Фильм «Человек-амфибия» (1961)
Фильм «Человек-амфибия» (1961)
Кадр из фильма «Человек-амфибия»

 

В 1962 году на экраны вышел фильм, по популярности которому не было равных в те годы в СССР. Это фантастический художественный фильм «Человек-Амфибия», снятый по одноименному роману писателя Александра Беляева, написанному в 1928 году.

В конце 1940-х гг. его хотели экранизировать в США, но в Голливуде от этой затеи отказались из-за отсутствия опыта в масштабных подводных киносъемках.

Не было такого опыта и в нашей стране, но режиссер Владимир Чеботарев и оператор Эдуард Розовский решились на экранизацию романа по давно написанному сценарию. В титрах указана и фамилия режиссера Геннадия Казанского, но он присоединился к съемочной группе позже по указанию директора «Ленфильма».

Съемки фильма проходили в 1961 году. Важно отметить, что режиссер и операторы стали первопроходцами в применении технологических новшеств при реализации задуманного. Действия романа происходят в далекой Аргентине. И если натуру для съемок наземной части фильма нашли в старом городе солнечного Баку, который с успехом заменил Буэнос-Айрес, то с выбором мест подводных съемок пришлось изрядно повозиться. К счастью, не все Южнобережье Крымского полуострова тогда еще было застроено, и поэтому, обследовав на фелюге крымское побережье, остановились на бухте Ласпи и Карадаге. Часть съемок была проведена в поселке Кастрополь и под склоном скалы Ифигения.

Конечно, наше Черное море по буйству подводной растительности уступает тропическим морям. Поэтому пришлось украшать морское дно кораллами, подводными скалами и раковинами из разноцветной пластмассы, водорослями из поролона.

Долго искали материал костюма главного героя, пробуя разные варианты. В конце концов русская смекалка как всегда выручила, и на ткань, из которой изготовлялись плотные женские колготки, нашили 10 тысяч чешуек из старой белой киноленты, предварительно выкрасив их в перламутровый цвет. Костюм Ихтиандра оказался удивительно красив и безусловно является находкой для кинофильма.

В фильме снимались известные актеры Михаил Козаков (Педро Зурита), Николай Симонов (доктор Сальватор), Владлен Давыдов (Ольсен), Анатолий Смиранин (старик Бальтазар), Станислав Чекан (тюремщик). На исполнительницу главной роли Гуттиэре была утверждена Анастасия Вертинская, уже известная советскому зрителю по роли Ассоль в фильме «Алые паруса». В роли Ихтиандра выступил молодой Владимир Коренев, для которого это была первая большая роль в кино. Дебют его состоялся в кинокартине «Жизнь прошла мимо» в 1958 году.

Выбор главных героев фильма был безупречен. Ассистенты режиссера Чеботарева выполнили его установку – «найти парня, в глазах которого было бы море, а девушку, в глазах которой было бы небо».

Для того, чтобы убедительно выглядеть в кадре, Коренев и Вертинская каждый день проводили тренировки в бассейне Института физкультуры. В эпизоде с нападением акулы на Гуттиэре пробовались макеты этой хищницы из резины и даже белуга. В конечном итоге остановились на катранах – черноморских акулах небольших размеров. С ними тоже пришлось изрядно повозиться, но потом заметили, что если рыбу выбросить на некоторое время на сушу, потом она ведет себя уже более спокойно во время съемок. Впрочем момент нападения акулы на главную героиню фильма на экране выглядит вполне органично.

Под водой актеры работали без аквалангов. К ним подплывали подводные пловцы и давали подышать из своих аппаратов. Конечно актерам было чрезвычайно тяжело работать под водой, так как они мерзли (на глубине вода была холодной) и испытывали серьезные физические нагрузки. Конечно, им помогали дублеры. У Коренева дублерами были чемпионы СССР по подводному плаванию Рэм Стукалов и Владимир Иванов. Дублершей Вертинской выступала Галина Шуренова.

В том, что фильм имел грандиозный успех у зрителей, была большая заслуга всей съемочной группы, состоящей из 25 человек и прошедшей подготовку в центре подводного плавания с выдачей соответствующих документов. Пионером подводных съемок был оператор Федор Леонтович, который виртуозно справился со своей работой. А она была не только трудна, но и опасна, так как приходилось опускать аппаратуру под напряжением под толщу воды, что представляло собой смертельный риск и для актеров, и для съемочной группы. Но принятые меры предосторожности оказались вполне оправданы, и съемки в этой части прошли благополучно.

Украшением кинофильма стала музыка композитора Андрея Петрова, который дебютировал в этом качестве в фильме «Человек-Амфибия». Его песня «О рыбаке» стала очень популярной в нашей стране на долгие годы. Ну и, конечно, небольшой эпизод, когда манекенщица Нина Большакова в кафештане исполняет песню «Эй моряк, ты слишком долго плавал», является просто шедевром и замечательно украшает киноленту. Кстати, песню о морском дьяволе на самом деле поет певица Нонна Суханова, и после выхода кинокартины на экран ее распевали на всех углах, и до сих пор поют на многих музыкальных шоу.

Режиссерам, снимавшим фильм, было выделено слишком мало средств для киносъемок, поэтому приходилось отказываться от многих задумок. У Чеботарева даже была договоренность с Жаком-Ивом Кусто, согласившимся помочь в создании фильма, но его участие не состоялось именно по этой причине.

Но когда фильм вышел на экраны, то он явился, по словам министра культуры СССР Екатерины Фурцевой, настоящим подарком Министерству финансов. Бюджет фильма окупился только за счет выпуска восьмикопеечных открыток Владимира Коренева и Анастасии Вертинской из серии «Актеры советского кино». Их выпуск пришлось десятикратно увеличивать.

Киноленту приобрели во многих странах мира. Она завоевала приз «Серебряный парус» на фестивале фантастических фильмов в итальянском Триесте (1962). Но самый оглушительный успех, несмотря на критические рецензии в прессе, он имел в Советском Союзе. Только в первый год его выхода на экран киноленту посмотрели свыше 65-ти миллионов человек, а за следующие три года число зрителей перевалило за 100 миллионов.

Фильм имел и далеко идущие последствия, ибо огромное число жителей советской страны стали заниматься подводным плаванием и ринулись в магазины «Спорттовары» за соответствующими приспособлениями. В Крыму на базе Ялтинской киностудии заработал центр подводных видеосъемок, куда стали поступать сотни заказов со всей страны. Судак стал центром подводной археологии.

 

Кадры из кинофильма, снятые в Крыму

 

Автор статьи
Александр Быховец,
ветеран правоохранительных органов

 

 

Библиография:
  1. Львовски М. В. Кино-Крым: весь мир на ладони / М. В. Львовски. – Симферополь : АРИАЛ, 2017. – 327 с. : фот.
  2. Павлотос В. П. Рождены, чтоб сказку сделать... Полвека в кино / В. П. Павлотос. – Симферополь : АРИАЛ, 2010. – 311 с., [12] л. цв. ил. : ил.
  3. Рудая Э. Ихтиандры Чёрного моря / Э. Рудая // Крымское время. – 2016. – 28 июля. – С. 13 : цв. ил.
  4. Ялтинская киностудия: путь длиною в 100 лет : библиографический указатель / Крымская республиканская универсальная научная библиотека им. И. Я. Франко ; [сост. Н. Я. Максимушкина ; ред.: Л. Е. Грибова, Е. А. Белова]. – Симферополь : [б. и.], 2016. – 60 с.

 

 

Дата публикации
08.08.2024
FancyBox