Гросс Федор Иванович

1822–1896/1897

художник-график

 

Федор Иванович Гросс
Из фондов КРУНБ им. И. Я. Франко

Имя Ф. Гросса было хорошо известно его современникам, но в продолжение XX века о нем почти забыли. Ныне имя Ф. И. Гросса фактически возвращает­ся из небытия. Приводимые здесь биографические сведения об этом художнике основаны, прежде всего, на работах крымоведов А. А. Непомнящего, профессора Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского, и М. Р. Мальги­ной, заведующей отделом Центрального музея Тавриды.

Современникам Ф. И. Гросс больше запомнился не как живописец, а как художник-график, хотя он владел всем набором художественных приемов. Дело в том, что Ф. Гросс работал преимущественно в технике литографии. Это такой способ печати, при котором рисунок переносится (на специальной машине) с каменной формы на лист бумаги. Эти листы называются оттисками. Именно они переплетаются в альбомы лито­графий. Сам же рисунок (подлинник) остается на каменной форме. Чтобы работать в такой сложной технике, надо быть, прежде всего, талантливым ри­совальщиком.

Родился Фридрих Иоганн Гросс в 1822 году (более точную дату пока установить не удалось) в городе Симферопо­ле. Его отец Иоганн Гросс, вы­ходец из Судакской немецкой колонии, был художником, пе­реселившимся в губернский центр, скорее всего, в 1816 году.

Первым учителем Ф. Гросса стал его отец, затем Фридрих окончил, по одним источни­кам – Симферопольскую муж­скую гимназию, по другим – Симферопольское уездное учи­лище. К этому времени Ф. Гросс стал довольно уверенным в себе художником-графиком, обла­давшим безупречной техникой рисунка. Он часто разъезжал по Крымскому полуострову, делая зарисовки различных, порою труднодоступных, достоприме­чательностей.

В 1847 году 25-летний Ф. И. Гросс (на русский лад его стали именовать Федором Ивановичем) переехал в Одессу. К тому времени Ф. Гросс создал много великолепных графических работ. Молодой художник выста­вил их на суд публики и поко­рил одесситов, обычно сдержанных к «чужакам». Из уважения к талантливому крымчанину в Одессе выпустили альбом с графическими оттисками «Виды Крыма». Ныне один из редчай­ших экземпляров этого альбома, переплетенный самим А. Л. Бертье-Делагардом, хранится в фон­дах Центрального музея Тавриды. Литографии Федора Ивано­вича – подлинный раритет и великолепный источник информации по истории Крыма.

В биографии художника одес­ский период занял одно десяти­летие. Время это оказалось для Федора Гросса плодотворным. В 1854–1855 годах (время Крымской войны) увидел свет второй альбом мастера – «Виды Одессы», с 15 литографиями. За картину «Бомбардировка Одес­сы англо-французским флотом 10 апреля 1854 года» Великий князь Константин Николаевич одарил художника бриллианто­вым перстнем.

С 1857 года начался второй, самый продолжительный (40 лет) крымский период в жизни Федора Ивановича. Согласно «Формулярному списку о служ­бе Ф. И. Гросса» (обнаружен в архиве бывшего Института ис­тории материальной культуры АН СССР профессором А. А. Непомнящим), художник, посе­лившийся в Керчи, стал «учите­лем рисования, чистописания и черчения при Керченском Кушниковском девичьем институте».

В этом учебном заведении Фе­дор Гросс преподавал до 1883 года. Вскоре Федор Иванович начал совмещать педагогическую работу с другим, совершенно для него новым видом деятельности – музееведением. В 1862 году ушел из жизни помощник директора Керченского музея древностей (основан в 1826 году) К. Р. Бе­гичев. На его место директор му­зея Александр Ефимович Люценко решил взять именно Ф. Гросса. Выбор этот был не случаен, прежде всего, из профессиональных соображений.

Полное название освободив­шейся должности было таким: «штатный рисовальщик и помощник директора музея». Рисовальщиком Ф. Гросс был «от Бога», чего не скажешь о других претендентах на эту должность, в частности, о крае­веде В. X. Кондараки.

Кроме того, для А. Е. Люценко важны были и человеческие качества претендента. Вот какие характеристики художника Ф. И. Гросса можно встретить в пере­писке по этому поводу:

«Дос­тойнейшим определения на от­крывшуюся в музее вакансию, – писал А. Е. Люценко в Импера­торскую археологическую ко­миссию, – я нахожу преподава­теля в здешнем девичьем инсти­туте, живописца и фотографа Гросса как художника с замечательным дарованием и человека, лично мне известного сво­ей добросовестностью».

Не менее высоко оценил достоинство Федора Ивановича и вице-президент Одесского Общества истории и древностей (ООИД) В. Н. Юргевич, охарактеризовавший художника как «человека честного, усердного к службе, знакомого с делом...».

Новое поприще всерьез увлек­ло художника. Ф. И. Гросс по­степенно настолько увлекся краеведением, что в 1884 году был назначен директором Керчен­ского музея. Теперь Ф. Гросс стал известен еще и как археолог и музейный професси­онал. Учитывая место Керчи в древней истории Крыма (бывшая столица Боспорского царства – город Пантикапей), руководить музеем в то время мог только подлинный патриот Тавриды.

При Федоре Ивановиче нача­лись археологические раскопки античных городов в окрестностях Керчи, при его же непо­средственном участии в 1889 году был составлен план оборонительных сооружений (башен и стен) средневековой крепости генуэзского времени в Судаке. Будучи не только администра­тором, а директором-художником, Ф. И. Гросс оставил после себя серию рисунков многих археологических находок его времени – так называемый «Альбом Гросса». Сопровожда­емые описанием каждой вещи, эти рисунки сегодня поистине бесценны.

Федор Иванович еще с 1860-х годов страдал серьезным неду­гом, о чем мало кто знал в его окружении. Однако с годами боли становились все ощутимее. Именно по состоянию здоровья художник и вынужден был 12 апреля 1891 года уйти на покой, оставив долж­ность директора Керченского музея.

Умер Ф. И. Гросс 24 но­ября 1896 года (по А. Непомня­щему), хотя до недавнего времени годом кончины художни­ка считался 1897 год. Во всяком случае, именно эти даты – 1822–1897 – были указаны на его могиле, местонахождение кото­рой, увы, было утрачено еще в 1930-е годы...

 

 

Крымские мотивы на полотнах художника:

Список использованных источников:
  1. Гросс Ф. Живописная коллекция видов Крыма Фридриха Гросса : альбом-каталог / Ф. Гросс ; [автор-составитель М. Р. Мальгина]. – Симферополь : Н.Оріанда, 2015. – 152 с. : ил. – ISBN 978-5-9907819-0-0.
  2. Сухоруков В. Н. Биографический словарь Крыма : кн. 1 / В. Н. Сухоруков. – Симферополь : Бизнес-Информ, 2011. – 528 с. : ил. – ISBN 978-966-648-253-5.

 

Библиография:
  1. Гросс Ф. Живописная коллекция видов Крыма Фридриха Гросса : альбом-каталог / Фридрих Гросс ; [автор-составитель М. Р. Мальгина]. – Симферополь : Н. Оріанда, 2015. – 152 с. : ил.
  2. Гросс Ф. Романтическая Таврида в литографиях Ф. Гросса : [Изоматериал] : [комплект из 10 окрыток] / Ф. Гросс ; редактор Ю. А. Голодникова ; фотосъемка А. С. Васюк. – Симферополь : ДЕ-ЖЕРИ, 1998. – Вып. 1.
  3. Мальгина М. Р. Загадка художника Ф. Гросса / М. Р. Мальгина // Немцы в Крыму : Очерки истории и культуры. – Симферополь : Таврия-Плюс, 2000. – С. 159–166.
Еще...
  1. Скачки в Симферополе. Акварель Ф. И. Гросса // Симферополь : 1784–2018 : фотоальбом / [составитель Жерибор В. И. ; перевод на английский язык Сахно Е. М. ; автор текста Гуркович В. Н.]. – Симферополь : Салта, 2018. – С. 56 : цв. ил.
Свернуть

 

Дата публикации
20.06.2019
FancyBox