Косьмо-Дамиановский мужской монастырь
Косьмо-Дамиановский мужской монастырь
Часовня монастыря

 

Косьмо-Дамиановский мужской монастырь располагается в 20 км от Алушты, в живописной котловине гор у подошвы горы Чатыр-Даг. Он окружен лесистыми склонами Бабугана, хребтом Конек и горой Черной. Здесь находится целебный источник святых Косьмы и Дамиана (по-татарски – Савлух-Су). Он вытекает из двух отдельных ключей, отстоящих один от другого на расстоянии почти 3 м. Оба ключа соединяются в один, затем по каменному руслу спускаются вниз и впадают в реку Альму. Вода у источника очень холодная – 6–7°С.

О происхождении источника повествует Святое Предание. Святые бессребреники, врачи и чудотворцы Косьма и Дамиан, жившие в III в. в Риме, были сосланы римским императором в Крым. Здесь они, как и раньше, безвозмездно врачевали больных и испросили у Бога целебной воды. Долго молились братья, и Господь услышал их молитвы, и потекла из-под горы в двух ключах чудодейственная вода. Позже братья вернулись назад в Рим и там приняли мученическую смерть за веру. А испрошенный ими источник и по сей день несет в себе благодатную целебную силу. С тех пор шли к нему люди разного звания, состояния, возраста, национальности за исцелением своих недугов.

Источник святых Косьмы и Дамиана
Источник: https://monastyr-kid.ru

Но не было близ источника никаких построек для приюта богомольцев и паломников, приходивших сюда со всех концов полуострова ко Дню памяти святых Косьмы и Дамиана. Во втором десятилетии XIX в. на средства графини Софии Потоцкой у источника было построено временное пристанище для паломников. Симферопольский купец 1-й гильдии, староста Александро-Невского собора в Симферополе Иван Потапович Санютин, исцелившийся в источнике после купания, поставил над ним сруб с образом святых Косьмы и Дамиана, а также выстроил малую церковь над источником с двумя купальнями, несколько келий и помещений для богомольцев.

В конце 1850 г. архиепископ Иннокентий ходатайствовал об отводе 4 десятин земли около источника святых Косьмы и Дамиана для учреждения там Косьмо-Дамиановской киновии. 3 апреля 1853 г. Указом Таврической духовной консистории было определено:

«…открыть на сем месте пустынножительство, без всякого пособия от казны, с условием содержания обители на доброхотные подаяния богомольцев, посещающих ее».

Во время Крымской войны на месте будущей киновии некоторое время находился военный наблюдательный аванпост. После ее окончания, в июле 1856 г., из Бахчисарайского Успенского скита сюда был командирован иеромонах Макарий с монахом Игнатием для строительства и благоустройства монастыря и других необходимых зданий. Вскоре была простроена малая деревянная церковь, а 10 сентября 1857 г. Макарий был назначен первым настоятелем Косьмо-Дамиановской киновии, получившей окончательное административное устройство.

Храм святых Косьмы и Дамиана. Открытка
Источник: https://sobory.ru

Заметно выросло число богомольцев, для которых нужен был новый корпус. В 1863 г. построили деревянный, более вместительный корпус для посетителей. В 1869 г. на средства жертвователей построили новый большой деревянный храм. В 1872 г. Косьмо-Дамиановской киновии из казенной лесной дачи было выделено еще 19 десятин земли. Таким образом, при киновии стало 23 десятины земли под лесом и горами.

В начале 1876 г. отец Макарий сильно ослабел от туберкулеза, почти не мог ходить и проводить богослужения. Чтобы не доставлять больших хлопот братьям, он в августе того же года поступил в больницу странноприимного дома Таранова-Белозерова в Симферополе, где и умер. На его правление пришелся расцвет монастыря. При нем обитель отстроилась, появились два храма, часовня, притвор для гостей, хозяйственные здания.

Становление киновии продолжалось. В 1878 г. севастопольский мещанин Григорий Петрович Порывай пожертвовал монастырю хутор при селе Григорьевка (он же Мамек) в Перекопском уезде, на расстоянии 100 верст от обители. Вместе с хутором Григорий Петрович передал во владение 200 десятин земли.

К концу XIX в. на территории монастыря были возведены три братских корпуса, корпус для мастерской, баня, помещение для экипажей с конюшней, кладовая, корпус для посетителей, деревянная лавка, кузница и другие хозяйственные постройки, проведен капитальный ремонт всех зданий. В 1886 г. была заново построена дорога из Алушты, получившая в народе название Косьмо-Дамиановского шоссе.

Весной 1899 г. епископ Николай принял решение перевести часть Топловского женского монастыря в Косьмо-Дамиановскую киновию, преобразовав мужской монастырь в женский. 16 июля 1899 г. Указом Святого Синода было постановлено:

«Косьмо-Дамиановскую киновию обратить в общежительный того же наименования женский монастырь и назначить настоятельницей сего монастыря монахиню Топловской Троице-Параскевской общежительной обители м. Варсонофию с возведением ее в сан игумении».

Матушка Варсонофия
Источник: https://monastyr-kid.ru

Матушка Варсонофия во главе двадцати пяти сестер прибыла к своему новому месту жительства. Официально о преобразовании мужской киновии в женский монастырь было объявлено 1 августа 1899 г. Братья мужского монастыря были распределены по другим обителям Таврической епархии.

Как и первый настоятель мужской киновии, первая настоятельница женского монастыря матушка Варсонофия непрестанно заботилась о благоустройстве святого места, управляя им почти 25 лет. Прежде всего был капитально отремонтирован главный, Косьмо-Дамиановский храм монастыря, возведена новая подпорная стена для укрепления террасы. Было выстроено несколько дополнительных келий, просфорня, хлебопекарня, рукодельня, прачечная, амбар с закромами для хранения муки, крупы и другие постройки.

По Указу Святого Синода от 19 декабря 1900 г. епархиальное начальство распорядилось содержать в обители несовершеннолетних нарушительниц уголовного кодекса по судебным приговорам, а так же принимать беспризорных девочек-сирот.

Самые трудные времена в жизни Косьмо-Дамиановского монастыря наступили после Октябрьской революции 1917 г. С этого момента и до конца 1920 г., ввиду отсутствия постоянной власти, обитель не раз подвергалась разграблению. В мае 1922 г. Комиссия по изъятию церковных ценностей в помощь голодающим произвела опись всего движимого и недвижимого имущества монастыря. В 1923 г. на землях бывшей царской охоты, выделенных рядом с монастырем в конце XIX в., был учрежден Крымский государственный заповедник, а все церковные постройки были переданы в его ведение. В 1927 г., не выдержав административного давления, монахини вынуждены были выселиться с территории бывшего монастыря.

По прошествии многих лет, 29 июля 1992 г. был зарегистрирован Устав мужского монастыря святых мучеников Косьмы и Дамиана. Началась новая история обители. 14 июля 1994 г. архиепископ Симферопольский и Крымский Лазарь отслужил здесь божественную литургию. В обитель вернулись ее главные святыни: икона Божией Матери «Иерусалимской» и храмовая икона святых бессребреников и чудотворцев Косьмы и Дамиана.

 

Местоположение: г. Алушта, Национальный парк «Крымский»

 

 

Список использованных источников:
  1. Косьмо-Дамиановский монастырь в Крыму : исторический очерк / под редакцией игумена Никиты (Полтава) ; составитель послушник Сергий (Тринитко). – Алушта : Косьмо-Дамиановский монастырь ; Киев : Факт, 2003. – 93 с., [4] л. ил.

 

 

 

 

Дата публикации
08.07.2021
FancyBox
 
 
крымоведческий информационно-библиографический портал

КОНТАКТЫ

Тел.:
+7 (3652) 608-644
Адрес:
295017, Россия, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Набережная им. 60-летия СССР, 29-А
e-mail:
franco@crimealib.ru
Яндекс.Метрика

© 2019–2021 ГБУК РК Крымская республиканская универсальная научная библиотека им. И. Я. Франко
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна