роли миссис Купер в пьесе «Дальше – тишина» в постановке А. В. Эфроса Фаина Георгиевна вышла на сцену в последний раз. Народная артистка СССР, дважды лауреат Государственной премии СССР Ф. Г. Раневская умерла в Москве 19 июля 1984 года.

В августе 2016 года в Симферополе по улице Самокиша № 16 установили мемориальную доску в честь Фаины Раневской.

 

 

Список использованных источников:
  1. Мешков В. Фаина Раневская и Крым: загадки биографии / В. Мешков. – Текст : электронный // МК в Крыму : [сайт]. Севастополь, 2014. – URL: https://crimea.mk.ru/articles/2016/11/27/faina-ranevskaya-i-krym-zagadki-biografii.html (дата обращения: 28.08.2019).
  2. Раневская и Крым. – Текст : электронный // Фаина Раневская : [сайт]. – URL: http://www.f-ranevskaya.ru/ranevskaya-i-krim.html (дата обращения: 28.08.2019).
  3. Сухоруков В. Н. Биографический словарь Крыма : кн. 1 / В. Н. Сухоруков. – Симферополь : Бизнес-Информ, 2011. – 528 с. : ил.
  4. Шендрикова С. П. Мастера сцены в истории театрального искусства Крыма XIX–XX веков : монография / С. П. Шендрикова ; научный редактор В. Ю. Ганкевич. – Симферополь : ДИАЙПИ, 2011. – 298 с. : портр.
 
 
 
Дата публикации
28.08.2019
FancyBox