Иннокентий
Иннокентий

1800–1857

архиепископ Херсонский и Таврический

 

Святитель Иннокентий

В истории России особое место занимает этот выдающийся богослов, непревзойденный церковный оратор и знаменитый ученый, вся жизнь и многогранная подвижническая деятельность которого являются ярким примером бескомпромиссного служения родному Отечеству.

Будущий видный иерарх Русской православной церкви (в миру – Иван Алексеевич Борисов) родился 27 декабря 1800 года в городе Ельце Орловской губернии в семье священника. Благоприятная семейная обстановка, наряду с пристойным образом жизни и христианским воспитанием, способствовали тому, что мальчик вырос добрым и отзывчивым, умеющим постоять за свои убеждения. Он получил хорошее образование первоначально в Воронежской, а затем в Севской семинариях. Затем последовала учеба в Киевской духовной академии, окончив которую с отличием, Иннокентий был приглашен в Санкт-Петербургскую духовную семинарию на преподавательскую работу. Здесь в российской столице ярко проявились его уникальный ораторский талант и прекрасные организаторские способности. В возрасте двадцати пяти лет, он становится экстраординарным профессором Санкт-Петербургской духовной академии, а спустя четыре года – доктором богословия. В тридцать лет ему было предложено занять должность ректора Киевской духовной академии.

Этот видный церковный иерарх являлся членом Святейшего Синода Русской православной церкви, оказывая большое влияние на развитие церковных дел в Российской империи. В частности, он активно участвовал в реформировании духовных учебных заведений, составлял для них нестандартные академические программы и авторские курсы, усовершенствовал учебно-методическую работу.

Иннокентию принадлежит авторство многих интересных по содержанию работ, посвященных различным проблемам основного, сравнительного и пастырского богословия, литургики, гомилетики, истории церкви. А его церковно-исторические сочинения «Жизнь святого апостола Павла», «Жизнь святого Киприана», «Последние дни земной жизни Иисуса Христа» были хорошо известны всей стране. К сожалению, последнее из них его современники – богословы оценили как чересчур «либеральное», и оно более 30 лет в России не переиздавалось. С 1837 года Иннокентий являлся редактором журнала «Воскресные чтения», в котором, помимо материалов различных авторов, он публиковал собственные оригинальные научные и методические работы.

Большую известность в стране получила инициатива Иннокентия по научному описанию древних рукописей, хранившихся в многочисленных монастырских библиотеках России. Хорошо известно, что, начиная со времен Киевской Руси, на протяжении многих веков в русских монастырях постоянно осуществлялось книгописание. Монастырские и приходские писцы переписывали богослужебную литературу, а также жития святых и основателей монастырей, которые предназначались как для дарения, так и шли на продажу. Многие уникальные письменные источники хранились в отдаленных монастырях и не были доступны исследователям истории церкви и широкому кругу читателей. Благодаря стараниям Иннокентия, удалось найти, собрать в специальное хранилище и тем самым обнародовать большое число уникальных рукописей и печатных изданий, позволивших познакомиться со многими малоизвестными страницами многогранной деятельности Русской православной церкви.

Каноническое изображение Святителя Иннокентия

Достойно представляя высшее православное духовенство страны, преосвященнейший Иннокентий проявил себя также и как выдающийся ученый. За свою многолетнюю научную деятельность он неоднократно избирался ординарным академиком Императорской академии наук, являлся почетным членом Московского и Санкт-Петербургского университетов, а также членом Санкт-Петербургской, Московской и Казанской духовных академий. Он принимал активное участие в работе Русского географического общества, Императорского общества сельского хозяйства Южной России, вольного экономического общества. В известном издании А. П. Лопухина под названием «Духовные светила XIX века», посвященного жизни и деятельности крупнейших церковных деятелей России, особо выделяется архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий, который назван первым среди достойных представителей духовной элиты российского общества. Там мы находим такие слова:

«Это великий гражданин Русский, которого душа отзывалась на все вопиющие вопросы Отечества, которого сердце болело всеми его ранами, которого ум занят был постоянно мыслями об их исцелении, который готов был всегда жертвовать своей жизнью».

Особые заслуги перед православной церковью архиепископ Иннокентий проявил, будучи с 1848 года первоиерархом вновь созданной на юге России Херсонской и Таврической епархии. С большим усердием он начал собирать различные сведения о разрушенных церквах и некогда существовавших в крымских горах монастырях, отыскивать в архивах упоминания о христианских святых, известных своей проповеднической деятельностью в Крыму. Всю свою организаторскую деятельность он направлял на создание на священной крымской земле Русского Афона, который бы напоминал знаменитый монашеский центр православного богословия на Афоне (Святой горе) в восточной Греции. С этой целью Иннокентий составил «Записку о восстановлении древних святых мест по горам Крымским», которая была одобрена Святейшим Синодом и утверждена императором Александром II.

Архиепископу Иннокентию удалось объединить вокруг себя значительное число сподвижников, подобрать нужных людей для организации киновий (небольших монастырей), найти состоятельных жертвователей. Быстрому утверждению его долгосрочного плана способствовал начальный капитал в пятьдесят тысяч рублей, который почти целиком составляли добровольные пожертвования.

Какие же священные места в Крыму были выбраны Иннокентием из множества христианских памятников, которым суждено было возродиться? Прежде всего, это Успенский скит в бахчисарайском ущелье, план восстановления которого был разработан в 1848 году. Планировалось также возрождение церкви святой Анастасии возле пещерного города Качи-Кальон в долине реки Альма, а также устройство монастыря на территории древнего Херсонеса – месте крещения в X веке киевского князя Владимира. В планы возрождения вошел район у целебного источника Суук-Су, где почитались святые Косьма и Дамиан, Георгиевский средневековый монастырь между Севастополем и Балаклавой и церковь святого Матфея в районе генуэзской крепости в Судаке. Развитие монастырского строительства в Крыму, несомненно, определялось особенностями исторического развития этого края, долгое время находившегося под влиянием ислама.

Руководство Иннокентия Херсонской и Таврической епархией пришлось на годы Крымской (Восточной) войны 1853–1856 гг., которая вызвала огромное напряжение материальных и нравственных сил русского общества. Являясь истинным патриотом земли русской, Иннокентий достойно проявил себя в условиях активных военных действий. Современники отмечают его геройское, истинно христианское мужество во время бомбардировок Одессы неприятельским флотом, вдохновенные речи, обращенные к ее жителям в эти трагические дни и напутственные молебны воинам, отправлявшимся в Севастополь.

Изображение Святителя Иннокентия на панораме «Оборона Севастополя» художника Ф. Рубо
 

Когда осажденный Севастополь оказался в тяжелом положении, Иннокентий решает оставить свою кафедру, находившуюся в Одессе, и направляется в Крым. Будучи на передовых рубежах под обстрелом вражеских орудий, он часто выступал с проповедями, много общался с солдатами и офицерами, поддерживая свободолюбивый дух российского воинства. В воспоминаниях о поездках Иннокентия по Крыму отмечается личное мужество иерарха, посещавшего лазареты, где свирепствовал тиф, его умение унять страх и приободрить больных, а также постоянное обращение к верующим о необходимости бережного отношения к христианским святыням.

Во время одного из богослужений на Северной стороне Севастополя под неутихающий грохот артиллерийской канонады, обращаясь к русским воинам, он проникновенно заявил:

«Не поучение говорить вам мы прибыли сюда – нет, мы явились учиться у вас славные защитники города... По всему лицу земли Русской нет ни одного сына Отечества, который бы в настоящее время не прибывал мыслью с вами, мужественные защитники Севастополя, который бы не скорбел вашими скорбями, не болезновал вашими ранами, равно как не радовался бы вашим успехам, не хвалился бы вашей твердостью и мужеством».

Памятник архиепископу в Одессе

Свой незаурядный ораторский талант архиепископ сочетал с глубокими историческими знаниями. В частности об этом свидетельствуют «Слово, произнесенное в Перекопе по случаю военных обстоятельств 19 июня 1855 г.», «Слово, сказанное в Симферополе, вскоре после изгнания из Крыма неприятеля 26 июня 1856 г.» и многие другие его речи.

Сразу же после окончания Крымской войны, когда над полуостровом затихли пушечные залпы и улегся запах гари, Иннокентий в мае 1857 года снова прибывает в Крым. Он стремится сюда, чтобы посетить места былых сражений и почтить память героических защитников Севастополя. Архиепископа очень интересовал вопрос, что необходимо предпринять для восстановления разрушенных войной местных христианских святынь. А таких было достаточно много: только в одном Севастополе были разрушены все без исключения церковные постройки. Помимо Севастополя Иннокентий посетил Евпаторию, Симферополь, окрестности Бахчисарая, а также большинство расположенных на крымской земле православных монастырей. Во время этой поездки в Крым он простудился, но, тем не менее, продолжал решать неотложные дела, выступать с проповедями, давать советы. 26 мая 1857 года, вскоре после возвращения в Херсон, архиепископ Иннокентий умирает.

В своей проникновенной речи, посвященной памяти преосвященного Иннокентия, известный русский историк церкви и видный богослов митрополит Макарий сказал удивительные слова:

«Имя Иннокентия озарено блистательной славой – славой великого патриота и великого пастыря Церкви, исполненного самоотвержения и любви, готового положить за свою паству, или вместе с нею, собственную душу».

Подвиг святителя запечатлел художник-монументалист Франц Алексеевич Рубо в своей уникальной панораме «Оборона Севастополя». В 1997 году архиепископ Иннокентий был причислен к лику святых. Его мощи покоятся в Одессе, в Свято-Преображенском соборе, возле которого в 2013 году был установлен памятник архиепископу.

 

Автор статьи
Ю. А. Бабинов

 

 

Список использованных источников:
  1. Бабинов Ю. А. Иннокентий (1800–1857) / Ю. А. Бабинов // Крым в лицах и биографиях. Античность. Средневековье. Новое время : справочно-литературное издание. – Симферополь, 2008. – С. 205–208.
Библиография:
  1. Калиновский В. В. Биографические материалы об Архиепископе Херсонском и Таврическом Иннокентии (Борисове) на страницах газеты «Одесский вестник» (по материалам 1856–1857 гг.) / В. В. Калиновский // Крымский архив. – 2015. – № 1. – С. 62–74.
  2. Калиновский В. В. У истоков восстановления колыбели христианства на Руси: архиепископ Иннокетий (Борисов) и Херсонесская обитель / В. В. Калиновский // Пространство и время. – 2014. – № 2. – С. 207–215 : портр. – Библиогр. в конце ст.
  3. Мельникова Л. В. Иерархи Русской православной церкви в годы Крымской войны (1853–1856 гг.) / Л. В. Мельникова // Церковь в истории России / отв. ред.: В. М. Лавров. – Москва, 2010. – Сб. 9. – С. 125–151.
  4. Филимонов С. Памяти святителя Иннокентия (Борисова) / С. Филимонов // Таврида Православная : газета Симфероп. и Крым. епархии. – 2015. – дек. (№ 23/24). – С. 6–7 : ил.

 

 

Дата публикации
27.01.2025
FancyBox