Украинцы
«Посиделки». Украина, Полтавская губерния, 1915 г.
(передала жительница пос. Зуя)

 

Историческая справка

Историю заселения Крыма украинцами можно проследить с конца XVIII века.

Первый этап связан с поселениями запорожских казаков, осевших на территории Керченского полуострова после заключения Кучук-Кайнарджийского мира в 1774 году. По Указу Екатерины II, запорожским казакам были дарованы земли в Крыму на льготных условиях, и казаки, привыкшие основную часть жизни проводить в военных походах, становились земледельцами. Позднее появились единичные казачьи поселения в Северном Крыму, а некоторые семьи казаков осели в городах.

Второй этап можно проследить с конца XVIII века (после присоединения Крыма к России в 1783 году) до второй половины ХIХ века. В конце XVIII века новые хозяева крымских имений стали переводить на полученные земли крепостных крестьян из различных губерний, в том числе и украинских. Особую ценность представляли земли в Салгирской долине. Именно здесь возникли богатейшие помещичьи усадьбы Тавель и Саблы (ныне села Краснолесье и Партизанское Симферопольского района).

Многие владельческие земли заселялись одновременно крестьянами из числа русских и украинских крепостных, а также и из числа «находящихся в бегах». Например, села Алексеевка и Анновка Симферопольского уезда были основаны крестьянами из Черниговской и Владимирской губерний, село Насыпное Феодосийского уезда – крестьянами Харьковской и Курской губерний.

В конце ХVIII – начале XIX веков в Крым стали прибывать и государственные крестьяне из Полтавской, Черниговской, Воронежской губерний. Они селились или отдельными слободами, или в крымскотатарских селах, образуя смешанные поселения.

Начало XX века характеризовалось значительным межэтническим смешением населения (особенно русско-украинским) с учетом непосредственного соседства представителей крымскотатарского этноса.

Групповой портрет украинцев. Таврическая губерния, Мелитополь, 1911 г.

Самым значительным этапом украинского переселения в Крым были 1860-е годы. Окончание Крымской войны, новая волна выхода крымских татар в Турцию, отмена крепостного права – основные причины, способствовавшие пополнению украинского контингента в Крыму получившими землю отставными солдатами и отпущенными на волю крестьянами. В этот период создавались целые украинские селения в Симферопольском, Перекопском, Феодосийском уездах из переселенцев Киевской, Черниговской, Екатеринославской, Харьковской, Херсонской губерний.

Можно указать множество смешанных сел, в которых поселились крестьяне, получившие экономическую свободу, как-то в Феодосийском уезде – Баксы (украинцы и крымские татары), Капканы (украинские казаки и греки), Подмаячное (украинцы и русские отставные солдаты) и еще 12 смешанных русско-украинских деревень и 27 – со смешанным татарско-русским (в том числе и украинским) населением. В Евпаторийском уезде украинцами пополнились татарские и греческие села – Ярылгач, Кунан, Тарпанчи, Караджа, Тарханкутский маяк и ряд других.

По данным первой Всероссийской переписи населения 1897 года, к концу XIХ века в Крыму проживало около 70 000 украинцев, или почти 12% от общей численности населения, преобладающим было сельское население – 72%.

Украинцы из различных губерний (областей) продолжали прибывать и на протяжении всего ХХ века. В 1920–1930-х годах причиной переселения были голод, нестабильность политической и экономической жизни и, как следствие, ухудшение жизненных условий. Поэтому в Крым в поисках лучшей жизни потянулись как отдельные семьи, так и артели, сельские общины с ходатайствами о получении земли на полуострове.

Начиная с осени 1944 года, украинцы (как и русские) прибывали в Крым по призывам правительства на восстановление разрушенного войной хозяйства. Расселение происходило, в основном, в Судакском, Алуштинском, Ялтинском, Балаклавском, Старокрымском, Белогорском, Куйбышевском, Бахчисарайском районах. За каждым переселенцем закреплялся дом и надворные постройки, выдавались «подъемные». Переселенческим колхозам государство продавало крупный рогатый скот и овец, выделяло сельскохозяйственную технику, автомашины, садовый инвентарь, под аванс выделялось зерно.

По переписи 1989 года, в Крыму проживало 625 900 украинцев, или 22% от общей численности населения Крыма. Впоследствии эта цифра несколько снизилась в связи с тем, что наметилась тенденция в сторону снижения естественного прироста всего восточнославянского населения Крыма, а также в связи с высокой миграционной подвижностью.

По последней переписи населения, в Крыму и в городе Севастополе в общей сложности насчитывается 576 600 этнических украинцев согласно переписи 2014 года – 344 515 украинцев.

Сейчас в Крыму действует «Украинская община Крыма».

 

Этнографический очерк

Тип жилища украинцев в крымских поселениях редко соответствовал традиционному, характерному для родины переселенцев. На начальном этапе это были чаще всего землянки, а затем строились жилища, вид и планировка внутреннего пространства которых могли зависеть от типа местности и окружающего соседства. В строительстве жилища использовалась местная кладка: изгородь, привычно изготавливаемая украинцами из соломы или камыша (загата), в Крыму заменялась каменной. В степи в каждом дворе строился колодец. Горище дома использовалось для хранения зернового хлеба. Хозяйственные помещения очень часто соединялись с хатой.

С конца XVIII – начала XX веков хозяйственная и промысловая деятельность украинского населения зависела от местности расселения. В степном Крыму украинцы занимались хлебопашеством и скотоводством, в Перекопском уезде – выволочкой соли, извозом, в Симферопольском – рубкой леса и выжиганием древесного угля. Разведение овец сопровождалось изготовлением ковров (килимов), одежды из шерсти. Женщины занимались прядением и ткачеством, особое место в рукоделии занимала вышивка сорочек и рушников. Гончарный и кирпичный промыслы развивались в местах залежей глины.

Посуда использовалась глиняная, выполненная в домашних условиях, либо медная, изготовленная татарскими мастерами. Развивалось гончарное ремесло, которым занимались крестьяне на прежнем месте, причем глиняными изделиями обеспечивали не только свои нужды, но и изготовляли товар на продажу местному населению. Не случайно среди сохранившейся посуды гончаров, кроме обычных крынок и макитр, можно встретить даже глиняные куманы (кьуман – крымскотатарский, кувшин с носиком, использовавшийся для гигиенических процедур). Эта традиция продолжалась и в XX веке. Последние гончарные печи исчезли в 1970-х годах, а посуда и секреты обработки глины хранятся у потомков первых украинских переселенцев и до настоящего времени.

Украинец на отдыхе. Крым, 1913 г.

Традиционная украинская одежда с течением времени изнашивалась и использовалась только для исполнения ритуалов. На смену ей приходил упрощенный, во многом лишенный национальных черт, костюм, характерный для всего местного населения, но название элементов одежды оставалось украинское.

Украинская кухня всегда отличалась чрезвычайной практичностью, и Крым был не исключением. Борщ, галушки, каша, вареники и картошка – основные блюда, готовившиеся переселенцами. Наиболее ценным пищевым запасом считалось сало. Свинину предпочитали другим видам мяса. Молочные продукты употребляли ежедневно, за исключением постов, в основном кислое молоко (кисляк) и творог.

Интересны факты веротерпимости, приведенные известным российским ученым П. П. Семеновым-Тян-Шанским. Например, зуйские крестьяне, среди которых были и украинцы, часто посещали место поклонения крымских татар в имении Каясты (в 6 верстах от Зуи), где находилась скала Хырк-Азиз (40 святых). В Мангушах, где проживали до выселения (1778 г.) греки, крымские татары, а затем молдаване, русские и украинцы – украинцами в 1858 году была восстановлена церковь Петра и Павла (оставленная греками и возобновленная в 1808 году молдаванами, в 1821 – русскими).

В 1920–1930-х годах в Крыму украинцы еще поддерживали национальные традиции в одежде, строительстве жилья, исполнении обычаев и обрядов. Но постепенно в обиход стала входить одежда «на городской манер», вся мебель и утварь по мере выхода из строя заменялась фабричными экземплярами. Убранство и одежда складывались в сундуки и почти не использовались. Моральные устои разрушались советскими нововведениями. Уничтожались и закрывались церкви и храмы – уходили традиционные религиозные и календарные праздники, заменяясь новыми. Оставались только фотографии, напоминающие об этнической принадлежности. Многие из украинцев позднее стали называть себя русскими (так они проходили и по переписям), забывая свои корни и традиции. И если на территории тех украинских регионов, откуда шло переселение в 1920–1930-х годах еще сохранялись патриархальные устои, то в полиэтничном Крыму, где самой традиционной можно было считать только местную бытовую культуру, независимо от этнической принадлежности ее носителей, традиция в советский период была практически полностью выхолощена.

На территории Крыма управление семьей у украинцев осуществлялось на традиционной основе – главой выступал мужчина, хотя большинство распорядительных функций было сосредоточено в руках женщины. Дети должны были уважительно относиться к родителям, обращаясь на «вы». С особым почтением относились к родным, кумовьям, к посаженым и названным родителям.

В настоящее время во многих украинских семьях хранится традиционная одежда, которая используется как обрядовая и как наглядный материал для воспитания подрастающего поколения. Традиционно исполняются семейные обряды (крещение, свадьба, похороны), отмечаются религиозные и календарные праздники с учетом опыта предыдущих поколений. Немаловажна в этом роль фольклорно-этнографических коллективов, при участии которых возрождаются традиционные обряды, обычаи, праздники.

 

Автор статьи
Л. А. Науменко,
заместитель директора
 
 
 
Дата публикации
27.04.2020
FancyBox