Киммерийцы
Изображение киммерийских всадников на этрусской вазе
Источник: https://www.istoriia.ru

 

Удобное географическое положение Крымского полуострова, находящегося на пересечении путей из Европы в Азию, издавна делало его местом, где переплетались судьбы многих племен и народов. Несмотря на благоприятные природно-климатические условия, Крым был заселен довольно поздно – около 100–150 тыс. лет назад. Первобытные люди (неандертальцы) пришли сюда с материковой части нынешней Украины. Примерно 40 тыс. лет назад, с появлением людей современного физического типа (кроманьонцев) численность обитателей полуострова стала быстро увеличиваться, подтверждением чему служат многочисленные археологические памятники каменного и бронзового веков. Однако, из-за отсутствия письменных документов, этническая принадлежность оставивших эти памятники народов нам не известна. Ситуация изменилась в следующую эпоху, получившую название «ранний железный век» (IX в. до н.э. – IV в. н.э.). Именно к этой эпохе, когда люди овладели технологией производства железа и стали изготовлять из него значительно более производительные орудия труда и оружие, и относятся самые ранние упоминания древних авторов о живших в Крыму, да и вообще в Восточной Европе, народах. Первыми на страницы хроник попали киммерийцы, имя которых (этноним), начиная с VIII в. до н.э., неоднократно упоминалось в древнегреческих и древневосточных документах.

Пожалуй, раньше всех о киммерийцах написал великий греческий поэт Гомер в своих произведениях «Одиссея» и «Илиада». Рассказывая о долгом и полном приключений путешествии Одиссея и его спутников, Гомер сообщает о народе и городе людей киммерийских. Страна эта находилась где-то на краю света, где все покрыто влажным туманом и мглой облаков, сквозь которые даже не пробивался солнечный свет. Вот так уныло в глазах древних греков выглядела родина киммерийцев – Северное Причерноморье. В «Илиаде» о киммерийцах прямо не сказано, но считается, что они скрываются здесь под названиями «доители кобылиц» и «млекоеды». Внимательный читатель, наверное, заметил, что в одном эпосе киммерийцы охарактеризованы как оседлое, городское население, а в другом – как скотоводы-кочевники.

Гораздо больше данных о киммерийцах содержится у известного древнегреческого историка Геродота, жившего в V в. до н.э. Он составил знаменитую «Историю» в девяти книгах, за которую заслуженно получил почетное прозвище «Отец истории». Четвертая книга этого сочинения почти полностью посвящена Северному Причерноморью и господствовавшим там скифам. Повествуя о них, как о победителях несокрушимой армии персидского царя Дария I, Геродот описал и те народы, с которыми скифы вступали в контакты. Благодаря этому нам и стало известно, что среди жителей Таврики, как тогда назывался Крым, были кочевники-киммерийцы, а также тавры – жестокие горцы, промышлявшие грабежом и пиратством.

Геродот
Источник: http://zhurnal.lib.ru

Геродот упоминает киммерийцев, пересказывая одну из трех легенд о происхождении скифов. Когда-то киммерийцы населяли северный берег Черного моря, и с тех пор здесь так и сохранились связанные с ними географические названия: область Киммерия, Боспор Киммерийский (Керченский пролив), Киммерийские переправы, Киммерийские стены, город Киммерик и гора Киммерий. Но однажды в их земли вторглись вытесненные из Азии воинственные скифы-кочевники. Киммерийцы стали советоваться: вступить ли им в сражение со скифами или же уступить грозной силе и покинуть свою страну. На совете мнения разделились. Цари предлагали дать сражение, предпочитая умереть за свою землю, но народ, не желая подвергаться опасности, предложил уйти без боя. Так и не сумев договориться, киммерийцы разделились на две части и вступили в кровопролитную битву друг с другом. Многие в ней были перебиты, а оставшиеся в живых похоронили своих соплеменников и, покинув родину, ушли вдоль восточного берега Черного моря в Переднюю Азию.

Так начался переднеазиатский период в истории киммерийцев, о котором достаточно подробно сообщают уже древневосточные (ассирийские, вавилонские, древнееврейские) письменные источники. Они весьма многочисленны, и речь в них идет о вооруженных столкновениях киммерийцев с Ассирией, Мидией, Лидией и Урарту. Для жителей этих стран киммерийцы или «гамирра», как их называли, были пришедшими с севера дикими кочевниками, живущими грабежом и войной. Легко предавая и меняя союзников, нападая на богатые города, киммерийцы повсюду несли с собой смерть и разрушения. Конец киммерийскому владычеству в Передней Азии положили их недавние враги – вторгшиеся сюда скифы. Потерпев от них ряд поражений, киммерийцы отступили в район города Синоп на юге черноморского побережья, а около 600 г. до н.э. их окончательно разгромил лидийский царь Алиатт. После этого киммерийцы сошли с исторической арены, но, несмотря на это, они до сих пор остаются одним из самых загадочных народов.

Причин тому несколько. Так, например, в соответствии с данными античной письменной традиции, киммерийцы жили в северопричерноморских степях, однако попытки уточнить территорию их обитания привели ученых к крайне противоречивым выводам. Большинство современных исследователей, вслед за Геродотом, полагают, что киммерийцы некогда были широко расселены от Дуная до Дона. Другие сужают их ареал до Северо-Западного Кавказа, а также до Таманского и Керченского полуостровов, иногда даже только до одного Керченского полуострова, поскольку с ним связаны практически все уже упоминавшиеся топонимы, имеющие отношение к киммерийцам. Существует гипотеза, в соответствии с которой киммерийцы никогда не жили в Северном Причерноморье, а их племенной союз сложился на землях современного Ирана, откуда они совершали свои грабительские походы в Малую Азию, Закавказье и Северное Причерноморье. Полагают также, что киммерийцы – это не этноним, а общее название передового подвижного отряда воинов-кочевников, в частности скифов, и, следовательно, такого народа как киммерийцы вообще не существовало.

Изображение киммерийца
на греческой вазе

Не решен до конца вопрос о языковой принадлежности киммерийцев, поскольку из их языка до нас дошло всего три слова. Это имена киммерийских царей Теушпа, Тугдамме (Лигдамис) и Сандакшатру. В свое время их считали фракийскими, кельтскими, германскими, славянскими и кавказскими, но сейчас языковеды выводят эти имена из иранских корней, относя язык киммерийцев к иранской группе индоевропейской языковой семьи.

Разночтения с локализацией киммерийцев породили сохраняющуюся и поныне проблему выявления принадлежащей киммерийцам археологической культуры. Так, в Малой Азии, где киммерийцы несомненно жили в течение многих лет, нет ни одного оставленного ими памятника и поэтому нет того эталона, с которым можно было бы сравнивать памятники других территорий. Следуя указаниям Геродота, киммерийцев искали в Северном Причерноморье, пытаясь связать с ними катакомбную и срубную культуры эпохи бронзы. Однако, к IX в. до н.э. они прекратили свое существование, тогда как киммерийские памятники только лишь стали появляться в это время. В конечном счете, археологи условились считать киммерийскими разбросанные по степи кочевнические подкурганные погребения IX – первой половины VII вв. до н.э., которые по своему обряду и инвентарю отличаются от кочевнических древностей эпохи бронзы, а также от культуры появившихся в середине VII в. до н.э. скифов.

Связываемые с киммерийцами захоронения, а их насчитывается порядка 200, открыты на огромном пространстве от Дуная до Волги. Они совершались в прямоугольных или овальных ямах, большинство которых впущено в курганы, насыпанные в предшествующее время. Иногда стены могильной ямы обшивали деревом, из которого делали и перекрытие могилы. В погребениях содержатся останки воинов с оружием и деталями конской узды, а также с лепной лощеной посудой, куда помещалась заупокойная пища. Изредка вместе с умершим хоронили и его боевого коня. В отдельных случаях над могилой устанавливали каменные стелы в виде человеческой фигуры. Погребения такого типа, а на сегодняшний день их известно свыше 15, открыты и в степной части Крымского полуострова.

Археологические материалы из киммерийских погребений дают возможность реконструировать хозяйственный уклад, жизнь и быт этого кочевого народа. Основой хозяйства киммерийских племен было кочевое скотоводство, в котором доминировало разведение лошадей. Коневодство не только обеспечивало киммерийских воинов и пастухов «средствами передвижения», но, если вспомнить «Илиаду», снабжало их продуктами питания. Большую роль в жизни киммерийцев играли войны, открывавшие кочевникам широкие возможности в получении продуктов земледелия и ремесла. О переднеазиатских походах уже говорилось, но постоянное давление со стороны киммерийцев испытывало и северное оседло-земледельческое население лесостепи.

Предметы вооружения
и конской сбруи
из киммерийских погребений

Кочевая жизнь киммерийских племен отразилась и на их внешнем виде. Сохранилось всего два изображения на расписных вазах VI в. до н.э., на которых, как считается, запечатлены киммерийцы. На этрусской вазе показаны киммерийские всадники, а на греческой – киммерийский лучник. Одежда людей на этих изображениях полностью отвечает тем степным «стандартам», которые были выработаны кочевыми условиями жизни. Киммерийцы одевались в удобные для верховой езды узкие штаны и приталенные рубахи с расширяющимися полами, на ноги обували мягкие сапожки с короткими голенищами, а головы покрывали высокими островерхими шапками-башлыками. Неотъемлемым кочевническим компонентом является и конская сбруя, служившая для управления конем. Ее основные детали – это удила и псалии, которые очень часты в киммерийских могилах. Бронзовые удила фиксировались во рту лошади при помощи костяных и бронзовых трехдырчатых псалиев. Соединявшие их ременные уздечки украшались разнообразными бронзовыми или ажурными костяными накладками.

Военная специфика киммерийского быта отразилась в разработке и изготовлении первоклассных для своего времени образцов вооружения и снаряжения боевого коня. Главным видом наступательного вооружения являлся мощный дальнобойный лук со стрелами, имевшими бронзовые двухлопастные наконечники. В ближнем бою киммерийцы использовали длинные (свыше 1 м) железные мечи, а также короткие кинжалы, имевшие иногда бронзовые рукояти. Изредка киммерийцы применяли и копья с железными наконечниками, но широкого распространения этот вид оружия не получил. Как свидетельствуют археологические находки и редкие изображения, киммерийцы представляли собой легковооруженную конницу. Какими-либо данными об использовании ими защитного вооружения наука не располагает, хотя не исключено, что перед боем киммерийцы могли облачаться в простые, но весьма эффективные кожаные доспехи, прикрываясь от неприятельских стрел и ударов мечей легкими щитами. Широкое распространение киммерийской конской запряжи и оружия является лучшим подтверждением их высокой эффективности и удачной конструкции.

Кочевничье-скотоводческий способ жизни отразился и на социальном развитии киммерийцев. Главной ценностью кочевников был скот, стада которого могли легко переходить из рук в руки вследствие вооруженных столкновений, засух и других причин, скапливаясь у наиболее предприимчивых и удачливых соплеменников. Им же перепадала и основная часть военной добычи, что приводило к имущественному и социальному расслоению киммерийского общества. О киммерийских вождях говорится в ряде письменных источников, например у Геродота, где они названы царями, а археологически это прослеживается в появлении захоронений военной аристократии, которые своим богатством заметно отличаются от основной массы рядовых погребений. В качестве примера можно привести крымское погребение знатного воина, исследованное в кургане у с. Целинное Джанкойского района. Похороненный здесь лежал в скорченном положении на левом боку. За его головой стояла чернолощеная корчага, наполненная костями барана, оставшимися от заупокойной пищи. Под нижней челюстью умершего найдены две височные подвески в виде бараньих рогов, изготовленные из бронзы и обтянутые золотой фольгой. К поясу был подвешен железный кинжал, а в левую руку вложен точильный камень (оселок). При раскопках кургана обнаружена нижняя часть каменной стелы, на которой рельефом изображены пояс, заткнутый за него горит (футляр для лука и колчана со стрелами) с луком, а также подвешенные кинжал, оселок и крестообразное изделие неясного назначения.

Приведенные факты говорят о том, что киммерийцы находились на стадии перехода от первобытнообщинного строя к раннеклассовому обществу и государственности. Однако дальнейшее развитие этого процесса было прервано вторжением скифов, с которыми связан следующий этап истории Крыма.

 

 

Список использованных источников:
  1. От киммерийцев до крымчаков. Народы Крыма с древнейших времен до конца XVIII в. / редакторы И. Н. Храпунов, А. Г. Герцен. – Изд. 4-е, стер. – Симферополь : Доля, 2007. – 286 с. : ил. – ISBN 978-966-366-107-0.

 

 

Дата публикации
03.06.2020
FancyBox
 
 
крымоведческий информационно-библиографический портал

КОНТАКТЫ

Тел.:
+7 (3652) 608-644
Адрес:
295017, Россия, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Набережная им. 60-летия СССР, 29-А
e-mail:
franco@crimealib.ru
Яндекс.Метрика

© 2019–2021 ГБУК РК Крымская республиканская универсальная научная библиотека им. И. Я. Франко
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна