1872–1943
мастер пейзажной живописи, акварелист
|
Константин Федорович Богаевский
|
Константин Федорович Богаевский родился 24 января 1872 года в курортной Феодосии. Почему одаренный ученик знаменитого А. И. Куинджи не пожелал жить в столице? Предоставим ему слово:
«Грешный человек, – писал о себе К. Ф. Богаевский в 1907 году, – люблю я эту жизнь, захолустную жизнь среднего человека, люблю, когда она вокруг меня протекает, беспритязательная, скромная, не тормоша тебя и не волнуя. Зато как же и мечтается до забвения всего в таком болоте! Горит душа и тоскует. В мечтах создаешь себе другой, неведомый, сказочно-далекий и прекрасный мир. Право, не будь жизнь такой скучно-серьезной вообще, не было бы на земле ни мечты огненной, ни художеств...».
Однако не только «скучно-серьезная» жизнь в провинциальном «болоте» вдохновляла Константина Богаевского. Он родился в окружении совершенно особенного мира:
«Киммериан печальная область» – так именует наш край Одиссей, – писал художник в одной из статей 1939 года. – В своих композициях я пытаюсь передать образ этой земли – величавый и прекрасный, торжественный и грустный. Этот пейзаж, насыщенный большим историческим прошлым, с... напряженными складками холмов, ... служит для меня неисчерпаемым источником...».
Жизнь и творчество К. Ф. Богаевского наиболее полно изучили Н. С. Барсамов, долгие годы руководивший Феодосийской картинной галереей имени И. К. Айвазовского, и Р. Д. Бащенко, в 1970–1980-е гг. возглавлявшая Симферопольский художественный музей. Из их исследований известно, что заниматься рисованием Константин начал под руководством феодосийского художника А. И. Фесслера, ученика и последователя И. К. Айвазовского. В ту пору К. Богаевский ходил в третий класс Феодосийской гимназии. Еще одним человеком, которому художник был многим обязан, являлся бездетный феодосиец И. Е. Шмитт. Учитывая бедственное положение семьи Богаевских (отец будущего художника был мелким служащим местного казначейства), Иван Егорович Шмитт взял Константина на воспитание. Он оплачивал его обучение в Феодосийской гимназии, а затем и в Петербургской Академии художеств. Наконец, на будущую манеру письма К. Богаевского безусловное влияние оказали встречи с его великим земляком – Иваном Айвазовским. Знаменитого мариниста нельзя причислять к учителям К. Богаевского, однако возможность неоднократно бывать в мастерской Ивана Константиновича и наблюдать за его работой дорогого стоили.
Изначально Константин Богаевский отдал в своем творчестве предпочтение пейзажу, при этом более всего начинающего художника привлекала поэтическая живопись Ф. А. Васильева. В начальный класс Академии художеств в Петербурге Константин был принят в 1891 году. Феодосийцу повезло: он начал учебу в Академии в период реформирования ее деятельности. Это означало, что профессорами стали теперь и многие известные художники-передвижники, в 1870-е годы объявившие о своем выходе из Академии. Непосредственно учителем К. Богаевского в 1895 году стал известный пейзажист Архип Иванович Куинджи.
Ученики профессора А. Куинджи развивали свои таланты в особой атмосфере:
«Куинджи не придерживался обязательной для всех программы, – сообщает искусствовед Р. Д. Бащенко. – Куинджи не ограничивал учеников и в выборе пейзажной тематики, что давало им возможность полнее выявить свои художественные наклонности, творческие симпатии. Он явился воспитателем целой плеяды художников. В искусстве начала XX столетия они составили особенную группу с характерным для нее направлением в пейзажной живописи».
Представителем этой оригинальной группы пейзажистов был и К. Богаевский.
Как известно, в 1880-е годы А. И. Куинджи стал владельцем довольно значительного земельного участка на Южном берегу Крыма в районе Симеиза. Эти земли художник приобрел не для обработки и дальнейшего обогащения, а исключительно для использования этого имения в учебно-творческих целях.
На лето сюда съезжались студенты, обучавшиеся в его мастерской. Здесь и в других местах Крыма они усиленно работали над этюдами. Профессор установил вполне приемлемый режим, благодаря которому ученики, работавшие под зонтиками, имели возможность отдохнуть в самое жаркое время дня.
Летом 1895 года в компании учеников А. Куинджи проходил крымскую практику и К. Богаевский.
«Его этюд “Крым” этого времени исполнен широким мазком, свободно, в тонком сочетании синего, зеленого, коричневого и охристого цветов, – пишет Р. Д. Бащенко. – Передний план с песчаным берегом и каменистым холмом, поросшим кустарником, прописан более детально, а горы на горизонте и небо в облаках даны в обобщенной манере, как и в ряде пейзажных этюдов Куинджи».
В 1898 году профессор А. Куинджи организовал для своих учеников поездку по странам Европы. В Германии (Берлин, Дрезден, Мюнхен, Кельн), Франции (Париж) и Австрии (Вена) экскурсанты ознакомились с художественными коллекциями многих ведущих зарубежных музеев и картинных галерей, воочию соприкоснувшись со многими шедеврами европейских живописцев. Вскоре пришло время и К. Богаевскому сойтись с новым направлением в русском искусстве, которое представляла созданная в 1898 году группа «Мир искусства», сформировавшаяся вокруг одноименного журнала.
Известно, что основатели этой группы обращались к К. Ф. Богаевскому с предложением не только войти в объединение, но и стать одним из его учредителей. И хотя поначалу художник отказался даже от членства в группе, впоследствии он посылал свои работы на выставки, организуемые группой «Мир искусства», а в 1910 году официально стал членом этого художественного объединения.
В 1908 году К. Богаевский с женой наконец-то посетил давно привлекавшую его Италию. Своему однокашнику по мастерской А. Куинджи в Академии художеств А. А. Рылову он писал из Феодосии 3 декабря (ст. ст.) 1908 года:
«Числа 11–12 декабря я с женой уезжаю надолго в Италию. Вернемся домой только в конце мая. Давнишняя мечта моя исполнится. То-то насмотрятся глаза мои (!)... В Италии, кроме больших городов, хочу побывать и в маленьких, но битком набитых искусством Возрождения... Обратный путь в Крым предполагаю сделать морем и захватить таким образом Грецию... Благодаря Кандаурову я в Москве продал три свои картины по 600–500 рублей... Разбогател не на шутку... Здесь в Феодосии я на манер Айвазовского подаю теперь не всю руку, а только два пальца. Желаю тебе, Аркаша, зашибить так деньгу, как я в этом году. Чтобы и ты смог побывать в Италии и есть макароны... ».
Константин Богаевский вообще был непоседой, а тут еще Крым всегда был под боком. Приехал из Феодосии в Судак – и пожалуйста:
«Две недели, – сообщал он М. А. Волошину в письме от 4 ноября 1924 года, – я прожил в Судаке в крепости, писал генуэзские башни и стены... Хотя холодные были погоды и сильные ветры очень мешали работать, я все-таки успел написать штук тридцать акварелей».
Посещал художник и героическую керченскую землю:
«В Керчи, – писал К. Богаевский своему коллеге И. И. Лазаревскому в сентябре 1926 года, – я наслаждался окрестным суровым пейзажем, Боспором Киммерийским (так в античную эпоху назывался Керченский пролив. – Авт.)... Какая кругом Керчи и Тамани уныло суровая и печальная пустыня, а прежде она была усеяна греческими городами... Я очень рад, что в эту поездку ближе познакомился с Керчью и ее пейзажем...».
В 1906–1907 гг. художник построил на окраине Феодосии дом с просторной мастерской. Работать пришлось как «простому чернорабочему». К счастью, в первые же месяцы установления в Феодосии и Крыму советской власти художнику выдали охранную грамоту на его дом-мастерскую. В 1924 году известный пейзажист вошел в творческое объединение «Жар-цвет» (выставлялся до 1929 года), затем был принят в Союз советских художников. В марте 1933 года художника отметили званием заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Начало Великой Отечественной войны застало Богаевского в Феодосии. Он не стал покидать родного города и продолжил работу. Художник трагически погиб во время бомбежки в Феодосии 17 февраля 1943 года.
Крымские мотивы на полотнах художника:
Список использованных источников:
-
-
Сухоруков В. Н. Биографический словарь Крыма : кн. 1 / В. Н. Сухоруков. – Симферополь : Бизнес-Информ, 2011. – 528 с. : ил. – ISBN 978-966-648-253-5.
Библиография:
-
Барсамов Н. С. Айвазовский в Крыму : очерки об И. К. Айвазовском и художниках Л. Ф. Лагорио, А. И. Фесслере, К. Ф. Богаевском, М. А. Волошине, М. П. Латри / Н. С. Барсамов. – Симферополь, 1967. – 112 с. : ил.
-
Бащенко Р. Д. К. Ф. Богаевский : монография / Р. Д. Бащенко. – Москва : Изобразительное искусство, 1984. – 294 с. : ил.
-
Богаевский К. Ф. К. Богаевский : альбом репродукций / К. Ф. Богаевский ; автор-составитель Л. И. Ромашкова. – Москва : Изобразительное искусство, 1979. – 4 с., 12 л. цв. ил.
Еще...
-
Богаевский К. Ф. Киммерия / К. Ф. Богаевский. – Москва, 1972. – 28 с. : цв. ил.
-
Богаевский Константин Федорович // Маринисты / [авторы-составители Дятлева Г. В., Биркина Е. Н.]. – Москва : ОЛМА-ПРЕСС, 2001. – С. 26–29 : цв. ил.
-
Богаевский Константин Федорович. 1872–1943 / текст С. С. Онищенко // Феодосия в изобразительном искусстве : [альбом]. – Симферополь, 2011. – С. 54–75 : цв. ил.
-
Бородина Л. Виртуоз акварели Константин Богаевский : к 70-летию со дня смерти художника / Л. Бородина // Брега Тавриды : литературно-художественный и публицистический журнал. – 2013. – № 3/4. – С. 246–256.
-
Воронова О. П. Над понтом эвксинским. К. Богаевский / О. П. Воронова. – Москва, 1982. – 178 с.
-
Кунцевская Г. Н. Богаевский Константин Федорович (1872–1943) / Г. Н. Кунцевская // Русские художники в Крыму : [в 2 т.] / Г. Н. Кунцевская, В. С. Погодин. – Москва, 2013. – Т. 1. – С. 46–59 : цв. ил.
-
Манин В. Константин Богаевский / [автор текста В. Манин]. – Москва : Белый город, 2000. – 64 с. : цв. ил.
-
Материалы искусствоведческой конференции, посвященной 130-летию со дня рождения К. Ф. Богаевского, Бахчисарай, 26 июня 2002 г. / Художественный музей Бахчисарайского государственного историко-культурного заповедника ; составители И. Б. Арбитайло, Е. И. Лазаренко. – Симферополь : Магистр, 2005. – 114 с. : ил.
-
Сиренко А. «Феодосия» Константина Богаевского / А. Сиренко // Юный художник. – 2017. – № 7. – С. 26–28 : цв. ил.
-
Ябуров С. И. Константин Богаевский и Максимилиан Волошин / С. И. Ябуров // Крымский архив. – 2015. – № 3. – С. 100–109 : ил.
Свернуть
Дата публикации
19.06.2019