1822–1896/1897
художник-график
|
Федор Иванович Гросс
Из фондов КРУНБ им. И. Я. Франко
|
Имя Ф. Гросса было хорошо известно его современникам, но в продолжение XX века о нем почти забыли. Ныне имя Ф. И. Гросса фактически возвращается из небытия. Приводимые здесь биографические сведения об этом художнике основаны, прежде всего, на работах крымоведов А. А. Непомнящего, профессора Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского, и М. Р. Мальгиной, заведующей отделом Центрального музея Тавриды.
Современникам Ф. И. Гросс больше запомнился не как живописец, а как художник-график, хотя он владел всем набором художественных приемов. Дело в том, что Ф. Гросс работал преимущественно в технике литографии. Это такой способ печати, при котором рисунок переносится (на специальной машине) с каменной формы на лист бумаги. Эти листы называются оттисками. Именно они переплетаются в альбомы литографий. Сам же рисунок (подлинник) остается на каменной форме. Чтобы работать в такой сложной технике, надо быть, прежде всего, талантливым рисовальщиком.
Родился Фридрих Иоганн Гросс в 1822 году (более точную дату пока установить не удалось) в городе Симферополе. Его отец Иоганн Гросс, выходец из Судакской немецкой колонии, был художником, переселившимся в губернский центр, скорее всего, в 1816 году.
Первым учителем Ф. Гросса стал его отец, затем Фридрих окончил, по одним источникам – Симферопольскую мужскую гимназию, по другим – Симферопольское уездное училище. К этому времени Ф. Гросс стал довольно уверенным в себе художником-графиком, обладавшим безупречной техникой рисунка. Он часто разъезжал по Крымскому полуострову, делая зарисовки различных, порою труднодоступных, достопримечательностей.
В 1847 году 25-летний Ф. И. Гросс (на русский лад его стали именовать Федором Ивановичем) переехал в Одессу. К тому времени Ф. Гросс создал много великолепных графических работ. Молодой художник выставил их на суд публики и покорил одесситов, обычно сдержанных к «чужакам». Из уважения к талантливому крымчанину в Одессе выпустили альбом с графическими оттисками «Виды Крыма». Ныне один из редчайших экземпляров этого альбома, переплетенный самим А. Л. Бертье-Делагардом, хранится в фондах Центрального музея Тавриды. Литографии Федора Ивановича – подлинный раритет и великолепный источник информации по истории Крыма.
В биографии художника одесский период занял одно десятилетие. Время это оказалось для Федора Гросса плодотворным. В 1854–1855 годах (время Крымской войны) увидел свет второй альбом мастера – «Виды Одессы», с 15 литографиями. За картину «Бомбардировка Одессы англо-французским флотом 10 апреля 1854 года» Великий князь Константин Николаевич одарил художника бриллиантовым перстнем.
С 1857 года начался второй, самый продолжительный (40 лет) крымский период в жизни Федора Ивановича. Согласно «Формулярному списку о службе Ф. И. Гросса» (обнаружен в архиве бывшего Института истории материальной культуры АН СССР профессором А. А. Непомнящим), художник, поселившийся в Керчи, стал «учителем рисования, чистописания и черчения при Керченском Кушниковском девичьем институте».
В этом учебном заведении Федор Гросс преподавал до 1883 года. Вскоре Федор Иванович начал совмещать педагогическую работу с другим, совершенно для него новым видом деятельности – музееведением. В 1862 году ушел из жизни помощник директора Керченского музея древностей (основан в 1826 году) К. Р. Бегичев. На его место директор музея Александр Ефимович Люценко решил взять именно Ф. Гросса. Выбор этот был не случаен, прежде всего, из профессиональных соображений.
Полное название освободившейся должности было таким: «штатный рисовальщик и помощник директора музея». Рисовальщиком Ф. Гросс был «от Бога», чего не скажешь о других претендентах на эту должность, в частности, о краеведе В. X. Кондараки.
Кроме того, для А. Е. Люценко важны были и человеческие качества претендента. Вот какие характеристики художника Ф. И. Гросса можно встретить в переписке по этому поводу:
«Достойнейшим определения на открывшуюся в музее вакансию, – писал А. Е. Люценко в Императорскую археологическую комиссию, – я нахожу преподавателя в здешнем девичьем институте, живописца и фотографа Гросса как художника с замечательным дарованием и человека, лично мне известного своей добросовестностью».
Не менее высоко оценил достоинство Федора Ивановича и вице-президент Одесского Общества истории и древностей (ООИД) В. Н. Юргевич, охарактеризовавший художника как «человека честного, усердного к службе, знакомого с делом...».
Новое поприще всерьез увлекло художника. Ф. И. Гросс постепенно настолько увлекся краеведением, что в 1884 году был назначен директором Керченского музея. Теперь Ф. Гросс стал известен еще и как археолог и музейный профессионал. Учитывая место Керчи в древней истории Крыма (бывшая столица Боспорского царства – город Пантикапей), руководить музеем в то время мог только подлинный патриот Тавриды.
При Федоре Ивановиче начались археологические раскопки античных городов в окрестностях Керчи, при его же непосредственном участии в 1889 году был составлен план оборонительных сооружений (башен и стен) средневековой крепости генуэзского времени в Судаке. Будучи не только администратором, а директором-художником, Ф. И. Гросс оставил после себя серию рисунков многих археологических находок его времени – так называемый «Альбом Гросса». Сопровождаемые описанием каждой вещи, эти рисунки сегодня поистине бесценны.
Федор Иванович еще с 1860-х годов страдал серьезным недугом, о чем мало кто знал в его окружении. Однако с годами боли становились все ощутимее. Именно по состоянию здоровья художник и вынужден был 12 апреля 1891 года уйти на покой, оставив должность директора Керченского музея.
Умер Ф. И. Гросс 24 ноября 1896 года (по А. Непомнящему), хотя до недавнего времени годом кончины художника считался 1897 год. Во всяком случае, именно эти даты – 1822–1897 – были указаны на его могиле, местонахождение которой, увы, было утрачено еще в 1930-е годы...
Крымские мотивы на полотнах художника:
Список использованных источников:
-
Гросс Ф. Живописная коллекция видов Крыма Фридриха Гросса : альбом-каталог / Ф. Гросс ; [автор-составитель М. Р. Мальгина]. – Симферополь : Н.Оріанда, 2015. – 152 с. : ил. – ISBN 978-5-9907819-0-0.
-
Сухоруков В. Н. Биографический словарь Крыма : кн. 1 / В. Н. Сухоруков. – Симферополь : Бизнес-Информ, 2011. – 528 с. : ил. – ISBN 978-966-648-253-5.
Библиография:
-
Гросс Ф. Живописная коллекция видов Крыма Фридриха Гросса : альбом-каталог / Фридрих Гросс ; [автор-составитель М. Р. Мальгина]. – Симферополь : Н. Оріанда, 2015. – 152 с. : ил.
-
Гросс Ф. Романтическая Таврида в литографиях Ф. Гросса : [Изоматериал] : [комплект из 10 окрыток] / Ф. Гросс ; редактор Ю. А. Голодникова ; фотосъемка А. С. Васюк. – Симферополь : ДЕ-ЖЕРИ, 1998. – Вып. 1.
-
Мальгина М. Р. Загадка художника Ф. Гросса / М. Р. Мальгина // Немцы в Крыму : Очерки истории и культуры. – Симферополь : Таврия-Плюс, 2000. – С. 159–166.
Еще...
-
Скачки в Симферополе. Акварель Ф. И. Гросса // Симферополь : 1784–2018 : фотоальбом / [составитель Жерибор В. И. ; перевод на английский язык Сахно Е. М. ; автор текста Гуркович В. Н.]. – Симферополь : Салта, 2018. – С. 56 : цв. ил.
Свернуть
Дата публикации
20.06.2019