Богаевский Константин Федорович
Богаевский Константин Федорович

1872–1943

мастер пейзажной живописи, акварелист

 

Константин Федорович Богаевский
Источник: https://feogallery.org

Константин Федорович Богаевский родился 24 января 1872 года в курортной Феодосии. Почему одаренный уче­ник знаменитого А. И. Куинджи не пожелал жить в столице? Предоставим ему слово:

«Грешный человек, – писал о себе К. Ф. Богаевский в 1907 году, – люблю я эту жизнь, захолустную жизнь среднего человека, люб­лю, когда она вокруг меня протекает, беспритязательная, скромная, не тормоша тебя и не волнуя. Зато как же и мечтается до забвения всего в таком боло­те! Горит душа и тоскует. В меч­тах создаешь себе другой, неведомый, сказочно-далекий и пре­красный мир. Право, не будь жизнь такой скучно-серьезной вообще, не было бы на земле ни мечты огненной, ни художеств...».

Однако не только «скучно-серьезная» жизнь в провинциальном «болоте» вдохновляла Константина Богаевского. Он родился в окружении совершенно особенного мира:

«Киммериан печальная область» – так именует наш край Одиссей, – писал художник в одной из статей 1939 года. – В своих компози­циях я пытаюсь передать образ этой земли – величавый и пре­красный, торжественный и грустный. Этот пейзаж, насыщенный большим историческим про­шлым, с... напряженными складками холмов, ... служит для меня неисчерпаемым источником...».

Жизнь и творчество К. Ф. Бо­гаевского наиболее полно изу­чили Н. С. Барсамов, долгие годы руководивший Феодосий­ской картинной галереей имени И. К. Айвазовского, и Р. Д. Бащенко, в 1970–1980-е гг. воз­главлявшая Симферопольский художественный музей. Из их ис­следований известно, что зани­маться рисованием Константин начал под руководством феодосийского художника А. И. Фесслера, ученика и последователя И. К. Айвазовского. В ту пору К. Богаевский ходил в третий класс Феодосийской гимназии. Еще одним человеком, которо­му художник был многим обя­зан, являлся бездетный феодосиец И. Е. Шмитт. Учитывая бедственное положение семьи Богаевских (отец бу­дущего художника был мелким служащим местного казначей­ства), Иван Егорович Шмитт взял Константина на воспитание. Он оплачивал его обучение в Феодосийской гимназии, а затем и в Петербургской Академии ху­дожеств. Наконец, на будущую манеру письма К. Богаевского безусловное влияние оказали встречи с его великим земляком – Иваном Айвазовским. Знамени­того мариниста нельзя причис­лять к учителям К. Богаевского, однако возможность неоднократ­но бывать в мастерской Ивана Константиновича и наблюдать за его работой дорогого стоили.

Изначально Константин Бо­гаевский отдал в своем творче­стве предпочтение пейзажу, при этом более всего начинающего художника привлекала поэти­ческая живопись Ф. А. Василье­ва. В начальный класс Академии художеств в Петербурге Константин был принят в 1891 году. Феодосийцу повезло: он начал учебу в Академии в период реформирования ее деятельности. Это означало, что профессора­ми стали теперь и многие извест­ные художники-передвижники, в 1870-е годы объявившие о сво­ем выходе из Академии. Непос­редственно учителем К. Богаев­ского в 1895 году стал извест­ный пейзажист Архип Иванович Куинджи.

Ученики профессора А. Ку­инджи развивали свои таланты в особой атмосфере:

«Куинджи не придерживался обязательной для всех программы, – сообща­ет искусствовед Р. Д. Бащенко. – Куинджи не ограничивал учени­ков и в выборе пейзажной тематики, что давало им возмож­ность полнее выявить свои ху­дожественные наклонности, творческие симпатии. Он явил­ся воспитателем целой плеяды художников. В искусстве начала XX столетия они составили осо­бенную группу с характерным для нее направлением в пейзаж­ной живописи».

Представителем этой оригинальной группы пей­зажистов был и К. Богаевский.

Как известно, в 1880-е годы А. И. Куинджи стал владельцем довольно значительного земель­ного участка на Южном берегу Крыма в районе Симеиза. Эти земли художник приобрел не для обработки и дальнейшего обо­гащения, а исключительно для использования этого имения в учебно-творческих целях.

На лето сюда съезжались студенты, обучавшиеся в его мас­терской. Здесь и в других местах Крыма они усиленно рабо­тали над этюдами. Профессор установил вполне приемлемый режим, благодаря которому уче­ники, работавшие под зонтика­ми, имели возможность отдох­нуть в самое жаркое время дня.

Летом 1895 года в компании учеников А. Куинджи проходил крымскую практику и К. Бога­евский.

«Его этюд “Крым” этого времени исполнен широким мазком, свободно, в тонком сочетании синего, зеленого, ко­ричневого и охристого цветов, – пишет Р. Д. Бащенко. – Передний план с песчаным берегом и ка­менистым холмом, поросшим кустарником, прописан более детально, а горы на горизонте и небо в облаках даны в обобщен­ной манере, как и в ряде пейзажных этюдов Куинджи».

В 1898 году профессор А. Куинджи организовал для сво­их учеников поездку по странам Европы. В Германии (Берлин, Дрезден, Мюнхен, Кельн), Франции (Париж) и Австрии (Вена) экскурсанты ознакоми­лись с художественными коллек­циями многих ведущих зарубеж­ных музеев и картинных гале­рей, воочию соприкоснувшись со многими шедеврами европейских живописцев. Вскоре пришло время и К. Богаевскому сойтись с новым направлением в русском искусстве, которое представляла созданная в 1898 году группа «Мир искусства», сформировавшаяся вокруг одноименного журнала.

Известно, что основатели этой группы обращались к К. Ф. Бо­гаевскому с предложением не только войти в объединение, но и стать одним из его учредите­лей. И хотя поначалу художник отказался даже от членства в группе, впоследствии он посы­лал свои работы на выставки, организуемые группой «Мир искусства», а в 1910 году официально стал членом этого художественного объединения.

В 1908 году К. Богаевский с женой наконец-то посетил дав­но привлекавшую его Италию. Своему однокашнику по мастер­ской А. Куинджи в Академии художеств А. А. Рылову он пи­сал из Феодосии 3 декабря (ст. ст.) 1908 года:

«Числа 11–12 де­кабря я с женой уезжаю надол­го в Италию. Вернемся домой только в конце мая. Давнишняя мечта моя исполнится. То-то насмотрятся глаза мои (!)... В Италии, кроме больших горо­дов, хочу побывать и в малень­ких, но битком набитых искусством Возрождения... Обратный путь в Крым предполагаю сде­лать морем и захватить таким образом Грецию... Благодаря Кандаурову я в Москве продал три свои картины по 600–500 рублей... Разбогател не на шут­ку... Здесь в Феодосии я на ма­нер Айвазовского подаю теперь не всю руку, а только два паль­ца. Желаю тебе, Аркаша, зашибить так деньгу, как я в этом году. Чтобы и ты смог побывать в Ита­лии и есть макароны... ».

Константин Богаевский вооб­ще был непоседой, а тут еще Крым всегда был под боком. Приехал из Феодосии в Судак – и пожалуйста:

«Две недели, – сообщал он М. А. Волошину в письме от 4 ноября 1924 года, – я прожил в Судаке в крепости, писал генуэзские башни и стены... Хотя холодные были погоды и сильные ветры очень мешали ра­ботать, я все-таки успел написать штук тридцать акварелей».

Посещал художник и герои­ческую керченскую землю:

«В Керчи, – писал К. Богаевский своему коллеге И. И. Лаза­ревскому в сентябре 1926 года, – я наслаждался окрестным суровым пейзажем, Боспором Киммерий­ским (так в античную эпоху назывался Керченский пролив. – Авт.)... Какая кругом Керчи и Тамани уныло суровая и печальная пустыня, а прежде она была усеяна греческими городами... Я очень рад, что в эту поездку бли­же познакомился с Керчью и ее пейзажем...».

В 1906–1907 гг. худож­ник построил на окраине Фео­досии дом с просторной мастерской. Работать пришлось как «простому чернорабочему». К счастью, в первые же месяцы установления в Феодосии и Кры­му советской власти художнику выдали охранную грамоту на его дом-мастерскую. В 1924 году из­вестный пейзажист вошел в твор­ческое объединение «Жар-цвет» (выставлялся до 1929 года), за­тем был принят в Союз совет­ских художников. В марте 1933 года художника отметили званием заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Начало Великой Отечественной войны застало Богаевского в Феодосии. Он не стал покидать родного города и продолжил работу. Художник трагически погиб во время бомбежки в Феодосии 17 февраля 1943 года.

 

 

Крымские мотивы на полотнах художника:

 
Список использованных источников:
  1. Галерея имени И. К. Айвазовского : [сайт]. – URL : https://feogallery.org/bogaevsky/ (дата обращения: 03.06.2019). – Текст : электронный.
  2. Сухоруков В. Н. Биографический словарь Крыма : кн. 1 / В. Н. Сухоруков. – Симферополь : Бизнес-Информ, 2011. – 528 с. : ил. – ISBN 978-966-648-253-5.

Библиография:

  1. Барсамов Н. С. Айвазовский в Крыму : очерки об И. К. Айвазовском и художниках Л. Ф. Лагорио, А. И. Фесслере, К. Ф. Богаевском, М. А. Волошине, М. П. Латри / Н. С. Барсамов. – Симферополь, 1967. – 112 с. : ил.
  2. Бащенко Р. Д. К. Ф. Богаевский : монография / Р. Д. Бащенко. – Москва : Изобразительное искусство, 1984. – 294 с. : ил.
  3. Богаевский К. Ф. К. Богаевский : альбом репродукций / К. Ф. Богаевский ; автор-составитель Л. И. Ромашкова. – Москва : Изобразительное искусство, 1979. – 4 с., 12 л. цв. ил.
Еще...
  1. Богаевский К. Ф. Киммерия / К. Ф. Богаевский. – Москва, 1972. – 28 с. : цв. ил.
  2. Богаевский Константин Федорович // Маринисты / [авторы-составители Дятлева Г. В., Биркина Е. Н.]. – Москва : ОЛМА-ПРЕСС, 2001. – С. 26–29 : цв. ил.
  3. Богаевский Константин Федорович. 1872–1943 / текст С. С. Онищенко // Феодосия в изобразительном искусстве : [альбом]. – Симферополь, 2011. – С. 54–75 : цв. ил.
  4. Бородина Л. Виртуоз акварели Константин Богаевский : к 70-летию со дня смерти художника / Л. Бородина // Брега Тавриды : литературно-художественный и публицистический журнал. – 2013. – № 3/4. – С. 246–256.
  5. Воронова О. П. Над понтом эвксинским. К. Богаевский / О. П. Воронова. – Москва, 1982. – 178 с.
  6. Кунцевская Г. Н. Богаевский Константин Федорович (1872–1943) / Г. Н. Кунцевская // Русские художники в Крыму : [в 2 т.] / Г. Н. Кунцевская, В. С. Погодин. – Москва, 2013. – Т. 1. – С. 46–59 : цв. ил.
  7. Манин В. Константин Богаевский / [автор текста В. Манин]. – Москва : Белый город, 2000. – 64 с. : цв. ил.
  8. Материалы искусствоведческой конференции, посвященной 130-летию со дня рождения К. Ф. Богаевского, Бахчисарай, 26 июня 2002 г. / Художественный музей Бахчисарайского государственного историко-культурного заповедника ; составители И. Б. Арбитайло, Е. И. Лазаренко. – Симферополь : Магистр, 2005. – 114 с. : ил.
  9. Сиренко А. «Феодосия» Константина Богаевского / А. Сиренко // Юный художник. – 2017. – № 7. – С. 26–28 : цв. ил.
  10. Ябуров С. И. Константин Богаевский и Максимилиан Волошин / С. И. Ябуров // Крымский архив. – 2015. – № 3. – С. 100–109 : ил.
Свернуть

 

 
Дата публикации
19.06.2019
FancyBox