Среди достопримечательностей Евпатории видное место занимают две старинные караимские кенасы (храмы): Большая, или Соборная, предназначенная для праздников, и Малая – для будних дней. Они находятся в старой части города, на Караимской улице.
Кенаса (от арабского «каниса» – немусульманский собор) алтарем ориентируется на юг. О существовании караимской кенасы в 1711 г. упоминает французский путешественник Обри де Ла Моттре. О кенасе и двух духовных училищах при ней говорит Петр Симон Паллас, знаменитый естествоиспытатель, посетивший Гёзлёв (ныне Евпатория) в 1794 г.
В центре фриза северного портала Большой кенасы в выемку была заложена строительная надпись, пережженная в 1930-х гг. на известь, из которой следовало, что кенасу заложили в 1804 г., а первое богослужение в ней состоялось в 1805 г.
Достоверно известно, что Соборная кенаса была целиком восстановлена из древнего сооружения в 1807 г., а Малая – в 1815 г., что произошло после присоединения Крыма к России, когда административный и общественно-культурный центр караимов из крепости Чуфут-Кале, около Бахчисарая, перешел в Евпаторию. Строительство происходило по планам и под непосредственным руководством Самуила, сына Нахаму (Бабакая) Бобовича, талантливого караимского зодчего, и на средства его брата, Соломона Бабакаевича Бобовича.
|
Императорская семья в кенасах
в сопровождении гахана
|
Во время обороны Севастополя в 1855 г. Соборная кенаса была захвачена высадившими в Евпатории десант турками и обращена ими в арсенал. В 1926 г. кенасу как храм закрыли, в ее здании создали Антирелигиозный музей – филиал Евпаторийского археолого-этнографического музея с караимским отделом. В 1928 г. его перепрофилировали в Музей краеведения, антирелигиозный отдел превратили в караимский отдел. В 1936 г. музей в кенасе был упразднен, и помещения передали для курсов медсестер. Малую кенасу стали использовать под спортивный зал. Во время немецкой оккупации города в 1942 г. храм в Малой кенасе был вновь открыт. С 1959 г. ее помещения использовались под детский сад, с 1967 г. – под археологический отдел Евпаторийского музея, а в Большой кенасе сохранялись фонды Евпаторийского краеведческого музея. В 1990 г. Евпаторийский горсовет передал в бессрочную аренду Малую кенасу культурно-просветительской ассоциации караимов. А с 1999 г. были проведены исследования и начата реставрация комплекса. В сентябре 2005 г. Большая Соборная кенаса в Евпатории, единственный в своем роде памятник караимской духовной культуры, была открыта после реставрации для богослужений.
Вход в Соборную кенасу украшает великолепно декорированный портал, возведенный в 1900 г. в виде триумфальной арки с шестью гладкими, сдвоенными по краям колоннами, установленными на пьедесталах.
Двор кенасы выходит на Караимскую улицу большими ажурными железными воротами, построенными в 1900 г. взамен прежних из кованого железа. Весь двор вымощен белыми квадратными плитами и делится на три малых двора, следующих один за другим и напоминающих собой дворы Иерусалимского храма библейского периода.
|
Внутренний двор кенасы
|
Первый двор – от ворот до колонн – называется двориком-коридором. Он покрыт высоким виноградным трельяжем. При входе для омовения рук построен мраморный фонтан. По обе стороны двора вделаны в стены большие толстые из белого мрамора плиты с письменами на древнееврейском языке. Они служат мемориальными или памятными досками.
Второй двор выстлан белым мрамором, поэтому его называют мраморным двориком, а также двориком-колоннадой. Он начинается четырьмя колоннами, продолжение которых в перспективе сливается с мраморной колоннадой портика Соборной кенасы. Здесь, на восточной стороне в палисаднике, растет чрезвычайно редкий экземпляр виноградной лозы, возраст которого более 200 лет.
Третий – дворик ожидания. Он обнесен с трех сторон высокой стеной с арками и колоннами. В нем, как и в первом дворе, в междуколонных нишах помещены памятные доски. Здесь в хорошую погоду община ожидала начала молитвы; здесь решались и общинные вопросы. В восточной стене двора проложены двери, ведущие в прилегающий черный дворик Малой кенасы и глухой переулок, некогда густо населенный караимами. Возле дверей, в углу, устроен мраморный фонтан для омовения рук перед молитвой, а неподалеку – мраморный столб с солнечными часами.
Из дворика ожидания – вход в выстланный мрамором портик-азара Соборной кенасы. Этот портик прилегает к кенасе с северной и частью восточной стороны и имеет 13 белых мраморных колонн, внизу и вверху опоясанных бронзовыми кольцами и связанных рядом полукруглых арок. Некогда открытый, он ныне застеклен между колоннами для предохранения от сырости старинных раскрашенных деревянных потолков резной художественной работы, приписываемой преданием известному мастеру-караиму по имени Камбурчук Биньяминака. Эти потолки относятся ко временам ханов и были перенесены сюда, по словам старейших прихожан, из прежней старой кенасы.
|
Внутреннее убранство кенасы
|
Снаружи Соборная кенаса представляет небольшое довольно высокое прямоугольное здание в мавританском стиле. Все здание сложено из белых гладких инкерманских камней. В храм ведут два входа — с северной и восточной стороны. Кенаса построена на основе плана храма Соломона. По своей архитектуре она является копией древнейшей в Крыму Караимской Соборной кенасы в Чуфут-Кале.
Для служб в будничные дни у караимов существовала Малая кенаса, сооруженная в 1815 г., и расположенная к востоку от Большой. Она также прямоугольной формы, с четырехскатной крышей под красной татарской черепицей. С северной стороны к ней примыкает застекленная галерея с арками, переброшенными через колонны (6 опор). С восточной ее стороны расположен «женский» вход на хоры – по каменной лестнице в Малую кенасу. Алтарь Малой кенасы был передан в дар Евпаторийской караимской общине. В 1998 г. в нише стены дворика, из которого проходят в женское отделение Малой кенасы, были установлены мемориальные доски, посвященные караимам, погибшим в годы войн и террора. Богослужения здесь возобновились в 1999 г.
Караимские храмы посещали российские государи, высшие сановники, писатели, поэты.
Несмотря на все происшедшие в кенасах изменения, они все же не утратили своего интереса, продолжая и поныне привлекать к себе внимание жителей и гостей Евпатории.
Местоположение: г. Евпатория, ул. Ефета
Список использованных источников:
-
Ельяшевич Б. Евпаторийские караимские кенасы / Б. Ельяшевич // Крымские караимы : происхождение, этнокультура, история. – Симферополь : Доля, 2005. – С. 57–65.
-
Кутайсов В. А. Евпатория : Древний мир. Средние века. Новое время / В. А. Кутайсов, М. В. Кутайсова. – Киев : Стилос, 2007. – 283 с.
Дата публикации
13.05.2020