Русские
Константин Андреевич Борисов с семьей. Крым, Симферополь, конец XIX в.

 

Историческая справка

Заселение русских в Крыму прослеживается с конца XVIII века, после подписания в 1783 году Екатериной II манифеста о присоединении Крыма к России.

Можно выделить несколько этапов интенсивного заселения Крыма русскими. Период 1783–1791 годов – время наместничества в Тавриде князя Г. А. Потемкина; период конца 1850-х – начала 1860-х годов, связанный с новой волной эмиграции крымских татар после Крымской войны и притоком крестьян из южных и центральных губерний России в связи с отменой крепостного права; период послереволюционных событий 1917 года, когда ухудшение жизненных условий вынуждало переселяться в Крым жителей Белоруссии, Восточной Украины и российской глубинки; послевоенный период вербовки граждан России и Украины (в основном западных областей) на восстановление хозяйства Крыма.

Русская семья. Крым, Симферополь, начало XX в.

Первыми русскими поселенцами были солдаты Екатеринославского и Фанагорийского полков, оставленные в Крыму для охраны южных рубежей Российской империи. Они расселялись в Симферопольском и Феодосийском уездах на целинных землях. К 1786 году на картах Крыма уже обозначились первые русские деревни – Санкт-Петербургские Мазанки, Зуя, Петровка, Изюмовка, Подмаячное – существующие и по сей день. Местечко Салы Феодосийского уезда (ныне с. Грушевка Судакского горсовета) было заселено отставными солдатами еще в 1779 году. Войска крымских гарнизонов расквартировывались и в татарских селениях. Так, в Мангуше (ныне село Прохладное Бахчисарайского района) осели отставные матросы и донские казаки.

Наряду с отставными военными в Крым хлынули беглые крестьяне и бродяги. До сих пор существуют основанные ими слободки Баланова и Барабанова в Симферопольском уезде (ныне села Белогорского района – Баланово и Барабаново). Крепостные бежали из южных и центральных губерний России – Курской, Воронежской, Орловской, Тамбовской, Саратовской.

Государственные крестьяне густозаселенных губерний переходили добровольно в степные пространства Крымского полуострова в поисках лучших условий для жизни. Так были заселены деревни Бия-Салы – крестьянами со всех концов России, Верхние и Средние Саблы – переселенцами из сел Киевской и Владимирской губерний и многие другие. В результате к концу XVIII века в Крыму уже проживало 15 000 русских.

В начале ХХ века по численности русскоязычные жители устойчиво выходят на первое место. В уездах удельный вес русских увеличивается до 29%, в городах – до 56%. Русские стали преобладающим этносом. К концу 1920-х годов русские составляли абсолютное большинство в Севастопольском районе (60%).

Период 1944–1949 годов характеризуется, в основном, заселением колхозов и совхозов в горных и предгорных районах, откуда были выселены крымские татары. В 1950–1954 годах в Крым переселяются целые бригады и колхозы из Курской, Воронежской, Рязанской областей. С 1944 по 1959 годы число русских в Крыму увеличилось до 70%.

По переписи 1989 года в Крыму проживало русских 1 688 200 человек, что составляло более 68% от численности всего населения Крыма. В настоящее время их численность несколько сократилась в связи с возвращением насильственно переселенных ранее жителей полуострова. Изменилось и процентное соотношение русских в сравнении с другими крымскими этносами.

По переписи 2001 года, в Крыму численность русских составляла 1 450 394 человека, по переписи 2014 года – 1 492 076 человек.

 

Этнографический очерк

В процессе заселения крымских земель русскими переселенцами неизбежное соседство с представителями других этносов на протяжении многих поколений привело к некоторым изменениям в чертах их характера, поведении, языке, устройстве жилища, национальной кухне, обрядовости. Так, переселялись крестьяне на троечных русских повозках, которые вскоре были заменены татарскими арбами. Привозили с собой сохи, позднее уступившие место деревянным плугам.

Местность для построек переселенцы обычно выбирали в низинах, а на холмах строили церковь и размещали кладбище, что типично для русских поселений. Закладка селений начиналась с десятка солдатских землянок, которые позднее сменились не на привычные российские деревянные избы, а на украинские «мазанки», что и дало название одному из крымских сел. Материалом для постройки служил колып (самодельный кирпич с соломой), плетень. Стены внутри и снаружи обмазывали глиной и белили. Крыша была покрыта черепицей («татаркой» или «марселькой»).

Свадебный портрет, молодые. Крым, Евпатория, начало XX в.

Практически для жилья отводилась лишь одна комната (хата), которая делилась печью на две половины. Одна часть служила спальней и гостиной, другая – кухней. Входили в дом через сени, в потолке которых был устроен лаз, ведущий на чердак. Непременный элемент русского жилища –  русская печь. Она служила и для приготовления пищи, и для мытья, и для лечения больных. Хотя русскую печь позднее вытеснила «голландка» с плитой и грубой, она осталась у старожилов во дворе и служила для выпечки хлебов и пасхальных куличей.

По диагонали от печи, слева от входа, располагался святой (красный) угол. Особо почитались у русских переселенцев иконы Николая Угодника (покровительствующего путникам), Христа Спасителя, Святой мученицы Прасковьи (покровительницы очага) и Божьей Матери (Казанской, Почаевской, Федоровской, Тихвинской, в зависимости от мест, откуда прибыли переселенцы).

Почти до начала XX века мебелью служили скамьи и неподвижные лавы вдоль стен. Посуду хранили в суднике – прибитых к стенке полках. Одежду вешали на жертку – длинную палку над полатями. Там же примащивали люльку (в некоторых домах до сих пор сохранились вбитые в потолок железные кольца для ее подвешивания). Позднее фабричная мебель вытеснила скамьи и лавы.

Русское население Крыма занималось, в основном, хлебопашеством. На целинных землях выращивали пшеницу, ячмень, просо, лён. Только русские возделывали рожь, введя ее в севооборот наряду с картофелем. Повсеместно были развиты огородничество, садоводство, извозный промысел, ломка камня, работа на табачных плантациях. В Феодосийском уезде русские занимались виноградарством и виноделием.

Одежда русских поселенцев в Крыму поначалу отражала характер той местности, откуда они прибыли; позднее в ней появились черты одежды окружающего населения и городской моды.

В пищу русские переселенцы употребляли традиционные для Руси блюда – щи, борщ, кулеш. Широко использовали тыкву, помидоры, кабачки, баклажаны, перец. Из мяса ели дворовую птицу, баранину, но преимущественно свиное мясо и сало. 

По вероисповеданию русские – православные христиане. С образованием в 1859 году самостоятельной Таврической епархии, церковная жизнь в Крыму стала активно развиваться. Менее чем за десять лет появилось более ста новых приходов, активизировали свою деятельность монастыри, открылись мужские  и женские духовные училища.

Во главе семьи русских переселенцев стоял мужчина, который управлял всей жизнью и хозяйством. Мужчины выполняли все тяжелые работы, женщины занимались хозяйством, воспитанием детей, полевыми работами. Дети всегда имели свои обязанности в семье – помогали по хозяйству, в огороде. Мальчиков рано приучали к мужским работам, девочек – шить, вязать, ухаживать за младшими детьми. Семьи, как правило, были многодетными.

 

Автор статьи
Л. А. Науменко,
заместитель директора
 
 
 
Дата публикации
14.04.2020
FancyBox
 
 
крымоведческий информационно-библиографический портал

КОНТАКТЫ

Тел.:
+7 (3652) 608-644
Адрес:
295017, Россия, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Набережная им. 60-летия СССР, 29-А
e-mail:
franco@crimealib.ru
Яндекс.Метрика

© 2019–2021 ГБУК РК Крымская республиканская универсальная научная библиотека им. И. Я. Франко
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна